«ООН должна пройти глубокий процесс реформ»
Организация Объединенных Наций должна адаптироваться под современные реалии. Об этом заявила председатель Генеральной Ассамблеи Мария Фернанда Эспиноса Гарсес. О том, как нужно реформировать ООН, почему планете необходимо Парижское соглашение по климату и что организация может сделать для сохранения ДРСМД, она рассказала в эксклюзивном интервью «Известиям».
— Многие страны апеллируют к решениям ГА ООН, когда им это выгодно, и, наоборот, игнорируют, если эти решения не отвечают их интересам. Как обязать страны выполнять резолюции организации?
— Многостороннее сотрудничество предполагает доверие, но также и совместную работу. Как только государства соглашаются с резолюцией и голосуют по ней, они должны быть ответственны за свои действия. В качестве примера хочу привести цели Программы устойчивого развития ООН 2030. Этот план позволяет странам улучшать их внутреннюю политику, чтобы бороться с бедностью, неравенством и изменением климата. Таким образом, существует согласие по вопросу, что страны должны действительно приложить все необходимые усилия для реализации того, о чем они договорились. И именно это делает многостороннюю систему незаменимой. Нет другого способа решить глобальные проблемы. И в этой системе речь идет не об избирательности. Это всё для общего блага. Для этого ООН и была создана 73 года назад.
— Нуждается ли ООН в реформировании?
— Я считаю, что ООН до сих пор была в состоянии давать очень важные плоды. Например, такие, как Программа устойчивого развития 2030, Парижское климатическое соглашение, Договор о нераспространении ядерного оружия. Я имею в виду, что у многосторонней системы очень много конкретных результатов, которые действительно изменили наше отношение друг к другу, к миропорядку, правам человека и формированию внутренней политики отдельных стран.
Многосторонняя система достигла значительных успехов, но вы правы. Я считаю, что и система, и ООН должны адаптироваться к новым вызовам и новому геополитическому ландшафту. Именно поэтому ООН должна пройти глубокий процесс реформ. Одна из них, которую начал генеральный секретарь Антониу Гутерриш, должна стартовать в январе следующего года и основывается на трех столпах: реформа существующей архитектуры безопасности, административная реформа с целью сделать организацию менее бюрократичной и третий — реформа системы развития.
Вторым шагом будет реформирование Совета Безопасности. Третий шаг — активизация работы Генеральной Ассамблеи. Она должна стать нормативным органом, который имел бы более эффективные механизмы мониторинга за исполнением резолюций, поскольку повестка становится неуправляемой. Генеральная Ассамблея выпускает около 600 резолюций в год. Однако среди них существуют частичные совпадения и повторения, поэтому нам необходимо заняться вопросами повышения эффективности работы Генеральной Ассамблеи.
— А в чем, на ваш взгляд, должна заключаться реформа Совета Безопасности?
— У нас очень много позиций касательно реформы СБ ООН. Моя роль в качестве председателя ГА — поддерживать страны-члены ООН в формировании Совета Безопасности, который лучше отражал бы существующую реальность. Однако еще более важно усовершенствовать рабочие методы СБ. И мы сейчас находимся в процессе реформирования. Конечно, этот вопрос является, пожалуй, одним из наиболее спорных моментов в рамках ООН. Но я позабочусь о том, чтобы мы достигли прогресса на этом направлении.
— Соглашение по климату, заключенное в Париже в 2015 году, пока себя не оправдало. Есть ли дальнейший смысл в документе после выхода США из соглашения?
— Только лишь выхода США недостаточно. Я считаю, что Парижское соглашение — огромное достижение. Это и есть многосторонняя система в действии. Я участвовала в переговорах по нему и могу сказать, что в то время это было лучшее, чего мы могли достичь. Конечно, есть страна, которая вышла из соглашения, но этот договор был поддержан американскими городами, губернаторами и штатами, которые остаются привержены ему. В связи с этим роль местных органов власти в продвижении соглашения очень важна.
Научные данные по этой проблеме весьма удручающие. Изменение климата — одна из угроз всему существованию человечества. Поэтому нужно действовать прямо сейчас. Мы надеемся, что все страны выполнят свою часть обязательств.
— В последнее время возник острый спор между Россией и США по поводу ДРСМД. Вашингтон намеревается покинуть соглашение. Не нанесет ли такой шаг удар по стратегической стабильности, и может ли ООН предложить иной механизм, который остановил бы гонку вооружений?
— Сильная и надежная международная система, основанная на правилах, зависит от политической приверженности и воли всех вовлеченных стран. Эта воля и позиция Организации Объединенных Наций должны заключаться в том, что те страны, которые взяли на себя обязательства и подписали соглашение, должны соблюдать их. Особенно когда мы имеем дело с вопросом, который действительно ставит под угрозу весь мир. Ядерная гонка касается не только стран, обладающих таким оружием, но и всего человечества на планете. У нас есть Договор о нераспространении, который, я надеюсь, приведет к полной ликвидации ядерного оружия. Это должны быть коллективные усилия. Если страна решает выйти из соглашения, ООН в такой ситуации может играть роль посредника. Но более важными являются действия заинтересованных стран при полном соблюдении международного права.
— Одна из основных угроз по признанию многих лидеров — международный терроризм. Еще несколько лет назад основным очагом являлась Сирия и Ирак. Россия неоднократно призывала различные стороны, в том числе и международную коалицию по борьбе с ИГ, объединиться против этой угрозы. Как заставить мировое сообщество скоординировать свои усилия?
— Все формы терроризма должны осуждаться, не важно, где и кем они совершаются. В данном случае на эти акты должен быть общий немедленный и эффективный ответ. Страны должны оставить позади свои интересы. Терроризм — реальная угроза, и мы должны смело реагировать вне зависимости от того, где это совершается и кто является ответственным. И действовать мы должны коллективно.
— Когда, по-вашему, начнет работу сирийская конституционная комиссия? Сможет ли она существенно повлиять на процесс возвращения беженцев обратно домой?
— Спецпредставитель генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура приложил огромные усилия в этом направлении, но политические деятели, которые вовлечены в сирийский конфликт, должны также проявить готовность. Это касается не только сирийских властей, но и всех посредников. Имеются определенные надежды, что конституционный комитет сможет найти политическое решение конфликта. Мы знаем, что сирийские беженцы не вернутся в свою страну, если там не наступит мир и не будет никаких условий для их возвращения. Дело том, что ситуация не сильно изменилась. Мы должны посмотреть, что будет дальше.
— Насколько острой сейчас является проблема неконтролируемой миграции?
— Я недавно прибыла из Марракеша, где был принят глобальный договор о миграции, который является очень многообещающей основой для обеспечения надлежащего сотрудничества, обмена и диалога между странами происхождения мигрантов, странами транзита и назначения. У нас также есть глобальный договор по беженцам, который принят Генеральной Ассамблеей 17 декабря. Это чрезвычайно важно, потому что нам нужно общее понимание того, как решать будущее 25 млн беженцев по всему миру. И это число будет увеличиваться, если не устранить коренные причины миграции. В этом случае у нас будут большие проблемы, потому что этот поток не остановится.