Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Американский холдинг State Street выплатит $7,5 млн из-за нарушения санкций
Мир
Принц Гарри признался, что опасается покушения на свою жену Меган Маркл
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил три дрона ВСУ за одно боевое дежурство
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Общество
В Госдуме рассказали о повышении пособий по беременности и уходу за ребенком
Общество
Заслуженный юрист РФ раскрыл новую уловку мошенников с «заграничными номерами»
Общество
Следственный комитет установил еще трех участников банды Ясина
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Мир
Зеленский признал покровское направление в ДНР самым сложным для ВСУ
Общество
Песков заявил, что о мобилизации в РФ речи не идет
Общество
Чуйченко рассказал о возможном увеличении предельного возраста нотариусов до 80 лет
Армия
Рязанские десантники дроном уничтожили командный пункт пехотного батальона ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Россия выступает за расширение Совбеза ООН за счет развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, однако общий состав органа не должен превышать 20 участников. Об этом в интервью «Известиям» заявил постоянный представитель РФ при отделении ООН в Женеве Геннадий Гатилов. Он подчеркнул, что даже спустя 20 лет после начала разговоров о реформе совета консенсуса по этому вопросу достичь не удалось. Дипломат также рассказал о создании Конституционного комитета по Сирии, выводе войск США из этой страны и о том, как себя чувствует российская делегация на ооновской площадке в Женеве.

Постоянный представитель России при отделении ООН в Женеве Геннадий Гатилов

Постоянный представитель России при отделении ООН в Женеве Геннадий Гатилов

Фото: ТАСС/Шарифулин Валерий

— Вы занимаете должность постпреда при ООН в Женеве с 1 февраля 2018 года. На некоторых международных площадках (от Совета Европы до ОЗХО) в этом году ситуация складывается не в пользу Москвы. Как обстоят дела в Женеве?

— В целом здесь российская делегация чувствует себя вполне комфортно. Хотя, конечно, в этом году важные драматические события не обошли и женевскую площадку. Мы тоже сталкиваемся с антироссийскими выпадами, и прежде всего это касается конференции по разоружению, где некоторые делегации пытались раскрутить политизированные темы, которые не имеют отношения к мандату конференции. Это и «сирийская химия», и северокорейские сюжеты, и пресловутое «дело Скрипалей». К сожалению, некоторые наши западные коллеги — в первую очередь США и Великобритания — пытались увести работу разоруженческого формата в сторону.

Тем не менее мы поддерживали рабочие контакты и с ними, и практически со всеми остальными делегациями, добиваясь того, чтобы снизить градус бессмысленной полемики. Многие делегации понимают и принимают нашу позицию: даже если по каким-либо причинам они не могли говорить об этом публично, в кулуарах определенно высказывались против политизации форума.

Подводя итог, скажу, что мы работали честно и стремились объединить наших партнеров на основе конструктивного диалога.

О взаимодействии с США

— Россия активно и последовательно отстаивает работу в многосторонних форматах на основании норм международного права. США, напротив, всё чаще склоняются к тому, чтобы решать вопросы в двустороннем порядке. В итоге на международной арене сталкиваются два диаметрально противоположных подхода. Как в этом случае Москве и Вашингтону найти общий знаменатель?

— Есть целый ряд проблем, которые можно решить только коллективными средствами при участии всего международного сообщества. Это, прежде всего, нераспространение оружия массового уничтожения (ОМУ), проблема терроризма, вопросы трансграничных гуманитарных катастроф. Исключительно на двусторонней основе их решать невозможно. Мы выступаем за то, чтобы в основе урегулирования лежал Устав ООН. Мы считаем неприемлемыми действия в обход международного права, а также двойные стандарты, в том числе в отношении соблюдения прав человека. Для нас принципы Организации Объединенных Наций незыблемы и универсальны.

Геннадий Гатилов (в центре) во время заседания Совета безопасности ООН

Геннадий Гатилов (в центре) во время заседания Совета безопасности ООН

Фото: ТАСС/Щербак Александр

Безусловно, целый ряд вопросов может решаться в контексте двусторонних отношений, однако это не должно приводить к маргинализации ООН.

— За последний год США покинули сразу несколько площадок в системе Организации, при этом постепенно сокращая финансирование ооновских форматов. Насколько ощутимы эти потери?

— Я считаю, что это неконструктивный подход. Для решения общих международных проблем страны, напротив, должны объединиться.

Что касается финансирования, то здесь существуют определенные правила и схемы. Есть шкала обязательных взносов, которую утверждает Генеральная Ассамблея. Постановка вопроса об одностороннем сокращении обязательного финансирования какой-либо страной недопустима — за это предусмотрены штрафные санкции в виде лишения права голоса. Когда же речь заходит о добровольных взносах, то их размеры зависят исключительно от доброй воли стран-участниц. Безусловно, отказ крупного донора, каковым являются США, от добровольного финансирования негативно повлияет на работу некоторых организаций системы ООН.

Тем не менее не стоит драматизировать ситуацию. Несмотря на громкие заявления о выходе из ООН, надо отметить, что США всё же не подвергли кардинальному пересмотру финансирование женевских организаций.

О реформе ООН

— Насколько сегодня реально и своевременно реформирование Организации?

— Этот вопрос вполне закономерен, поскольку с момента ее создания поменялись реалии международной политики, да и сама ООН активно развивается. Изменения должны пройти таким образом, чтобы работа Организации стала эффективнее и соответствовала текущей обстановке, возникающим новым задачам.

Когда говорят о реформе ООН, вспоминают в первую очередь Совет Безопасности и варианты его расширения. Этот вопрос является предметом острой дискуссии на протяжении уже двух десятков лет. Существуют две противоположные позиции: одна группа стран настаивает на том, чтобы в СБ появились новые постоянные места, а вторая считает, что это неприемлемо и что надо расширить число только непостоянных членов. В итоге разногласия по этому фундаментальному вопросу не позволяют найти приемлемое решение.

Дворец Наций в котором размещается европейское отделение ООН в Женеве — вторая важнейшая резиденция ООН в мире после Нью-Йорка

Дворец Наций в котором размещается европейское отделение ООН в Женеве — вторая важнейшая резиденция ООН в мире после Нью-Йорка

Фото: Global Look Press/Guenter Fischer

— К какой из этих групп относится Россия?

— Мы выступаем за расширение СБ в пользу главным образом развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. При этом нельзя, чтобы Совет стал слишком аморфным и раздутым. Поэтому для нас приемлем вариант, при котором число участников не сильно бы превышало 20 стран. Еще один принципиально важный момент — право вето постоянных членов. Мы считаем этот инструмент важным при работе над сбалансированными решениями и отстаивании позиций меньшинства, а потому неприемлем попытки некоторых стран ограничить действие этого инструмента.

Конечно, оптимальным было бы найти консенсус по реформе Совбеза, но пока такого варианта не просматривается. Одно известно наверняка: нельзя допустить, чтобы попытки сделать Совет более представительным сказались на его работоспособности.

Об урегулировании в Сирии

— В январе на смену спецпосланнику ООН по Сирии Стаффану Де Мистуре приходит Гейр Педерсен. Насколько важную роль во всем сирийском урегулировании играет посредник ООН и чего ожидает российская сторона от Гейра Педерсена?

— В последние дни уходящего года по части сирийского урегулирования произошли важные события. В Женеве прошли консультации глав МИД стран Астанинского процесса со Стаффаном Де Мистурой. Дискуссия на встрече проходила в откровенной атмосфере, при этом, основной темой было создание Конституционной комиссии. Наш министр Сергей Лавров и его коллеги из Ирана и Турции представили в ООН состав этого органа. Мы считаем это важным шагом в сторону политического урегулирования в Сирии, поскольку этот список был согласован с Дамаском и сирийской оппозицией.

Однако в ООН, к сожалению, не согласились с этим составом, и мы не совсем понимаем, чем мотивирована выжидательная позиция организации. Увы, окончательного решения принято не было. Тем не менее, работа находится на завершающей стадии, и если не до конца нынешнего года, то, надеемся, в начале 2019-го состав комиссии будет согласован. А это уже позволит перейти к политическому урегулированию с обсуждением конституции страны.

Это станет главной задачей нового Спецпосланника ООН по Сирии Гейра Педерсена. Рассчитываем, что, опираясь на уже достигнутые результаты, он завершит работу над созданием Конституционного комитета, наладит конструктивные отношения со всеми сторонами конфликта.

Спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура покинул свой пост 20 декабря 2018

Спецпосланник генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура покинул свой пост 20 декабря 2018

Фото: TASS/Zuma/ZEUS

— Правильно я понимаю, что список Конституционного комитета будет дополнен в соответствии с позицией ООН?

— В Женеве было условлено, что работа будет продолжена. Насколько состав будет скорректирован и будет ли вообще, станет ясно после дальнейших контактов. Мы исходим из того, что в том виде, в котором мы его представили совместно с Турцией и Ираном, он удовлетворяет все стороны конфликта. И это единая позиция всех трех гарантов.

— Создание комитета проходит на фоне новостей о выводе войск США из Сирии. Насколько благоприятно это решение и, главное, насколько оно гарантировано?

— На этот счет поступают противоречивые сигналы. Реальный вывод войск (если это произойдет) — безусловно, шаг в правильном направлении. Однако надо посмотреть, насколько заявление Вашингтона будет соответствовать реальности. Нельзя забывать, что США находятся в Сирии незаконно — их присутствие там не обусловлено ни решением Совета Безопасности, ни приглашением официального Дамаска. Необходимо, чтобы вывод войск не был обставлен какими-то условиями, которые в итоге свели бы эти громкие заявления на нет. Поэтому здесь я был бы осторожен в прогнозах.

— Германия заявляла, что готова участвовать в восстановлении Сирии после создания комиссии. Что изменится в политике европейских стран и США в САР, когда формат наконец будет запущен?

— Хотелось бы надеяться, что после этого отношение западных стран трансформируется в положительную сторону. Некоторые из них публично, да и в ходе наших закрытых контактов давали понять, что были бы готовы пересмотреть свое участие в реконструкции Сирии. Но при этом они подчеркивали, что отправной точкой должно стать создание Конституционного комитета. И теперь, когда формирование этого органа близко, а политический процесс получает новый мощный импульс, хотелось бы, чтобы наши западные партнеры заняли в этом плане новую позицию. Готовы ли они отойти от своих предвзятых и политизированных подходов и начать оказывать реальную помощь всем сирийцам? За этим надо будет внимательно наблюдать.

Военные США на территории Сирии

Военные США на территории Сирии

Фото: REUTERS/Zoe Garbarino/U.S. Army

С учетом положительной динамики в Сирии и стабилизации обстановки в большей части страны настало время, когда этому процессу надо оказывать всестороннее содействие. В Женеве мы настойчиво проводим эту мысль, пытаясь вовлечь ооновские гуманитарные организации как в вопросы реконструкции, так и в возвращение сирийских беженцев.

— Ранее стало известно, что Турция вводит войска против курдских формирований на севере Сирии. Сейчас поступила информация о том, что операция на востоке Евфрата откладывается. Учитывая, что курды — полноправный участник сирийского диалога, как расценивает эти шаги Россия?

— Исходим из того, что курдский вопрос — очень чувствительная тема во всей политической мозаике Сирии. Деятельность Турции на севере страны — временное явление, которое связано с обеспокоенностью вопросами нацбезопасности и в первую очередь с террористической угрозой. Не будем судить, насколько эта обеспокоенность обоснованна. Мы знаем, что Анкара заявляет о полной поддержке территориального суверенитета Сирии, и не видим оснований не доверять этой позиции. Турция имеет протяженную границу с САР, а потому у нее есть определенные основания реагировать на угрозы собственной безопасности, особенно если они содержат признаки терроризма.

Курдский вопрос важен для сохранения сирийской государственности и последующей стабилизации в регионе. А потому необходимо достичь такого решения, которое позволило бы жить представителям всех конфессий в мире и согласии. А это возможно только через диалог.

— Российская сторона заявляла о планах контролировать передвижение турецких войск в стране. Как Россия планирует это делать?

— Мы внимательно следим в целом за развитием военно-политической ситуации в Сирии. И курдский вопрос является предметом нашего внимания. Что касается отслеживания, то это определять нашим военным экспертам.

О ситуации в Йемене

— Хотелось бы еще поговорить о конфликте в Йемене, который в ООН неоднократно называли гуманитарной катастрофой. В результате недавних переговоров в Швеции стратегически важный город Ходейда перешел под контроль Организации. Как, исходя из этого, Россия оценивает нынешнюю ситуацию в стране и перспективы ее решения?

— Гуманитарная ситуация в Йемене не менее, а порой даже и более тяжелая, чем положение в Сирии, и это вызывает нашу глубочайшую обеспокоенность. Мы считаем, что у йеменского конфликта нет военного решения. Международное сообщество, в частности ООН, должно играть в этом конфликте серьезную роль, побуждая стороны остановить насилие и сесть за стол переговоров.

Подразделение хуситов перед отправкой на фронт. 9 декабря 2018 года, Йемен, Сана

Подразделение хуситов перед отправкой на фронт. 9 декабря 2018 года, Йемен, Сана

Фото: Global Look Press/Hani Al-Ansi

Попытка провести такие контакты в Женеве в сентябре не увенчалась успехом, однако 13 декабря в Швеции вновь по инициативе ООН переговоры сторон всё же состоялись. В итоге они договорились об отводе военных подразделений из красноморского порта Ходейда, который, к слову, является главным каналом доставки гуманитарной помощи в Йемен.

Мы приветствуем эти межйеменские договоренности, поддерживаем усилия ООН и спецпредставителя ее Генсекретаря господина Гриффитса, активно участвуем в работе пятерки постоянных членов СБ, которые, кстати, присутствовали на встречах в Швеции.

Сейчас стороны только подступаются к политическому процессу: то, что произошло в Швеции, — это важный, но пока еще только первый шаг на пути к мирному урегулированию в стране.

 

Прямой эфир