Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Общество
В Иркутской области подозреваемый в убийстве фельдшера арестован на два месяца
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В конце июля суд в Палермо постановил выплатить $2,3 млн семье мальчика, которого убила коза ностра. В такую сумму был оценен вред, нанесенный родным жертвы. Мафия удерживала и пытала ребенка более двух лет, а потом растворила его тело в кислоте. Так преступная организация решила наказать отца жертвы — бывшего члена клана, который предал их, став информатором властей. Это убийство — одно из самых громких преступлений сицилийской мафии. Возможно, именно оно стало началом конца коза ностра, которая растеряла могущество после ареста своего «босса боссов» и его смерти. В истории убийства ни в чем не повинного мальчика и в том, что из себя сейчас представляет известная на весь мир группировка, — разбирался портал iz.ru.

Зверь и Свинья

11-летнего Джузеппе ди Маттео похитили в 1993 году. Сам он, естественно, не успел кому-либо навредить, зато успел его отец. Сантино ди Маттео был членом коза ностра и имел неосторожность дать показания по поводу одного из убийств, которое группировка совершила в 1992 году.

Тогда жертвой стал судья Джованни Фальконе, известный борец с мафией. Он погиб вместе с женой и тремя полицейскими из эскорта в результате взрыва, устроенного на дороге, по которой они ехали. Во главе коза ностра стоял Тото Риина по прозвищу Зверь. Именно он приказал устранить Фальконе своему подручному — Джованни Бруске по кличке Свинья, которому в общей сложности приписывают порядка 200 убийств.

Судья Джованни Фальконе

Фото: Getty Images/Franco Origlia

Это событие положило начало беспрецедентной войне мафии с властями. Меньше чем через два месяца после гибели Фальконе коза ностра взорвала его коллегу — судью Паоло Борселлино. Вместе с ним погибли пятеро полицейских из сопровождения. В честь Борселлино и Фальконе назван аэропорт в Палермо.

В январе 93-го Риина арестовали. После этого Италия содрогнулась от серии терактов. В частности, едва не погиб телеведущий Маурицио Костанцо, который выразил восхищение арестом Риины. Бандиты нападали на сотрудников правоохранительных органов, атаковали художественные галереи и церкви.

800 дней Джузеппе

В июне 1993-го силовики поймали Сантино. Он согласился помочь следствию, став первым из подозреваемых в убийстве Фальконе, кто пошел на это. Коза ностра, очевидно, была недовольна предательством и потребовала, чтобы Сантино отказался от показаний. И поскольку «по-хорошему» Сантино не понимал, мафия решила действовать максимально жестко. И тут как нельзя кстати оказался его сын. Похитил мальчика сам Бруска, предположительно по приказу Риины.

Джованни Бруска (в центре) после ареста

Фото: commons.wikimedia.org

Преступники удерживали и пытали ребенка в течение 800 дней. Несмотря на то что мальчик был в руках злодеев, суд заочно вынес Бруске пожизненный приговор за убийство Фальконе. И тогда Бруска распорядился убрать заложника — его задушили и растворили тело в кислоте. Подобная практика уничтожения улик довольно распространена в криминальной среде Италии. Помимо плюса из разряда «нет тела, нет дела» такой способ позволяет дополнительно «насолить» врагу, не позволив захоронить останки.

Смерть Джузеппе потрясла всю Италию. Дело в том, что у мафии есть свой кодекс чести, который предполагает запрет на убийства женщин и детей (хотя, конечно, он отнюдь не всегда соблюдался). Правда, Сантино тоже его нарушил, разболтав то, что не должен был.

Система пентито

Кстати, в обмен на помощь в расследовании убийства судьи он отсидел не так уж и долго и вышел из тюрьмы в 2002 году. Сантино вернулся на Сицилию — к жене и отцу. Тогда The Guardian писала: «С тех пор как ди Маттео вернулся две недели назад, он жил так, будто бы всё было нормально. Он прогуливается по главной площади, пьет кофе, читает газету. Его все узнают, но не все его приветствуют в ответ». La Repubblica объясняет: «Каждый житель Сицилии хорошо знает, что тот, кто предает коза ностра, — ходячий мертвец».

По условиям сделки Сантино не предоставляется защита полиции. Его единственная охрана — железный забор и две собаки в доме в деревне, расположенной в горах к югу от Палермо.

Освобождение ди Маттео наряду с еще четырьмя осужденными за убийство Фальконе вызвало недовольство родственников жертв коза ностра. Они раскритиковали систему пентито (информаторов) за то, что она позволяет преступникам уйти от ответственности. Помимо всего прочего их показания часто бывают ложными.

Сантино ди Маттео дает интервью на одном из итальянских телеканалов

Фото: youtube.com

К слову, из пятерых освобожденных только Сантино рискнул отправиться домой. Остальные предпочли убраться подальше и сменить имена.

В одном из интервью ди Маттео признался, что никогда не простит себя за то, что случилось с сыном. «Я думаю об этом каждый день. Как могут быть люди настолько злыми, чтобы так поступить с ребенком. <…> Джузеппе играл с их детьми. Бруска даже купил ему игровую приставку», — сказал ди Маттео. Он надеялся, что Джузеппе не будет частью преступной организации. Мальчик любил животных и хотел стать ветеринаром.

Назначенную судом в Палермо компенсацию получат мать и брат мальчика. Причем платить будут не те, кого приговорили за убийство — все их активы изъяли после суда. Деньги будут выделены из правительственного фонда для жертв мафии.

Босс боссов

Бруска сейчас отбывает назначенное ему наказание и, между прочим, сотрудничает с властями. С момента ареста Риины и до своего собственного в 1996 году он был одним из самых могущественных лидеров группировки.

Сам Риина получил 26 пожизненных сроков — его связали по меньшей мере со 150 убийствами. Он славился своей жестокостью, устраняя соперников и расправляясь с судьями, журналистами и прокурорами, которые ему мешали. Как-то Тото приказал своему 17-летнему сыну задушить похищенного бизнесмена. Тогда подростка приняли в организацию.

Риина пришел к власти в середине 1970-х годов, когда фактически стал лидером семьи Корлеоне. После войны во Вьетнаме Сицилия превратилась в центр торговли героином, который поставлялся в США, и Тото закрепился в этом бизнесе. Он создал новые союзы и совершил кровавый переворот, используя эскадроны смерти, рассказал Джон Дики, эксперт по мафии. «Он убил своих противников. Он убил всех, сотни человек, он буквально устроил чистку в Палермо», — добавил Дики.

Тото Риина в зале суда

Фото: Getty Images/Franco Origlia

 

Примерно четыре десятилетия он был «боссом боссов». Страдавший раком мафиози умер в тюремной больнице в 2017 году в возрасте 87 лет. Как-то мать убитого Джузеппе сказала, что ее сын победил коза ностра. «Я думаю, что благодаря ему мафия уничтожена если не полностью, то на 70%», — добавила она.

В настоящее время есть достаточно оснований считать, что сицилийская мафия уже не обладает тем влиянием, которое она имела в предыдущие десятилетия, указывает The Guardian. Отчасти в этом виноват сам Риина, который безуспешно пытался руководить своей организацией из тюремной камеры.

А его смерть, по оценке специализирующегося на вопросах оргпреступности преподавателя из Оксфордского университета Федерико Варезе, «ознаменовала конец целой эпохи». «Можно сравнить его с [колумбийским наркобароном] Пабло Эскобаром — оба они начали прямой конфликт с государством, что повлекло за собой ответный удар», — отмечает эксперт.

На последнем издыхании

Злодеяния коза ностра удалось более или менее остановить в Италии в результате продолжавшейся десятилетия борьбы. Организации пришлось уйти в подполье — они сменили тактику, избегая прямых конфликтов с властями. Мафия сделала ставку на коррупцию, сторонясь громких убийств.

«Преступный синдикат всё еще существует, оказывая влияние на социальную и экономическую составляющую жизни людей в некоторых частях Сицилии, — пишет The Guardian. — Однако сейчас это лишь тень того, чем она была в прошлом. Всё это — заслуга итальянской полиции и прокуратуры, которые подорвали возможности группировки по доминированию на рынке незаконной торговли наркотиками».

Ежегодное шествие памяти Джованни Фальконе в Палермо

Фото: Global Look Press/Victoria Herranz

Впрочем, говорить о полной победе над коза ностра в Италии тоже пока, возможно, преждевременно. Как заявил в июне этого года Джузеппе Говернале, руководитель национального управления по борьбе с оргпреступностью DIA, смерть Тото могла стать для членов организации толчком к поиску нового главаря. Не факт, что на место «босса боссов» сможет претендовать один из немногих остающихся на свободе ближайших подручных Риины — Маттео Мессина Денаро. По словам Говернале, коза ностра ослаблена, однако «условия, которые дают ей возможности для развития, сохраняются».

Так что о триумфе в борьбе с мафией правоохранительные органы республики пока могут только мечтать — с другими группировками справиться пока не удалось. Живет «дело» Тото и по другую сторону океана — хотя ФБР и старается пресекать вылазки так называемой американской мафии (само понятие «мафия» зародилось на Сицилии), ее позиции по-прежнему крепки, особенно на северо-востоке США, а также в Чикаго.

В живучести коза ностра был уверен и сам Тото, в свое время заявивший: «Они никогда меня не сломят, даже если дадут мне тюремный срок в три тысячи лет».

 

Читайте также
Прямой эфир