Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Представитель Эрдогана указал на настрой Запада разжигать конфликт на Украине
Мир
Польша потребовала у ЕС €2 млрд за поставки вооружения Украине
Армия
Гранатометчики поразили блиндаж боевиков на марьинском направлении
Мир
Представитель Эрдогана напомнил об открытости Турции в вопросе расширения НАТО
Происшествия
В Омске произошел пожар на складе с пластиком на площади 3500 кв. м
Наука и техника
Огромный астероид пролетел между орбитами Земли и Луны впервые за десять лет
Спорт
Дацику понадобилось меньше минуты на нокаут Мондрагона
Туризм
Первые с 2020 года рейсы из Владивостока в Китай запустят уже в воскресенье
Происшествия
На проспекте Вернадского в Москве загорелась квартира на 24-м этаже
Мир
Сенатор Пушков напомнил Байдену о насмешке про дружбу РФ с Китаем и Ираном
Мир
Подоляк попросил ЕС усилить поставки вооружения и санкции против РФ
Общество
Спасатели нашли трех пропавших снегоходчиков на Камчатке
Мир
Более 630 тыс. человек вышли на акции протеста по всему Израилю

Битва за жизнь: ВИЧ-инфекция стала более устойчивой к терапии

Невосприимчивость к препаратам наблюдается у 7% пациентов — их число за последние годы выросло вдвое
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пациентов с ВИЧ, невосприимчивых к терапии, стало вдвое больше. У 7% вирус устойчив к препаратам, рассказали специалисты Минздрава. Резистентность возникает, если больной пропускает прием лекарств или медикаменты выбраны неверно. Решить проблему можно, перейдя на индивидуальный подбор антиретровирусной терапии и обеспечив ее доступность, говорят эксперты.

Устойчивый вирус

О том, что ВИЧ стал хуже поддаваться лечению, «Известиям» рассказал главный специалист Минздрава по ВИЧ-инфекции Евгений Воронин. По его словам, резистентность сейчас наблюдается у 7% пациентов, а 3–4 года назад показатель составлял 3–4%. 

Например, Павел из Московской области заразился ВИЧ в 2005 году. Ему сразу назначили лечение, но через два года приема препаратов он поверил в то, что сможет жить и без лекарств. Чувствовал себя так, как будто не болеет. Поэтому перестал принимать таблетки.

— Когда я почувствовал ухудшение, то мне стыдно было идти к врачу, потому что я пропустил много сеансов. Я сам заказал препараты из Индии. Оказалось, что они мне не подходят, — рассказал Павел.

Только через несколько лет молодой человек снова пошел к специалистам, и ему подобрали нужное лечение.

— В день мне приходится пить по 8–12 таблеток. Хотя раньше была только одна. Моя мама не знает, что я заражен ВИЧ. Раньше мне приходилось прятать от нее только одну упаковку лекарств, а теперь у меня много баночек. Переживаю, что она может их найти, — рассказал Павел.

Не перейти черту в 10%

Сейчас антиретровирусную терапию (АРВ-терапию) за счет государства получают 319,6 тыс. граждан, рассказал Евгений Воронин. В случае, если лечение оказывается успешным, ВИЧ удается подавить. Тогда концентрация вируса в крови у пациента становится минимальной. У таких людей крайне низок риск прогрессирования инфекции, развития СПИДа и возникновения устойчивости к принимаемым антиретровирусным препаратам. По данным Минздрава на конец прошлого года, в России у 229,2 тыс. пациентов вирусная нагрузка снизилась до неопределяемого уровня.

У тех же, у кого возникла резистентность к препаратам, концентрация вируса в организме, напротив, растет. Соответственно, выше риск и заразить близких. По словам Евгения Воронина, если невосприимчивыми к терапии станут 10% пациентов, возникнет риск стремительного распространения инфекции. Этого допустить нельзя. 

В Минздраве и Роспотребнадзоре оперативно не ответили на запрос «Известий» о том, как планируется бороться с устойчивостью ВИЧ к лечению и с распространением инфекции.

Успеть за 24 часа

Основная причина возникновения резистентности — недостаточная концентрация АРВ-препарата в крови пациента, рассказал руководитель группы разработки новых методов диагностики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов ЦНИИ эпидемиологии Дмитрий Киреев.

— И эта недостаточность работает, как дарвиновский отбор. Препарат не уничтожает все вирусы, он уничтожает большую часть, но часть все-таки может приспособиться. Это как радиация — сильные дозы убивают всех, а слабые не убьют, но могут привести к мутациям, — объяснил он.

Мутации же вируса также могут привести к тому, что он станет устойчив к лекарствам.

По правилам АРВ-терапии, препараты нужно принимать каждые 24 часа без пропусков. Фармакологические исследования показывают, что через 30 часов концентрация лекарства в организме человека падает. В этом случае возникает риск того, что вирусы начнут мутировать, чтобы стать устойчивыми к терапии.

Однако помимо общих рекомендаций, важно учитывать и индивидуальные особенности пациентов, отметил председатель благотворительного фонда «Шаги» Игорь Пчелин.

— Нужно провести тесты, взять анализы и на основе этих результатов назначить терапию. Для каждого человека важна дозировка препарата в организме. Во всем мире приходят к персонифицированным подходам в лечении, — рассказал он.

Специалист отметил, что у пациентов с активным метаболизмом препарат расходуется быстрее, поэтому им нужен свой график приема лекарств. Иначе также есть риск возникновения резистентности.

Ранее «Известия» сообщали, что в России наблюдались перебои с поставками лекарств от ВИЧ в 2016 году, при переходе на новую централизованную систему закупок препаратов. Но в 2018-м бюджет на лекарства для больных ВИЧ-инфекцией увеличен на 20% по сравнению с прошлым годом — до 21,6 млрд рублей. В Минздраве пообещали, что перебоев больше не будет.

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир