Черное Рождество: Страсбург облачился в траур
Уровень террористической угрозы во Франции повышен до максимального. На такую меру власти страны пошли после стрельбы в Страсбурге. Поздним вечером во вторник ее устроил мужчина, предположительно связанный с радикальными исламистскими кругами. Случившееся квалифицированно как теракт. В нем погибли три человека, не менее 12 получили ранения. Среда была объявлена в городе днем траура. Почему столицу Рождества не удалось уберечь от трагедии и как Страсбург переживает ее — в материале «Известий».
От прогулок к «Марсельезе»
Один из старейших в Европе рождественский базар Страсбурга появился в 1570 году, став для Франции первым. Во многом благодаря этой достопримечательности в 1992 году город был официально провозглашен столицей Рождества. Ежегодно в преддверии праздника в город стекались тысячи туристов и местных жителей.
Вечером 11 декабря рождественская идиллия была грубо нарушена. В 20:00 по местному времени вооруженный мужчина неожиданно открыл стрельбу у ярмарки. Минут 15 спустя на место подъехали наряды полиции, но взять преступника не удалось: после двух перестрелок с правоохранителями около 9 вечера раненный в руку преступник сел в такси и скрылся. От его рук погибли трое, еще 12 получили ранения.
Как только в городе раздались первые звуки стрельбы, подразделение по безопасности заседающего сейчас в Страсбурге Европарламента спешно разослало всем евродепутатам SMS с рекомендацией оставаться внутри помещений и не выходить на улицу. Само здание парламента временно закрыли.
Расположенная вблизи Европарламента спортивная арена Ренус в тот трагический вечер принимала баскетбольный матч между местной командой и спортсменами из Любляны. Из-за сообщения о стрельбе свыше 5 тыс. зрителей не выпускали из здания до первого часа ночи. Пытаясь унять охватившую трибуны панику, центровой местной сборной Али Траоре затянул песню Petit Papa Noël. Минуты спустя трибуны отвечали ему «Марсельезой» — в память о жертвах.
Черный день для столицы Рождества
Уже ночью среды власти квалифицировали случившееся как теракт. После экстренного заседания президента Франции Эммануэля Макрона с представителями МВД в стране объявили о повышении уровня террористической угрозы до максимального. На границе с Германией ввели усиленный пограничный контроль, причем дополнительные меры безопасности ввела и приграничная немецкая земля Баден-Вюртемберг. Курсирующий между двумя странами трамвай временно отменен.
В самом Страсбурге среда объявлена днем траура. Мэрия открыла книгу соболезнований. Национальные флаги приспущены, все культурные и увеселительные мероприятия отменены. Закрылся и рождественский базар, за один вечер превратившийся из символа Рождества в символ трагедии.
— В городе много полиции. Флаги приспущены, и в 11 утра прошла минута молчания... Я сегодня осталась дома с сыном — муниципалитет Страсбурга выпустил заявление, что школы и детские сады будут открыты и детей можно приводить, но уроков не будет, а они будут работать скорее в режиме «продленки». Университет Страсбурга, как я понимаю, открыт, но некоторые частные институты занятия с утра отменили, — рассказала «Известиям» россиянка Оксана, последние четыре года проживающая с семьей в Страсбурге. — Конечно, всё это стало огромным шоком, всё время почему-то думалось, что уж нас-то это обойдет стороной. Печально и горько.
Теория заговоров и Fiche S
В блогосфере тем временем появился еще один сюжет. До сих пор не ясно, пройдет ли в ближайшую субботу очередная акция протеста «желтых жилетов», выступления которых уже обернулись гибелью пятерых и ранениями 1407 человек. На этом фоне на страницах активистов протестного движения в Facebook звучит довольно маргинальная, но настойчивая теория заговора. «Макрон и правительство намеренно предпринимают попытку ввести чрезвычайное положение, чтобы не дать «желтым жилетам» совершить революцию», — выражает подозрения ряда французов один из пользователей.
Между тем в СМИ появилась информация, что террорист — 29-летний Шариф Шекат предположительно алжирского происхождения — был уже известен местной полиции. По данным Le Monde, в прошлом этот уроженец Страсбурга был осужден во Франции и в Германии, но неизвестно за что. С тех пор он значился в базе данных с пометкой Fiche S — так обозначают людей, представляющих угрозу нацбезопасности. По данным телеканала BFM TV, подозреваемый был вхож в местные радикальные исламистские круги. И как заявил на пресс-конференции в среду прокурор Парижа Реми Хейц, свидетели слышали, как стрелявший кричал перед атакой «Аллах акбар».
Утром рокового дня жандармы даже пытались Шарифа Шеката арестовать, нагрянув с ордером к нему на квартиру на юго-востоке Страсбурга. Самого преступника дома они не застали, но зато обнаружили некоторое количество гранат. Уже после совершенного им теракта французская полиция задержала четырех родственников стрелка.
— Предупреждать такие одиночные теракты даже в странах с мощными антитеррористическими структурами крайне сложно, если нет опережающей информации, — сказал «Известиям» президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер.
Для Франции, пережившей масштабные теракты в Ницце и Париже, трагедия в Страсбурге стала вторым подобным случаем в 2018 году. В мае 20-летний Хамзат Азимов, имеющий французское гражданство, напал на прохожих с ножом в центре Парижа, убив одного и ранив четверых, прежде чем был застрелен полицией.
Кроме того, вслед за событиями в Страсбурге многие вспомнили еще один «теракт под Рождество»: в 2016 году тунисец, которому было отказано в убежище в Германии, врезался на грузовике в толпу на рождественском базаре в Берлине, убив 12 и ранив 56 человек.
Тогда власти Страсбурга заявили, что не станут вслед за Берлином закрывать свой знаменитый рождественский базар: повышенные меры безопасности вокруг ярмарки были введены еще за два года до случая в Берлине и будут соблюдаться и впредь каждый рождественский сезон, пообещали в 2016 году власти. Но в 2018-м уберечь столицу Рождества, увы, не получилось.