«Солнцевская» Испания
Духом лихих 1990-х повеяло из-за океана в свете сенсационного задержания испанскими полицейскими 11 россиян, так или иначе имевших отношение к печально известной солнцевской преступной группировке. Им инкриминируют отмывание доходов, добытых преступным путем. В истории разбирался портал iz.ru.
В минувший вторник, 26 сентября, в Малаге были задержаны 11 человек, в том числе предприниматель Арнольд Тамм (Спиваковский), владелец футбольного клуба «Марбелья» Александр Гринберг и топ-менеджеры одной из компаний по производству бутилированной воды.
Солнцевская и измайловская — как международные термины
По данным национальной гражданской гвардии, Арнольд Тамм связан с Семеном Могилевичем, которого на Западе считают патриархом чуть ли не всего русскоговорящего сегмента оргпреступности.
Тамм, по версии властей, зарегистрировал штаб-квартиру футбольного клуба, завод по производству бутилированной воды и гольф-клуб в Марбелье, которые были подконтрольны измайловской и солнцевской преступным группировкам. По оценкам полиции, за последние годы предполагаемые сообщники отмыли свыше €30 млн.
Аресты были проведены в рамках операции «Олигарх». В пресс-службе иностранной полиции особо подчеркнули, что в операции принимали участие больше сотни агентов гражданской гвардии и специалисты Европола. Причем мероприятие было санкционировано судом в Малаге и специальным прокурором по борьбе с коррупцией и оргпреступностью еще четыре года назад. Задачей операции уже изначально был подрыв деятельности выходцев из измайловской и солнцевской группировок.
Как работала «прачечная» мафии
Испанцы за последние годы должным образом разобрались в устройстве и взаимоотношениях между российскими криминальными группировками. Они уловили, что противоборство двух некогда мощных структур — измайловской и солнцевской — внутри страны сходило на нет за кордоном. Здесь криминалитет объединился для «святого» дела — очистить деньги, заработанные на многочисленных преступных схемах.
На испанский деловой рынок «солнцевские» вошли как инвесторы. В частности, Александр Гринберг стал главным акционером и президентом футбольного клуба «Марбелья», который переживал не самые лучшие для клуба времена — недостаток финансирования сочетался с поражениями на поле. Еще один поток нечестно нажитого капитала, как считают правоохранители Испании, Гринберг направил на покупку гольф-клуба Dama de Noche.
В иностранной прессе этот актив фигурирует как гольф-клуб, по факту — это элитный гостинично-спортивный комплекс.
Вместе с Гринбергом был арестован его заместитель Герман Пастушенко, под подозрением оказались еще несколько членов совета директоров. В офисах на муниципальных стадионах прошли обыски.
В ведомстве считают, что покупка клуба была на руку подозреваемым и с точки зрения престижа — «Марбелья» стала своеобразной визитной карточкой для членов российских ОПГ для доступа к испанским предпринимателям и представителям власти.
Также обыски прокатились в компании Aguas Sierra de Mijas по производству бутилированной воды. Она также была убыточной до того момента, как ее не приобрел еще один подозреваемый — Олег Кузнецов (мажоритарный акционер). Он поставил у руля компании Сергея Дождева и Владимира Дзреева, которые, по версии гражданской гвардии, воплощали в жизнь схемы по отмыванию денег.
Следят за российской криминальной культурой
Во главе преступного синдиката испанская полиция и Европол ставят Арнольда Спиваковского (он же Тамм). По их данным, он имеет тесные связи с Семеном Могилевичем, считающимся одним из самых разыскиваемых мафиози на планете. Он обвиняется ФБР с 2009 года в хищении $150 млн.
— Большинство из членов солнцевской, да и измайловской группировок давно уже в могиле, другие — в колониях. А третья часть сегодня — респектабельные бизнесмены, учредители разнообразных фондов, — прокомментировал ситуацию порталу iz.ru известный криминолог и борец с оргпреступностью Александр Гуров.
Мафия бессмертна
Арнольд Спиваковский (Тамм) — предприниматель, специализируется на гостиничном бизнесе. Известно, что его отец — Арнольд Тамм, переводчик с эстонского и бывший главред издательства «Советский писатель». Арнольд Арнольдович после брака взял фамилию жены. По образованию — юрист.
В 2002 году Спиваковский оказался в центре кокаинового скандала. Как писала «Независимая газета», он был задержан в рамках расследования уголовного дела о незаконном обороте наркотиков в столичном ночном клубе «Доллс». В рамках обыска в его жилище позднее был обнаружен кокаин. Однако спустя трое суток Спиваковский был освобожден. В те же сутки, 16 марта, в центре Москвы неизвестный бросил гранату в салон автомобиля следователя Евгении Ненаховой, которая вела это дело. Тем не менее расследование закончилось оправдательным приговором в отношении Спиваковского.
Издание называло Спиваковского третьим человеком в солнцевской группировке после Сергея Михайлова и Александра Аверина.
Российский бизнесмен Сергей Михайлов, известный СМИ под прозвищем Михась, которому приписывают создание солнцевской группировки, сообщил телеканалу «Дождь», что считает Спиваковского невиновным в каких-либо «финансово-аферистических кампаниях».
«Уверен, что обвинения рассеются как дым (...) Сложилась нехорошая тенденция уничтожать русских людей и всё, что с ними связано», — сказал он изданию.
Михайлов выразил уверенность, что следствию в скором времени будут представлены доказательства «полнейшей невиновности Арнольда Спиваковского».
Печально известная — теперь уже и за пределами России — солнцевская преступная группировка сформировалась в начале 1990-х (по другим данным, в конце 1980-х) из жителей одноименного муниципального округа (сейчас район столицы в ЗАО). В числе основателей группировки, помимо Михася, называются также Джемал Хачидзе, братья Виктор и Александр Аверины (Саша-Авера и Авера-младший).
Группировку возглавили люди, имевшие отношение к сфере обслуживания в советское время, — они хорошо ориентировались на рынке спроса и предложения, у многих также был за плечами криминальный опыт.
«Солнцевские» начинали с рэкета таксистов, транспортных предприятий, взяли под крыло едва появившийся игорный бизнес на юго-западе столице. К этому добавились доходы от крышевания проституции, торговли краденым. Уже в начале 1990-х сформировалось преступное сообщество со сложной многоуровневой структурой.
В формат группировки не вписывался воровской кодекс с его довольно существенными моральными ограничениями. Впоследствии те же воры в законе дрогнули под натиском солнцевской и ей подобных группировок.
Со временем «солнцевские» распространили свое влияние сначала на весь город, потом на Московскую область, города Золотого кольца, позже и на Поволжье. Имели даже процент от нефтяных промыслов. С годами влияние членов организации распространилось и за рубежом — в Белоруссии, Польше, Италии, Греции, Кипре и Испании, а также в американских Нью-Йорке, Флориде, Сан-Франциско.
Солнцевская группировка вошла в историю как одна из самых жестоких. Ее членам приписывают ряд убийств, жертвами большинства из которых стали бойцы других структур и предприниматели. Кроме того, убийство журналиста Владислава Листьева — по одной из версий, дело рук киллера «солнцевских». Листьев убрал из ОРТ компанию GMS, занимавшуюся производством и размещением рекламы и контролируемую группировкой, которая получала от фирмы до $4 млн ежемесячно. Это обстоятельство якобы и стало мотивом преступления.
Конкурирующая фирма
На пути своего становления «солнцевским» попадались сильные соперники. Одним из них стала измайловская преступная группировка.
Одно время они имели общие дела. Например, на радиорынке «Горбушка», который считался одной из самых лакомых торговых точек города, они делили предпринимателей.
«Измайловские» появились почти в одно время с «солнцевскими», на рубеже 1980–1990-х. Измайловско-гольяновская ОПГ к 2000 году действовала в Восточном, Юго-Восточном, Северо-Восточном и Центральном административных округах, а также в Люберецком и Балашихинском районах Московской области. Основателем считается уроженец Казани Олег Иванов.
«Измайловские» отличались большим количеством судимых личностей в своем составе, которые составляли костяк банды. На заре своей истории банда постоянно враждовала с люберецкими соседями за контроль над доходными точками, однако позже группировки стали союзниками. Они выступали объединенным фронтом против чеченских и закавказских ОПГ.
Среди костяка банды выделялся Антон Малевский по прозвищу Резаный. Его неоднократно задерживала милиция, но он всякий раз уходил от ответственности. В 1995-м он выехал в Израиль. Там на него было совершено покушение, но он остался жив. За границей он занялся легальным бизнесом. Однако уже в 2001 году он погиб в ЮАР во время прыжка с парашютом.
В 2012 году был осужден еще один важный член банды — Константин Маслов (Маслик), обвиненный в убийстве чеченского бизнесмена.
Считается, что группировка еще существует. Ее лидер — Сергей Аксенов (Аксен). За последние 15–20 лет «измайловские», как и другие бандиты, обзавелись легальными активами. В частности, они вложили огромные деньги в предприятия по производству ювелирных изделий. Считается, что «измайловские» причастны к ряду убийств и похищений предпринимателей. В ходе междоусобиц были убиты казначей банды Лю Чжи Кай (Миша Китаец) и Федор Карашов (Грек), многих удалось упрятать за решетку.
Откуда у парня испанская грусть
Так уж сложилось, что Испания стала одной из первых стран, где обосновались лидеры российских оргпреступных группировок. Отчасти это связано с брендом начала 1990-х — тогда считалось пафосным отдохнуть на Канарских островах.
— Там [в Испании] обосновались наиболее состоятельные воры в законе, в том числе Шакро (Захарий Калашов), покойный Вахо (Вахтанг Гергаиа), Мелия (Мераб Гогия). Дело было так: на рубеже веков компания воров отдыхала на Канарах, о чем прознали местные наркобароны. По одной из версий, иностранцы предложили им крупную долю в своем бизнесе за транзит и розничный сбыт наркотиков на территории России, — рассказала порталу iz.ru главный редактор российского портала о криминальном мире страны «Прайм Крайм» Виктория Гефтер.
По мнению известного криминолога и борца с оргпреступностью Александра Гурова, испанские правоохранители считаются одними из наиболее лояльных для криминалитета.
— В Италии или, например, в Австрии люди, на которых падает хотя бы подозрение о причастности к так называемой русской мафии, ставятся на контроль. В Испании с этим дело обстоит гораздо хуже, — рассказывает генерал-лейтенант милиции в отставке.
Стоит упомянуть, что Захарий Калашов, которому сегодня приписывают главенство в российском криминальном мире, оказался в Испании в конце 1990-х именно из-за угроз со стороны «измайловских». Как писал «Коммерсант», «измайловские» в то время были главными врагами Шакро.
Калашов занимался в Испании тем же самым, что сегодня власти страны инкриминируют Тамму и его предполагаемым соучастникам, — отмыванием денег.
Не исключено, что последователи Калашова пользовались теми же связями, что и патриарх российского криминала.
Где заработали
Достоверно разобраться в том, какими тропами попали в карманы выходцев из солнцевской и измайловской группировок €30 млн, национальному следствию будет затруднительно — в этой части экономики вести щепетильный бухгалтерский учет не принято. Тем не менее специалисты склоняются к одному мнению.
— Те капиталы, которые приписывают верхушке воровского мира, не наживают в такие короткие сроки иначе, чем... продажей наркотиков, — считает Виктория Гефтер.
В этой связи вспоминаются еще две русские фамилии, замешанные в испанских скандалах: речь о генерале ныне упраздненной ФСКН Николае Аулове и лидере малышевской преступной группировки Геннадии Петрове.
Марбелья уже фигурировала в иностранных сводках и российской прессе в связи с мафиозными разоблачениями — ровно 20 лет назад. Тогда городской комиссариат через посольство Испании в России попросил МВД о содействии по делу об отмывании денег, вложенных в покупку недвижимости. Речь шла о многочисленных компаниях, к которым имели отношение Петров и Сергей Кузьмин. Отечественные борцы с оргпреступностью связывали этот испанский след братвы с легализацией похищенных в результате афер с возмещением НДС средств и незаконными банковскими операциями. Тем не менее расследование ни к чему существенному не привело.
Власти Испании спустя 10 лет сами задержали Петрова в 2008 году. Он и другие задержанные подозревались в ряде преступлений. После того как он был отпущен под подписку о невыезде, ему удалось скрыться в России. Европейский эксперт в области международной оргпреступности Хуан Антонио Сенсано в свое время заявил изданию Deutsche Welle, что Петров, проживавший в Испании с 1998 года, отмыл в стране не менее €50 млн, полученных от незаконной деятельности в России.
В расследовании всплыла фамилия замдиректора Госнаркоконтроля генерала Николая Аулова. Как сообщало немецкое издание, высокопоставленный офицер имел тесный контакт с Петровым, испанские спецслужбы на протяжении двух лет записывали их переговоры. Следствие считало, что Аулов оказывал ему протекцию.
В марте 2016 года Аулов был объявлен в международный розыск и заочно арестован. В ФСКН назвали это решение непрофессиональным. «Мы имеем дело с актом не правовым, а политическим — очередным этапом реализации политического заказа на дискредитацию должностных лиц Российской Федерации», — прокомментировали решение в службе «Интерфаксу».