Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Отменная позиция: кому выгодны массовые задержки авиарейсов
2019-01-30 16:42:37">
2019-01-30 16:42:37
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Массовые задержки вылетов не всегда связаны с погодными условиями. Крупные перевозчики могут использовать этот предлог для сокращения собственных издержек, заявили «Известиям» в институте экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ. Так, в минувшие выходные в столице наибольшее число отмен (более 130) пришлось на «Аэрофлот». Остальные авиакомпании перенесли всего около 20 вылетов, уточнили в Общероссийском объединении пассажиров. Выяснением истинных причин массовых задержек уже занимается Московская межрегиональная транспортная прокуратура — проверка завершится до конца февраля, сообщили «Известиям» в ведомстве.

Подавляющее большинство из 300 рейсов, задержанных и отмененных во время снегопадов 26–27 января, было зафиксировано в Шереметьево. Базирующийся там «Аэрофлот» сообщил об отмене 131 и переносе еще 151 вылета. У остальных авиакомпаний серьезных изменений не наблюдалось — в целом речь идет об отмене всего порядка 20 рейсов, сказал «Известиям» глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В S7 Airlines, UTair, «Уральских авиалиниях» и «Нордавиа» «Известиям» рассказали, что вылеты из-за снегопада не отменялись, однако подтвердили опоздание некоторых самолетов. В частности, в UTair отметили, что авиакомпания в указанные даты выполнила план полетов на 100%, задержки рейсов составили в среднем 15–20 минут. Борт «Уральских авиалиний», летевший в Домодедово, из-за непогоды совершил вынужденную посадку во Внуково. У «Нордавиа» произошла длительная задержка рейса Римини–Домодедово: самолет более часа кружил в ожидании разрешения на посадку из-за внеплановой очистки ВПП.

В пресс-службе аэропорта Домодедово признали, что в связи с погодными условиями в расписании были «технические задержки». Во Внуково сообщили, что отмены рейсов по метеоусловиям не было, а в Шереметьево сказали, что 26–27 января аэропорт работал штатно, несмотря на обильный снегопад.

Задержки без издержек

Опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что массовая отмена рейсов, в которой уже не первый раз замечают «Аэрофлот», в определенных обстоятельствах может быть выгодна авиакомпании. В некоторых ситуациях дешевле оставить самолет на земле, а пассажиров отправить другим бортом, считает эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Андрей Крамаренко.

— В период низкого спроса у «Аэрофлота» может возникнуть желание сократить число рейсов под благовидным предлогом. Это позволит снизить количество взлетов-посадок в аэропорту, уменьшить число задержек авиарейсов и снизить за счет этого собственные издержки, — сказал он.

Отмена рейсов, в отличие от их задержки, не сказывается на рейтингах перевозчика, поэтому нельзя исключать, что «Аэрофлот» поступает так для сохранения положительной статистики, предположил эксперт.

— По большинству направлений у него несколько ежедневных частот, и это позволяет пересадить пассажиров отмененных рейсов без особых неудобств для них и издержек для авиакомпании, — добавил Андрей Крамаренко. 

Отмена такого числа рейсов, по его мнению, отчасти может быть связана и с особенностями Шереметьево: две зависимые ВПП не позволяют проводить параллельные взлетно-посадочные операции, в пиковые часы пропускная способность аэропорта уже исчерпана и при хорошей погоде.

— Авиакомпания может злоупотреблять погодными условиями для отмены малозагруженных рейсов и объединения нескольких таких рейсов в один. Ведь другие самолеты «Аэрофлота» взлетали и садились в непогоду в этом же аэропорту, — пояснил «Известиям» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В пресс-службе «Аэрофлота» опровергли это предположение, подчеркнув, что «штатные синоптики тщательно анализируют метеокартину». Если она оценивается как неблагоприятная, перевозчик заранее меняет расписание.

— Заблаговременные предупреждения позволяют уменьшить неудобства для пассажиров, которые могут скорректировать свои планы и избежать ненужного скопления в аэропорту, — добавил представитель компании.

Уточнять информацию о загрузке отмененных рейсов в пресс-службе отказались. Но по данным Росавиации, из 10 крупнейших российских авиакомпаний самая низкая загрузка пассажирских кресел в 2018 году была именно у «Аэрофлота» (80,5%).

— В низкий сезон «Аэрофлот» объединяет рейсы, чтобы не гонять полупустые самолеты. Это давняя история, всем понятная, которая неоднократно поднималась, — сказал «Известиям» источник в авиаотрасли. — В Шереметьево третья категория аэродрома (самая высокая — «Известия»), поэтому посадке даже в сложных метеоусловиях ничего не мешает. Нужно задать вопрос авиакомпаниям «Уральские авиалинии», «Россия» или Nordwind, которые летают в тот же аэропорт — почему они не отменяют рейсы, как «Аэрофлот»?

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В Международной ассоциации аэропортов одной из причин участившихся отмен и задержек авиарейсов в непогоду называют новые требования Минтранса к аэродромам: для ВПП второй категории стала необходима радиолокационная станция обзора или многопозиционная система наблюдения. Об этом, в частности, говорится в письме исполнительного директора ассоциации Сергея Никотина министру транспорта Евгению Дитриху (есть в распоряжении «Известий»).

В Минтрансе «Известиям» подтвердили, что в Федеральные авиационные правила (ФАП) были действительно внесены изменения, касающиеся оснащения аэродромов гражданской авиации системами управления и контроля за наземным движением. Однако информацией «о снижении какой-либо пропускной способности в связи с введенными требованиями» в ведомстве не располагают.

Только для больших

В зависимости от типа воздушного судна, дальности перелета и загрузки борта авиакомпания в среднем зарабатывает от 655 тыс. до 3,2 млн рублей на каждом среднемагистральном рейсе и до 4,5 млн рублей — на дальнемагистральном, пояснил «Известиям» глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

— Задержка в воздухе воздушного судна обходится в 150–200 тыс. рублей в час в связи с дополнительным расходом топлива и увеличением фонда оплаты труда (ФОТ), — рассказал директор транспортной практики Strategy Partners Михаил Нохрин. — Каждый час простоя борта на земле стоит 20–30 тыс. рублей, не считая аэропортовых сборов. При этом если рейс отменен и «уплотнить» другие рейсы нельзя, перевозчик несет затраты на лизинг борта и зарплату экипажа (около 300 тыс. рублей на рейс), а также аэропортовые сборы и расходы на компенсации пассажирам.

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Именно поэтому отменять рейсы может себе позволить только очень крупный перевозчик, отметил управляющий партнер Arthur D. Little в России Александр Ованесов.

— Маленькая компания от этого очень сильно страдает. Чаще всего перевозчику приходится брать дополнительный борт у кого-то, а это очень дорого. Чем больше авиакомпания, тем проще отменить рейс: у нее есть capacity (провозные емкости) — большой парк.

Московская межрегиональная транспортная прокуратура до конца февраля планирует завершить проверку по факту массовой отмены и задержки рейсов в московских аэропортах 26–27 января, сказала «Известиям» представитель ведомства Екатерина Короткова. Проверка должна установить причины произошедшего, соблюдались ли при этом права пассажиров и предоставлялись ли им соответствующие услуги при ожидании рейсов. В случае выявления нарушений будут приняты меры прокурорского воздействия, пообещали в ведомстве.

 

Загрузка...