Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин обновил порядок платежей за российский газ иностранными покупателями
Экономика
Хуснуллин предложил увеличить лимит по семейной ипотеке
Мир
Трамп поздравил владельцев биткоина с рекордной ценой криптовалюты
Мир
Глава МИД Украины покинул зал СМИД ОБСЕ во время выступления Лаврова
Мир
Посол Мальты объяснил причину аннулирования визы Захаровой реакцией некоторых стран
Мир
Лавров указал на усугубление ситуации заявлениями ЕС об отправке войск на Украину
Общество
ФНС попросила включить в реестр требований к Блиновской более 1 млрд рублей долга
Мир
В МИД РФ озабочены заявлениями Киева о пересмотре безъядерного статуса
Общество
Путин вручил премию «Волонтер года» Марии Карпенко из Курской области
Мир
Глава МИД Украины исключил компромиссы с РФ по вопросу территорий
Мир
Мэр Варшавы рассказал о 150 тыс. оставшихся в городе украинских беженцах
Общество
Патрушев назвал направления нового нацпроекта «Экологическое благополучие»
Наука и техника
Путин назвал 2025 год ключевым для технологического развития РФ
Общество
Путин принял участие в акции «Елка желаний»
Экономика
Новак назвал стабильной ситуацию на мировом рынке нефти
Армия
Силы ПВО ликвидировали два украинских БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
Нидерланды попросят ЕС приостановить безвизовый режим с Грузией
Мир
Пискарев сравнил технологию планирования беспорядков в Грузии с протестами в РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ситуация с финансированием расходов Североатлантического альянса, возможности его расширения, в том числе за счет республик бывшего Советского Союза, политика блока в отношении России — такими были основные темы брюссельской встречи глав государств и правительств стран–членов НАТО. Звездой саммита в бельгийской столице ожидаемо стал Дональд Трамп — во многом благодаря неожиданным разговорам о возможном выходе из блока Соединенных Штатов, которые добиваются от остальных членов альянса повышения трат на коллективную оборону. Об основных итогах саммита — в материале портала iz.ru.

Деньги на бочку!

Одна из важнейших тем, поднимавшихся на саммите разными сторонами и в разном ключе, — проблема европейских взносов в бюджет альянса. Судя по отчету НАТО, который был опубликован накануне саммита, большинство стран-членов наращивают свои расходы на военные нужды: так, в прошлом году совокупные траты входящих в альянс стран выросли на 3,34% (до $918,61 млрд) в постоянных ценах 2010 года и на 5,15% (до $958,71 млрд) в текущих ценах, а в этом году, впервые с 2011-го, должны превысить $1 трлн.

Впрочем, решить основную проблему, о которой европейцам постоянно напоминают из-за океана, пока, похоже, не получается. Президент США Дональд Трамп неоднократно требовал, чтобы доля отчислений в бюджет НАТО доходила до 2% от их ВВП, однако пока платежи большинства европейских стран достигнут лишь отметки в 1,5%. Заветный норматив, похоже, выполнит только Латвия (ровно 2%), приблизятся к нему Польша, Литва и Румыния. Ряд стран и вовсе планируют тратить на оборону менее 1%: Люксембург (0,55%), Испания и Бельгия (по 0,93%). Расходы ФРГ сохранятся на отметке 1,24%, Франция потратит 1,81% ВВП. Взносы самих Соединенных Штатов оцениваются в 3,5% ВВП в ценах 2010 года.

Фото: REUTERS/Reinhard Krause

Впрочем, Трампу, похоже, уже мало даже цели в 2% — на саммите он призвал со временем довести ассигнования до 4%. Заявленная американским президентом планка для многих стала шокирующей. С другой стороны, определенных надежд на перераспределение расходов все же удалось добиться — так, французский президент Эммануэль Макрон пообещал, что республика выйдет на показатель в 2% к установленному сроку. В свою очередь, итальянский премьер Джузеппе Конти заявил, что никаких обещаний по повышению суммы ассигнований он на саммите не давал (сейчас ассигнования Рима составляют порядка 1% ВВП).

Не выходи из блока, не совершай ошибку

Один из самых интригующих н неожиданных моментов саммита пришелся на второй день встречи. В середине дня на лентах некоторых уважаемых иностранных информационных агентств стали появляться сообщения о возможном выходе США из НАТО. Традиционно анонимные источники СМИ утверждали, что с таким предупреждением сам Трамп выступил на закрытой встрече в ходе саммита.

Впрочем, довольно скоро выяснилось, что подобные опасения — всего лишь слухи, а не реальные намерения эксцентричного американского лидера. Сперва литовский президент Даля Грибаускайте сообщила, что Трамп подобных угроз не высказывал, а лишь добивался большего финансового участия от союзников по блоку. А позднее и сам глава американской администрации сообщил, что США остаются приверженцами альянса, который «сейчас гораздо сильнее, чем был два дня назад». Впрочем, оговорился хозяин Белого дома, о выходе из НАТО он может объявить даже без согласия конгресса — просто пока в этом нет необходимости.

4 по 30

Если же отвлечься от «околосаммитовых» новостей, то одним из примечательных решений, принятых в Брюсселе, стала договоренность о создании мобильной группировки оперативного развертывания. В соответствии с этим планом, получившим название «4 по 30», к 2020 году в рамках альянса планируется сформировать 30 механизированных батальонов, 30 эскадрилий ВВС и соединение из 30 кораблей. В случае необходимости они должны быть приведены в боевую готовность за 30 суток.

Фото: REUTERS/Paul Hanna

Замгенсека НАТО Роуз Гётемюллер заверила, что создание этих сил не предполагает увеличение численности сил альянса — их планируется создать из уже имеющихся ресурсов. «Смысл инициативы в том, чтобы каждый член НАТО мог сконцентрироваться на необходимости находиться в состоянии готовности и обладать возможностями для оперативной переброски своих войск», — отметила она. Силы быстрого реагирования могут быть задействованы в случае кризисных ситуаций для поддержки войск НАТО, размещенных в прибалтийских республиках и Польше. Кто может стать причиной такого кризиса, Гётемюллер (в прошлом — замгоссекретаря США в администрации президента Барака Обамы) упоминать не стала — и так очевидно, что роль главного потенциального соперника в Брюсселе традиционно отводят России.

Шире круг!

По сути, ни один натовский саммит или встречи представителей альянса на менее высоком уровне не обходятся без обсуждений вопроса расширения блока. В Брюсселе эта тема звучала в отношении сразу нескольких государств.

В частности, речь зашла о приглашении Македонии на переговоры о членстве. До последнего времени Скопье мог лишь ожидать подобного развития событий — непреодолимым препятствием республики на пути в альянс были отношения с Грецией. Афины выступали категорически против дискуссий о вступлении Македонии в любые международные объединения из-за спора о названии страны, которое совпадает с наименованием одной из греческих областей. В июне, однако, Афины и Скопье договорились о переименовании балканского государства — ему придумали название Северная Македония. В македонском парламенте соответствующий документ уже ратифицировали, хотя президент страны Георге Иванов пока отказывается его подписывать.

Желанной целью вступление в НАТО остается и для бывших советских республик — Грузии и Украины. По словам генсека блока Йенса Столтенберга, в Брюсселе полностью поддерживают евроатлантические устремления Тбилиси, а со временем Грузия обязательно станет членом альянса. Столтенберг похвалил Тбилиси за успехи в проведении необходимых реформ, однако о каких-то конкретных сроках приема Грузии в НАТО речь так и не зашла.

Киеву члены альянса дали аналогичные обещания — и тоже без конкретики. В НАТО похвалили реформы, которые проводит Киев, в том числе в связи с принятием законов «О высшем коррупционном суде» и «О национальной безопасности». Правда, против сближения Брюсселя и Киева активно выступает Будапешт — с берегов Дуная в адрес Украины звучат настойчивые упреки в связи с положением этнических меньшинств, в том числе венгерского, в республике. Впрочем, президент Петр Порошенко, похоже, совершенно не готов отказываться от планов присоединения к НАТО. На совместной со Столтенбергом пресс-конференции он даже пообещал, что попробует добиться внесения соответствующих устремлений Киева в конституцию Украины — «чтобы сделать невозможным «откат» этой политики».

От диалога к дружбе

Отдельной темой переговоров в Брюсселе стала Россия и отношения, которые выстраивают с Москвой отдельные страны–члены НАТО. Особое значение этим обсуждениям придавало еще одно крупнейшее международное событие этого июля — назначенный на 16-е число российско-американский саммит в Хельсинки. Еще до встречи лидеров НАТО в западных СМИ стали появляться сообщения о якобы имеющихся у европейских государств опасениях. Такую озабоченность авторы материалов увязывали с какими-то гипотетическими договоренностями, о которых могут объявить президенты Дональд Трамп и Владимир Путин после переговоров в Финляндии.

Фото: REUTERS/Benoit Doppagne

Ответом на подобные домыслы, призванным лишний раз подчеркнуть единство подходов членов Североатлантического альянса в отношении Кремля, стало принятое по итогам встречи в Брюсселе заявление. «Агрессивные действия России, в частности угроза силой и ее применение для достижения политических целей, бросают вызов Североатлантическому союзу и подрывают евроатлантическую безопасность и основанный на правилах международный порядок», — отмечается, в частности, в документе.

Кроме того, в НАТО пожурили Россию за то, что своими «недавними действиями и политикой» та якобы «снизила стабильность и безопасность». Прозвучали и дежурные упреки в связи с увиденным в Брюсселе участием России в нарушении суверенитета и территориальной целостности ее соседей — Грузии, Украины, Молдавии. При этом в заявлении отмечается, что между Москвой и Брюсселем остается «открытой возможность для политического диалога». «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы России», — утверждают авторы декларации. Ответа на вопрос о том, как дальнейшее расширение НАТО сочетается с отсутствием угроз для Москвы, в документе обнаружить не удалось.

От каких-то неожиданных по сути или даже по тональности заявлений в адрес России в НАТО, впрочем, воздержались. Возможно, этому способствовала и позиция США, которым вроде бы не с руки обострять отношения между двумя странами накануне встречи двух президентов. Сам Трамп, кстати, говорил, что в ходе его недельного турне по Европе встреча с российским коллегой, возможно, будет самой простой. Путина американский президент пока считает своим соперником, однако в итоге рассчитывает с ним даже подружиться. О том, насколько реалистичны такие надежды Трампа, очевидно, можно будет судить уже совсем скоро — до российско-американского саммита осталось всего несколько дней. И даже если каких-то прорывных решений в Хельсинки принято не будет (а их, в общем, никто и не ждет), по самой атмосфере, которая будет царить на переговорах, можно будет судить о том, какое ближайшее будущее ждет российско-американские отношения.

 

Читайте также
Прямой эфир