Наряженные и оскорбленные
Тема культурной апроприации часто и широко обсуждается в западном обществе, а вот в России многие смутно представляют, что это вообще такое. Что нельзя носить, если вы не хотите оскорбить ничьи чувства? Портал iz.ru составил памятку для тех, кто хотел бы выглядеть не только красиво и модно, но и уместно в любой ситуации.
Что это такое?
Культурная апроприация — это заимствование элементов культуры определенного этноса, расы или религии. В последнее десятилетие тема заимствования культурных кодов всё чаще звучит применительно к моде и красоте. Например, недовольство общественности неоднократно вызывали модные дизайнеры, наряжавшие белых моделей в одежду с индейскими, индийскими или африканскими мотивами или делавшие им прически в этническом стиле.
@GigiHadid and @irinashayk backstage at our Marc Jacobs Spring '17 runway show 💗 #MJSS17
Публикация от Marc Jacobs (@marcjacobs) 15 Сен 2016 в 12:30 PDT
На фото: для своего показа бренд Marc Jacobs снабдил белых моделей дредами. Реакция была неоднозначной.
Неоднократно доставалось и знаменитостям, решившим дополнить свой имидж «экзотическими» элементами. Один из совсем недавних случаев: пользователи соцсетей ополчились на голливудского актера Зака Эфрона, решившего заплести себе дреды.
«Просто забавы ради», — подписал актер фотографию, которую опубликовал в своем Instagram-аккаунте. Но многие подписчики не увидели в снимке с дредами ничего забавного: звезде быстро напомнили, что белый человек, носящий традиционную африканскую прическу, вольно или невольно выказывает неуважение к страданиям, через которые прошли народы Черного континента.
Афроамериканцы болезненно относятся к присваиванию белыми согражданами элементов своей культуры. Это показал и пример телезвезды Ким Кардашьян, которую неоднократно стыдили за чрезмерную любовь к афроприческам. В последний раз общественность ополчилась на нее в июне: 37-летняя знаменитость явилась на премию MTV Movie & TV Awards с длинными афрокосами.
Кардашьян объяснила разгневанным афроамериканцам, что носит косички, чтобы показать хороший пример дочери Норт, которую воспитывает вместе с мужем, чернокожим рэпером Канье Уэстом. Общественность не удовлетворило это объяснение.
Может показаться, что проблема далека от наших реалий. Например, никого не возмущают отечественные рэперы, «косящие» под афроамериканских коллег с помощью причесок и стиля одежды «я родился в гетто»: просто потому, что доля чернокожего населения в России ничтожно мала. Но это не значит, что нам незнакома и непонятна культурная апроприация.
Например, в июле 2018-го российская модель и бизнес-леди Анастасия Волконская-Решетникова огорчила многих своих подписчиков в соцсети Instagram, опубликовав пару селфи в хиджабе. Пользователи-мусульмане сочли фотографии неуместными: они напомнили девушке, что она не исповедует ислам. А некоторые юзеры отметили, что снимки в платке, размещенные прямо по соседству с почти эротическими кадрами, кажутся насмешкой над религией.
Публикация от Reshetova Anastasia (@volkonskaya.reshetova) 3 Июл 2018 в 2:37 PDT
На фото: Анастасия в хиджабе
На фото: модель в более мирском образе.
Критика в комментариях к фото не смутила манекенщицу, и она выложила еще и снимок в чадре.
- И сколько же у тебя обличий? - Ровно столько, чтобы каждый сомневался, что видел настоящее.
Публикация от Reshetova Anastasia (@volkonskaya.reshetova) 6 Июл 2018 в 4:30 PDT
Высказывая претензии к модели, никто не использовал словосочетания «культурная апроприация», но обвинения четко соответствовали описанию проблемы.
«Дело тут не в красоте, и это не образ. На ней религиозно-национальная одежда народов, у которых не принято оголять не то, что все тело, даже части тела определенные нельзя категорически выставлять на показ. Надев такую одежду, она проявила неуважение к религии, судя по другим ее выложенным публикациям», — написал пользователь с ником @doni_I97 (здесь и далее орфография и пунктуация авторов постов сохранены).
«Надевая такие наряды, ты позоришь всю нашу мусульманскую религию и каждого мусульманина по отдельности. А вы люди которые поддерживают ее и говорят о том, что «о люди, это просто фотосессия» тоже показываете, что так же узко мыслите» , — поддержал юзер @lululuuu13.
«Религия не аксессуар», — подытоживает мнение недоброжелателей @ira_ashinova_01.
Культурный захват или безобидный обмен?
Апроприацией можно назвать многие явления. Но где проходит грань между захватом и невинным обменом культурными кодами? Например, всем очевидно, что носить джинсы имеют право не только потомки ковбоев, лакомиться суши — не только японцы. Из-за глобализации некоторые элементы культур вошли в жизнь людей всех национальностей, рас и вероисповеданий. Это — культурный обмен.
К сожалению, установить абсолютно четкую, неразмытую границу между апроприацией и культурным обменом нельзя. В основном то или иное «одалживание» элементов какой-либо социальной или этнической группы относят к апроприации прецедентным путем: если оно негативно воспринимается значительным числом представителей соответствующей культуры, то это уже не просто невинный обмен. Так сформировался негласный список элементов, заимствовать которые в большинстве случаев считается неуважением.
Не носить, чтобы не обидеть: памятка по культурной апроприации
Одежда, аксессуары и прически, типичные для определенной расы или народности
Афрокосы и дреды, головные уборы коренных жителей Америки, японские кимоно и макияж гейши — всё это, надетое на представителя белой (или любой другой «неподходящей» расы) может вызывать негативную реакцию у исторически определенных правообладателей.
На видео: певица Мадонна пытается объяснить, почему и зачем появилась на обложке журнала Harper`s Bazaar в образе гейши. Это 1999 год — проблема и дискуссия не новы.
Эстетика бедности или угнетения
Элементы актуального сегодня и воспеваемого многими дизайнерами гетто-стиля (или, в российском варианте, «стиля окраин», «гоп-гламура») — штаны-трубы, олимпийки и футболки не по размеру, цепи и серьги в ушах на мужчинах, бейсболки и банданы — всё это вместе может странновато смотреться на человеке, выросшем в пределах московского Садового кольца и имеющем университетское образование.
Публикация от gosharubchinskiytalkworldwide (@gosharubchinskiytalkworldwide) 9 Июл 2018 в 5:41 PDT
На фото: одежда из коллаборации Burberry и российского дизайнера Гоши Рубчинского. Коллекцию критиковали за апроприацию типичного стиля британских «чавов» (белых представителей низших слоев английского общества).
К этой же группе относятся модные вещи с советской символикой. Для многих людей эта эра ассоциируется с репрессиями, гонениями на инакомыслящих, войнами и нехваткой товаров. Если Страна Советов знакома вам лишь по рассказам старших членов семьи, возможно, вы не тот человек, кому стоит носить принт в виде серпа и молота.
Публикация от SVMOSCOW Online Concept Store (@svmoscow) 22 Ноя 2016 в 12:26 PST
Например, в июне 2018-го бренд Adidas выпустил спортивную одежду с советской символикой, приурочив коллекцию к чемпионату мира по футболу. Многим идея не понравилась: марка получила резкие отзывы в социальных сетях, особенно от представителей стран бывшего соцлагеря. Так, поляки и прибалты писали, что одежда с серпом и молотом напоминает им о годах угнетения Советским Союзом. Можно дополнить эту мысль: коллекция доступна к продаже во многих странах, но коммунистические символы будут странно и даже цинично смотреться на жителях благополучных западных государств, не имеющих понятия о жизни при социализме.
На самом деле даже сверхпопулярный сегодня стиль 1990-х годов в определенной степени может быть примером культурной апроприации (но только в российских реалиях). Увлеченное модой 1990-х молодое поколение модников почти не помнит лихую эпоху инфляции, безработицы и разгула преступности, но охотно носит соответствующие образы в стиле «гоп-гламур».
Публикация от 🇫🇷🇨🇭🇬🇧🇮🇹🇺🇸🇯🇵🇩🇪🐊🐊🐊🐊 (@_streetwear_world_) 12 Июл 2018 в 5:28 PDT
Военная символика
Пункт, менее всего нуждающийся в примерах, но всё же: ордена и медали (а также их реалистичные стилизации), военная форма являются скользкой модной дорожкой. Ироничное «А ты служил?» — это самая мягкая из возможных реакций. Что может случиться с тем, кто примерит тельняшку и голубой берет в День десантника, не будучи ветераном ВДВ, страшно и подумать.
Кстати, военная атрибутика может доставить много хлопот даже безотносительно культурной аппроприации. Например, камуфляжная одежда запрещена к ввозу во многие страны: так, прилетевший в Штаты россиянин в характерных разводах может показаться нежеланным гостем американскому пограничнику.
Религиозная атрибутика
Крест и полумесяц — не модные украшения, а хиджаб и чалма — не просто аксессуары. По крайней мере, в этом убеждены приверженцы соответствующих религий, и с этим стоит считаться.
Публикация от gosharubchinskiytalkworldwide (@gosharubchinskiytalkworldwide) 27 Мар 2018 в 1:35 PDT
На фото: к культурной апроприации склонны представители всех рас.
5 золотых правил модной тактичности
В щекотливой ситуации можно оказаться в любой момент: например, на переговорах, которые решил посетить ранее незнакомый коллега-азиат, или в клинике, где прием ведет темнокожий врач. Наконец, всегда есть хорошие шансы встретить истово верующего или глубоко политизированного собеседника. Вот кое-какие универсальные правила, которые позволят прослыть и модным, и тактичным человеком.
При желании позаимствовать элемент какой-либо культуры (например, если очень хочется нарядиться буддистским монахом на Хэллоуин), пройдите краткий самоликбез. Погуглите все относящееся к будущему наряду: какова его история, кто обычно его носил? Один из главных упреков, адресуемый fashion-апроприаторам — поверхностное и невежественное отношение к элементам чужой культуры.
Выбранный образ ни в коем случае не должен выглядеть карикатурно и каким-либо образом принижать культуру, элементом которой является. Например, возможно, нет ничего плохого в модели, желающей сфотографироваться в хиджабе; но сочетать в одном образе религиозный головной убор и платье с глубоким декольте — уже плохая идея. Ну а лучшее, что можно сделать при заимствовании, если уж оно так необходимо, — это проконсультироваться с представителем той или иной культуры и попросить высказать экспертное мнение о наряде (аксессуаре, образе).
Если вас все-таки упрекнули в модной неполиткорректности, не спорьте: шансы еще больше задеть человека возрастут до 100%. Например, афроамериканца, который сделал замечание о неуместности ношения дредов, явно не впечатлит аргумент о том, что вы «не в теме», потому что в вашей стране «вообще нет такой проблемы». А вот попросить собеседника разъяснить, что, по его мнению, не так с нарядом или прической, вполне уместно. Краткое «извините, не хотел обидеть» также всегда в цене.
Чем характерен вопрос культурной апроприации — так это отсутствием однозначности и единства во мнениях даже среди представителей одной социокультурной группы. Допустим, к фотографиям Ким Кардашьян с афрокосами были и вполне дружелюбные отзывы от чернокожих подписчиц: женщины делали телезвезде комплименты, отмечали, что прическа выглядит на ней прекрасно. Если стараться угадать возможную реакцию окружающих — это не ваше, просто не рискуйте.
Если интуиция подсказывает, что выбранный наряд или аксессуары — на грани фола, то, скорее всего, так и есть (даже если невозможно четко выразить словами, что именно не так). Культурная апроприация — это тот самый случай, когда эмоциональный интеллект полезнее доводов и фактов.