Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Полиция Таиланда в январе арестовала находившегося в бегах члена японской мафии якудза. Синехару Сираи, некогда возглавлявший одну из самых могущественных группировок — «Ямагути-гуми», скрывался от правосудия около 15 лет — он покинул Японию после того, как ему было предъявлено обвинение в убийстве другого мафиозо. К моменту ареста ему исполнилось 74 года. Разоблачить Сираи помогла случайность — местный житель сфотографировал на улице спину старика, полностью покрытую татуировками. Фотография попала в социальные сети и быстро стала вирусной. На нее обратили внимание сотрудники полиции Японии, которые и попросили тайских коллег найти и задержать этого человека.

Татуировки — один из важнейших внешних атрибутов японской мафии. Их сложный язык формировался на протяжении веков. Как сегодня живут якудза и каким образом можно опознать японских гангстеров, разбирался портал iz.ru.

Услуга за услугу

В самой Японии вплоть до конца прошлого века мафия существовала фактически на легальных основаниях. Над штаб-квартирами большинства группировок до сих пор можно найти неоновые вывески, их адреса могут указываться в телефонных справочниках.

Жители страны узнают участников кланов по безупречным, на все пуговицы застегнутым костюмам (правда, часто весьма экзотических или как минимум броских расцветок), набриолиненным волосам (галантный поклон в адрес гангстеров Нью-Йорка). И пристрастию к большим машинам — в ходу у уходящего поколения якудза были американские Cadillac, а вот молодежь всё чаще пересаживается на представительские Mercedes.

Долгое время местные власти и правоохранительные органы закрывали глаза на деятельность якудза в обмен на мелкие услуги с их стороны, на финансовые пожертвования в адрес различных политических партий и готовность периодически выступать в роли информаторов.

Одна из групп якудза во время праздника Сандзя-мацури

Фото: commons.wikimedia.org/Jorge

Одну из главных услуг в истории современной Японии якудза оказали правительству в конце 1940-х годов. Незадолго до этого, в 1930-е, страну, как и США, накрыл экономический кризис. Сотни тысяч японцев оказались безработными. Люди нуждались в деньгах и, как это нередко случается именно в тяжелые времена, развлечениях. Пока власти опасались вступать в открытые конфликты с вышедшими на улицы гражданами, мафиози постепенно взяли под свой контроль почти всю индустрию развлечений — от игорных домов до кинотеатров.

Триумф мафии оказался недолгим — началась война, развлекательные заведения были разорены, а большинство бойцов якудза ушли на фронт, многие были убиты. В это же время японское правительство массово ввозило в страну корейцев и китайцев, которых использовали в качестве дешевой рабочей силы на заводах. Сразу после окончания войны, в 1946 году, в стране один за другим начали вспыхивать бунты «инородцев». И вот теперь уже само правительство вынуждено было обратиться с просьбой о защите к уцелевшим участникам раздробленных кланов якудза — гангстеры встали на защиту полицейских участков.

По самурайскому счету

Сами группировки начали формироваться в Японии еще в XVII веке в качестве своеобразного противовеса самураям — если ко вторым японские феодалы обращались в случае, когда нужно было вступить с врагом в открытый поединок, то якудза использовались для задач, где действовать нужно было тайком. При этом в якудза нередко попадали бывшие самураи, ронины. Отсюда и блестящее знание самурайской философии, и стремление у мафиози прошлых веков подражать самураям в виртуозном владении мечом и в манере одеваться.

Ограбление ронинами дома торговца. Рисунок, XIX век

Фото: commons.wikimedia.org

В соответствии со знаменитым кодексом бусидо большинство якудза философски относились к смерти, должны были быть равнодушны к голоду, холоду и боли, исповедовали беспрекословную верность клану и готовность пожертвовать ради его интересов свободой или жизнью. А в случае серьезной провинности многие из них были готовы совершить сэппуку.

В той или иной степени следование самурайским принципам среди якудза сохранилось до сих пор. Правда, не обошлось и без влияния западных коллег — итальянской мафии и американских гангстеров. Современные группировки устроены по клановому принципу с жесткой иерархической системой, все участники которой живут по раз и навсегда установленным законам, беспрекословно подчиняясь главарю или боссу группировки. Те, в свою очередь, отвечают за «эффективный менеджмент» — например, переговоры с правоохранительными органами или властями.

Пересчитать по пальцам

Как и в большинстве закрытых обществ, ритуалы долгое время играли важное значение в жизни японских гангстеров. Для желающих вступить в ряды якудза существовал специальный обряд посвящения. Новичок сначала приносил клятву на изображении святого, предварительно смочив его собственной кровью, после чего выпивал вместе с главой клана особым образом приготовленное саке. Напиток, который символизирует кровь якудза, смешивали с солью и рыбьей чешуей — отпив по глотку, оба участника обменивались чашечками, чтобы «породниться».

А вот за попытку покинуть группировку, как и за провинности, многим приходилось расплачиваться увечьями. По старому обычаю в знак признания своей вины якудза должен отрубить себе фалангу пальца и передать обрубок главе клана. Если ошибка повторится, ему придется избавиться от второй фаланги, а потом перейти к следующему пальцу. Раньше это означало, что с каждой новой провинностью рука якудза всё меньше приспособлена для того, чтобы держать меч, а значит, он всё сильнее впадает в зависимость от главы клана.

Залы игровых автоматов — одна из вотчин якудза

Фото: commons.wikimedia.org/MichaelMaggs

Отсутствующая фаланга пальца стала второй приметой, по которой полицейские в Таиланде опознали в татуированном старике беглого якудза Синехару Сираи.

Впрочем, говорят, что сегодня войти в число якудза можно и минуя торжественные ритуалы, а при желании — относительно бескровно их покинуть. Единственное, что осталось практически неизменным, — это любовь гангстеров к татуировкам.

Между карпом и драконом

Сегодня эти сложные и красочные рисунки — предмет восхищения мастеров по всему миру. Однако появились они отнюдь не в эстетических целях. По одной из версий, нанесение татуировки на тело символизирует выход молодого якудза из-под контроля родителей (и, соответственно, переход под контроль «приемного отца»). По другой — обряд нанесения татуировки в древности использовался для того, чтобы проверить готовность новобранца к пыткам и физическим мучениям.

Изображения драконов, цветов, карпа являются типичными для татуировок якудза

Фото: Getty Images/Jeremy Sutton-Hibbert

В любом случае со временем тату-культура развилась, и владение «языком татуировок» стало одним из базовых навыков любого участника клана якудза. При этом используются здесь традиционные для Японии образы — карп, лев, дракон, «золотой мальчик» Кинтаро или сакура. Использование того или иного образа может намекнуть на род занятий якудза. Например, «золотого мальчика» часто наносят те, кто занимается единоборствами, а лев может означать верного стража. Карп же почитается за свою силу, храбрость и неуклонное стремление к цели: качества, которые отличают настоящего борца или самурая.

Впрочем, несмотря на в общем-то довольно открытое существование гангстерских кланов, демонстрировать свои татуировки широкой публике среди якудза все-таки не принято — и возможно, опыт экс-главаря «Ямагути-гуми» их в этом только укрепит.

Друзья народа

Долгое время якудза старательно поддерживали добрососедские отношения не только с представителями власти, но и с жителями городов, оказавшихся под их контролем. На Новый год представители многих группировок одаривали маленьких «подопечных» сладостями и игрушками, и деньгами — взрослых. А руководители группировок не скупились на финансирование фильмов, в которых лишний раз подчеркивалось сходство между философией якудза и благородных самураев. Кроме того, правила якудза всегда поощряли наличие собственного легального бизнеса, занятие политикой, а также благотворительность.

В результате большая часть населения воспринимала якудза как местных Робин Гудов — представителей преступного мира, которые, впрочем, всегда готовы встать на защиту угнетенных.

Гангстеры этот образ пестовали. Они не только объединялись с нацией во время самых сложных испытаний — например, помогали пострадавшим после крупных землетрясений или мстили членам секты «Аум Синрике» за теракт в токийском метро, — но и следили за тем, чтобы к их действиям в этот момент было приковано внимание журналистов.

Антимафиозная табличка в одном из отелей Японии

Фото: commons.wikimedia.org/andresmh

Тучи над якудза начали сгущаться в 1990-х годах, когда в Японии приняли антимафиозный закон, нарушивший привычное статус-кво. С середины 2000-х этот закон начали постепенно ужесточать, пока под окончательным запретом не оказались социальные выплаты участникам гангстерских кланов (до этого они могли претендовать, например, на пособие по безработице) и перевод на счета группировок любых средств от коммерческих фирм. Жители некоторых городов и вовсе отважились на открытые протесты против местных группировок. Многие из активистов за это поплатились жизнями, что народной любви гангстерам не добавляло.

И гангстеры решили бороться за любовь людей. Сначала в 2013-м одна из самых крупных и старых группировок — «Ямагути-гуми» объявила о выпуске «корпоративного» журнала для членов клана. В 2014-м она же запустила сайт, адресованный уже широкой публике. Как сообщали СМИ, там были размещены видеоролики, напоминающие о славных романтических традициях якудза и их близости к самураям. Посетители сайта могли посмотреть, как гангстеры совершают паломничества в храм или помогают разбирать завалы после цунами 2011 года.

Теперь сайт недоступен, а улучшить дела, похоже, он не слишком-то помог.

Количество желающих присоединиться к кланам продолжает сокращаться, а их противников в Японии — расти.

 

Читайте также
Прямой эфир