Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Без места: в фильме Надежды Михалковой не жаль ни отцов, ни детей

Представительница знаменитой династии дебютировала в режиссуре с фильмом ужасов
0
Фото: WDSSPR
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит «Проигранное место» — режиссерский дебют актрисы Надежды Михалковой. По жанру это молодежный фильм ужасов, по посылу — программное высказывание на тему отцов и детей. Сценарий написали популярные драматурги братья Олег и Владимир Пресняковы («Изображая жертву»), они же выступили продюсерами вместе с самой Надеждой и ее сестрой Анной. Анна Михалкова также сыграла беременную сотрудницу полиции. Почти все остальные роли достались перспективной молодежи.

На индустриальном пляже (место действия — осенне-печальное Подмосковье) друзья-одноклассники потчуют друг друга страшилками у костра. Под конец, когда игра слегка приелась, один парень рассказывает легенду, которую «слышал как-то от кого-то». Будто бы есть в их кинотеатре одно проклятое место. Какое — никто не знает. Но если сядешь на него — умрешь. История друзей не впечатляет. А совсем скоро начинают ребята умирать. И, оказывается, что перед смертью все они ходили в кино…

Хотя хоррор здесь лишь только предлог, фильм, безусловно, делали люди, ностальгически преданные жанру. Главный источник вдохновения авторы и не скрывают. Это слэшеры 1990-х вроде «Крика», «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и менее известных «Сказок у костра». Правда, хардкорным фанатам ужасов «Проигранное место» вряд ли придется по вкусу. Международная премьера фильма состоялась на нишевом фестивале Popcorn Frights во Флориде, и уже там рецензенты осторожно указывали на главную проблему «Проигранного места» как хоррора — персонажам очень трудно сопереживать.

Подростки, чьи жизни вот-вот отберет таинственный убийца, воплощают худшие (и уже не очень актуальные) страшилки родителей. Ничего нового, дети — бесчувственные эгоисты, которые курят, крутят спиннеры и сбегают с уроков. Впрочем, с поколением родителей тоже не всё в порядке. Спиннеров они, конечно, не держат, но лицемерие и бесчувствие бьет через край. Кто-то, сгорая на работе, общается с ребенком через записки на холодильнике. Учительница литературы без зазрения совести читает «50 оттенков серого», а директор школы так боится за свое место, что легко предает учеников.

Братья Пресняковы пришли из театра, где красноречивые детали говорят наравне с персонажами. В кино это выглядит скорее устаревшим морализаторством, но, к счастью, только этим дело не ограничивается. Весь фильм связывает развернутая метафора, выросшая из заглавной страшилки про кинотеатр. Место здесь проигрывают, уступают, занимают, и речь, конечно, не про кресло в темном зале, а про смену поколений, когда отцы с брезгливостью и раздражением смотрят на тех, кто приходит им на смену. Дети выросли не то чтобы совсем плохие — они другие, и это самое страшное.

Надо еще сказать, что в «Проигранном месте» сошлись сразу две актуальные тенденции. С одной стороны, не утихает волна отечественных фильмов ужасов. Буквально каждые пару месяцев выходит очередная история про родных призраков или маньяков. С другой, всё чаще известные артисты осваивают смежные профессии. За последним примером тоже далеко ходить не надо — пару недель назад в прокат вышел фильм «Два билета домой», где Сергей Гармаш впервые выступил не только актером, но еще и продюсером, и сценаристом.

По гамбургскому счету «Проигранное место» Надежды Михалковой сложно назвать большим успехом. Амбициозному сценарию отчаянно не хватает крепкой режиссуры, тем более что главные роли играют вчерашние дебютанты. Но для хоррор-волны, где пока доминирует калька с Голливуда, это, безусловно, важная ступенька.

 

Прямой эфир