Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Фагот» без фальши: Юлия Ауг сыграла в фильме про пустоту

Экспериментальная комедия Бориса Гуца целиком снята на айфон
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российском прокате — экспериментальная комедия Бориса Гуца «Фагот». Фильм участвовал в конкурсе фестиваля «Окно в Европу» и получил там диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Можно предположить, что выбор жюри был обусловлен прежде всего техническим новаторством: это первый в России полнометражный проект, снятый целиком на смартфон. Однако «Фагот» интересен не только смелой формой, но и провокационным содержанием.

Главный герой Максим (Александр Дривень) хочет расстаться со своей девушкой Олей (Анастасия Пронина), но не решается из-за отсутствия благовидного предлога. И когда Оля сообщает Максиму о беременности, он, поняв, что тянуть больше нельзя, выдумывает причину, по которой якобы не может любить ни одну женщину. Обиженная подруга, однако, пишет обо всем в Facebook, и с этого момента жизнь парня меняется…

На протяжении всего фильма мы не видим исполнителя роли Максима — только его руки, иногда ноги. Так, как если бы мы сами были этим героем. В этом плане «Фагот» немного смахивает на компьютерную игру, которую надо проходить «от первого лица». Мир вокруг, однако, совсем не игрушечный, а подчеркнуто реалистичный. Действие разворачивается в обычных обшарапанных квартирах и на ничем не примечательных улицах, здесь нет места киношной иллюзии. Поэтому столь логичным было решение снимать всё на айфон, как если бы это делали сами герои (которые, к слову, не расстаются с гаджетами).

Почти четверть века назад в Дании появился манифест «Догма-95», инициированный Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом. Свод строгих правил предполагал полный отказ от любых ухищрений, как то: специальное освещение, краны, рельсы и штативы. Это должно было вернуть киноискусству его чистоту и честность. Идея прогремела на весь мир, сподвигнув многих режиссеров примкнуть к движению, затем постепенно всё сошло на нет. То, что происходит сегодня в мировой киноиндустрии, может восприниматься как возрождение принципов «Догмы» на новом уровне.

Стивен Содерберг недавно снял на смартфон фильм ужасов «Не в себе», Мишель Гондри использовал аналогичное устройство для создания короткометражки «Поворот»… Во всех подобных случаях на первый план выходит сама история, которая должна быть действительно цепляющей и яркой, чтобы зритель не обращал внимания на скучноватую трясущуюся картинку. Но у Гуца сюжет такой же неказистый, как и изображение. История про нелепое признание Максима выглядит скверным анекдотом, не более.

В этом, однако, открывается новый смысл. Точнее, бессмысленность — героев, взаимоотношений, всего мира. «Фагот» — фильм не про постельные конфликты, конечно, а про пустоту. Максим работает на нелюбимой работе, с которой в итоге увольняется (хотя, кажется, не становится счастливее), регулярно напивается с сестрой, столь же потерянной, как он, и даже с матерью ему поговорить решительно не о чем.

Из всех героев «Фагота» она — единственный яркий персонаж. Спасибо актрисе Юлии Ауг, превратившей камерный проект в свой бенефис. Учительница литературы в школе, мать пафосно декламирует стихи и требует, чтобы сын не матерился, а когда видит в Facebook скандальный пост, тут же кидается перевоспитывать «сбившегося с пути», убеждая его сходить в церковь и демонстрируя самые консервативные взгляды.

Всё это показано психологически точно, местами остроумно. Но сопереживать героям не получается. Неинтересные люди проживают неинтересную жизнь. А режиссер столь же бесхитростно это показывает — без надрыва и нарочитого трагизма, скорее с легкой улыбкой. Судя по всему, ему тоже нечего сказать, как и его персонажам. Поэтому никакой морали, вывода здесь, в общем-то, и нет. Только честная фиксация обыденности. Что, пожалуй, даже более смело, чем снимать на айфон.

 

Прямой эфир