Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
Госдолг США превысил рекордную отметку в $36 трлн
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Армия
Группировка войск «Запад» взяла в плен одного украинского боевика
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За последние два десятка лет модный бизнес изменился — во многом до неузнаваемости. Доминировавшая практически со времен Чарлза Фредерика Ворта и Томаса Берберри концепция модного дома как эксклюзивного предприятия, работающего не только от имени своего основателя, но и его/ее трудами, ушла в прошлое. Причиной тому — и естественный уход знаменитых дизайнеров прошлого, и потеря большинством домов моды былой независимости, и появление новой плеяды модельеров, рассматривающих свой талант едва ли не как пролетарии в учении Маркса: они продают свои головы (и руки) тем, кто предложит лучшие условия. И если легендарный Карл Лагерфельд, придя в середине 1960-х в Fendi, а в начале 1980-х в Chanel, сохраняет верность этим маркам уже десятилетия, молодые герои фэшн-бизнеса порхают из дома в дом, словно мотыльки. Одним из первых представителей этого поколения стал Эди Слиман, 5 июля отметивший 50-летие. Подгадав под дату, портал iz.ru решил взглянуть на то, как сегодня устроена индустрия моды.

Шаг за шагом

Знаменитости мира моды в рассказах об их карьере обычно «врываются», «загораются на небосклоне» или в крайнем случае становятся «новой сенсацией». К Слиману все эти и подобные журналистские штампы мало подходят — при всем его очевидном (хотя и несколько расчетливом) таланте. Карьера молодого парижанина итало-тунисского происхождения была размеренна и точна: начал шить одежду для себя и друзей в 16 лет, в 24 — ассистент известного fashion-консультанта, в 28 — попал на заметку к Пьеру Берже, партнеру Ива Сен-Лорана, и получил место дизайнера коллекции прет-а-порте.

В 2000-м, в возрасте 32 лет, он возглавил мужскую линию Dior — и превратил чопорный, откровенно уставший дом в одного из главных игроков актуальной моды. К 2002 году благодаря коллекциям Слимана доходы Dior Homme выросли на 41%; он одевал Брэда Питта и Мика Джаггера, и молодых героев поп-сцены, от Daft Punk до Franz Ferdinand. На посту в Dior его сменил конкурент и ровесник, бельгиец Раф Симонс, в целом продолживший политику предшественника: не «освежение», а смелый слом былых традиций, смена парадигмы, если хотите.

Брэд Питт

Фото: Global Look Press/PPE/face to face

Собственно, Слиман и Симонс — как старшие из плеяды главных талантов моды XXI столетия — создали своим примером модель поведения для шедших за ним следом. Они, безусловно, одаренные дизайнеры — возможно, не гении, какими изобиловал предыдущий век, но точно и не ремесленники, механически повторяющие чужие находки. В их творчестве можно уловить и философию — так же как своя философия есть и у «львов настоящего момента», переосмыслившего традиции почтенного дома Balenciaga Демны Гвасалия и афроамериканца Вирджила Абло, с марта 2018 года работающего на не менее легендарную марку Louis Vuitton.

Впрочем, Абло и Гвасалия уже по большому счету не просто адаптируют к требованиям современности, а просто ломают все сложившиеся брендовые ассоциации. Ломают нередко в самом буквальном смысле — достаточно посмотреть на последние коллекции Balenciaga, изобилующие откровенно деконструктивистскими элементами, нарочито «неряшливым» (на самом деле — выверенным до миллиметра, но «неправильным» с традиционной точки зрения кроем) и постоянной ироничной апелляцией к «низовой» культуре. Недаром одну из прошлогодних линеек марки представляли пожилые модели абсолютно «незвездной» внешности: комментаторы в официальном Instagram дома (что характерно, очень многие из них писали на русском) даже прямо недоумевали — что за странные «бомжи» и что за нелепые долгополые пальто?

Не без иронии

В этой постоянной иронии — панк-эстетика для Dior, кургузые «сельповские» силуэты для Balenciaga, аляповатые кроссовки для Louis Vuitton — и кроется часть секрета успеха новой волны дизайнеров. Они не боятся иронизировать не просто над великим прошлым нанявших их марок — они откровенно насмехаются над вкусами состоятельной клиентуры и бренд-фетишизмом, позволяющим продать по тройной цене любую ерунду, украшенную заветным логотипом. И все они — в первую очередь бизнесмены, достаточно трезво распоряжающиеся ресурсами. Характерно, что тот же Гвасалия без зазрения совести переносит производство ставших уже культовыми кроссовок Balenciaga Triple S (порядка $850за пару) из Италии в Китай, аргументируя ход наличием в Поднебесной «необходимых ноу-хау и более качественного оборудования».

То, что происходит сегодня в индустрии моды, во многом схоже со случившейся в «большом мире» еще полтора столетия назад промышленной революцией. Еще три десятка лет назад большинство даже ведущих домов haute couture представляли собой по сути большие частные ателье, владельцы которых одновременно были и творцами моды. Кому-то, как, например, основанной еще в XIX столетии Hermes, удалось остаться семейным предприятием, но большинство легендарных марок одна за другой переходили в собственность появившихся во второй половине ХХ века конгломератов по производству люксовых товаров — LVMH, Kering, Richemont.

Модное шоу бренда Hermes

Фото: Global Look Press/Xinhua

Это крупные компании с многомиллиардными оборотами, что, с одной стороны, позволяет финансировать смелые дизайнерские проекты, но с другой — как и любые корпорации, люксовые холдинги следят за рачительным расходованием средств и интересуются прежде всего потенциальной прибылью. Что, в конечном счете, нормально и правильно: бизнес есть бизнес.

Новая модель поведения дизайнера больше не предусматривает былой, почти феодальной, верности дому — да и после расставания нередки случаи, когда дело заканчивается судебными исками, штука еще в недавнем прошлом совершенно немыслимая. Так, Слиман, выдержавший предусмотренную условиями контракта с Kering годичную паузу после ухода с поста креативного директора Saint Laurent и принявший предложение LVMH возглавить Celine в начале 2018 года, успешно судился с бывшим работодателем, недоплатившим ему порядка €8 млн.

По сути, новые дизайнеры — те самые technomads, «технокочевники», предсказанные Стивеном Робертсом три десятилетия назад. Американский компьютерщик, впрочем, писал об IT-специалистах, но стоит отметить, что новые медиа, интернет, социальные сети для модельеров XXI века едва ли не более важны, чем традиционные показы — более того, показ уже превратился из самоцели в средство «поднять волну» в Instagram, Facebook и среди блогеров.

В конечном счете в прошлое ушла еще одна казавшаяся непоколебимой микроэкономическая модель, доставшаяся современному миру в наследство от архаических времен. Создатели прекрасного из «вольных художников» (скованных, тем не менее, узами цеховой верности) превратились в наемных «менеджеров красоты», генералов от креатива, использующих современные технологии PR едва ли не чаще, чем старомодные портновские инструменты. Пока, судя по всему, моде это идет только на пользу.

 

Читайте также
Прямой эфир