Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России нанесли поражение штурмовому батальону «Шквал» ВСУ в ДНР
Армия
Армия России поразила военные аэродромы и склады дронов на Украине
Армия
Песков заявил о засекреченности процесса разработки новых видов вооружения
Общество
В Сбербанке назвали три самых популярных схемы мошенничества в 2024 году
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
В Кривом Роге заявили об отсутствии отопления из-за мобилизации коммунальщиков
Общество
Москвичка заплатила лжеколдунье свыше 280 тыс. рублей за снятие порчи
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Экономика
Аналитики назвали пять популярных округов Москвы с жильем премиум-класса
Армия
Путин назвал свое заявление об испытаниях «Орешника» достаточно ясным и понятным
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

«Тихое» сопротивление Европы

Эксперт по безопасности Владимир Евсеев — о том, как Вашингтон перечеркнул трансатлантическую солидарность
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Брюсселе 11–12 июля прошел саммит НАТО. Главными вопросами стало увеличение финансирования альянса со стороны европейских стран до 2% от национального ВВП и «устранение уязвимости на границе стран-союзниц с РФ», то есть в Польше, странах Балтии и Норвегии.

Однако не все определяется уровнем военных расходов, тем более что многие страны ЕС противятся тратиться на нужды организации, как этого требует Вашингтон. Не менее важной темой стало обеспечение боеготовности сил и средств, их мобильности и адаптации командных структур НАТО к новым вызовам и угрозам. Правда, к каким именно не уточняется. В связи с этим было утверждено формирование оперативной группировки войск по формуле «4 по 30» к 2020 году. На практике это означает, что в любой момент 30 сухопутных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей НАТО через 30 суток могут быть развернуты в мощную ударную группировку.

Несмотря на то что руководство альянса открещивается от применения силы против кого-либо, совершенствование инфраструктуры для перевозки войск в Европу однозначно угрожает национальной безопасности России.

Тема взаимоотношений НАТО с Россией была одной из ключевых на прошедшем саммите, особенно учитывая встречу 16 июля в Хельсинки президентов Владимира Путина и Дональда Трампа. С одной стороны, альянс в лице генерального секретаря Йенса Столтенберга заявляет о проводимой политике по налаживанию диалога с Москвой. С другой стороны — наращивание военного потенциала и создание новой оперативной группировки войск говорит о политике сдерживания России, а не установления с ней партнерских отношений. При этом не следует забывать, что суммарные военные расходы государств-членов НАТО в 2017 году составили около $1 трлн, что почти в 20 раз превышает военный бюджет РФ.

Помимо разговоров о мнимой российской военной угрозе и необходимости наращивания сил вблизи российских границ, страны-члены НАТО обсудили вопросы борьбы с терроризмом, а также усиления сотрудничества между альянсом и ЕС и увеличения численности европейского воинского контингента в Афганистане. Также в повестке значилось открытие новой миссии по учебной подготовке в Ираке в рамках борьбы с радикальной группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ).

С целью подтверждения политики «открытых дверей» государства – члены НАТО пригласили в альянс Македонию, которая 12 июня 2018 года по договоренности с правительством Греции начала процесс переименования страны в Республику Северная Македония. Помимо этого, республика подписала соглашение о добрососедских отношениях с Болгарией и приняла закон о языках. Фактически это сняло все препятствия для предоставления ей плана действий по членству в НАТО.

Более того, руководство альянса заявило, что Грузия как один из ключевых партнеров вскоре станет членом организации. Однако не всё так безоблачно для другого претендента на вступление. Несмотря на то что так называемые региональные вызовы для НАТО обсуждаются с участием президента Украины Петра Порошенко, против ее участия выступил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он уже заявил о блокировании любых решений альянса в отношении Украины и Грузии.

Даже Генсек НАТО Йен Столтенберг, комментируя украинский сценарий, сказал о перспективах в будущем, но напомнил украинскому руководству о необходимости реформ. Тем более, что пока не будет решен вопрос урегулирования ситуации в Донбассе — все заявления о заинтересованности в альянсе Петра Порошенко являются абсолютно декларативными.

Саммит НАТО в Брюсселе формально подтвердил трансатлантическую солидарность стран Запада и их готовность взять на себя больше финансовых и военных обязательств по обеспечению безопасности военно-политического блока в расширенной зоне ответственности, которая в том числе включает Ближний и Средний Восток, Северную Африку.

Однако в реальности европейские государства не хотят платить за собственную военную безопасность, противятся развязанной администрацией Трампа торговой войне и не желают выходить из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной проблеме. Европейцев все больше раздражает диктат США в финансово-экономической сфере и то, что американцы не учитывают их национальных интересов.

Следствием всего этого станет трудный процесс обретения Европой внешнеполитической и финансово-экономической, а в перспективе даже военной самостоятельности от США. По мере продвижения по этому пути европейские государства будут всё больше нуждаться в России, которая не создает для них реальной военной угрозы. Более того, Москва готова к серьезному сотрудничеству. Но для этого Европе нужно как преодолеть стереотипы холодной войны, так и больше думать о собственных, а не американских интересах.

Автор — заместитель директора Института стран СНГ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир