Долгое рассмотрение
Новость о том, что Госдума отклонила законопроект о гендерном равенстве, возобновила дискуссию о дискриминации женщин в России. Хотя на самом деле к харассменту, абьюзу и домогательствам все это не имеет никакого отношения. Пока. Почему депутаты забраковали документ, лежавший на рассмотрении 14 лет, что появится в его новой редакции, а что, скорее всего, из проекта закона уберут, выяснил портал iz.ru.
Наследство прошлых созывов
Рассмотрение законопроектов, внесенных и даже прошедших первые чтения много лет назад, — норма для нынешнего, седьмого созыва Госдумы. В 2016 году ставший ее спикером Вячеслав Володин заявил, что от предыдущих созывов осталось более 2,2 тыс. проектов законов. Сначала была идея их списать, но позже было принято решение обсудить каждый.
«Мы не имеем права их забыть, не имеем права взять и их обнулить,— сказал Володин в интервью каналу «Россия 24» в ноябре 2017 года. — Конституция нас обязывает рассмотреть каждый законопроект, когда бы он ни был внесен, как бы он ни устарел, какого бы качества уже сейчас заключение правительства ни было, нам все равно его нужно рассматривать, на это необходимо время тратить».
Так, в апреле 2017 года был рассмотрен и отклонен внесенный на рассмотрение в 1996 году законопроект, регулирующий гражданско-правовую ответственность за причинение ядерного вреда. Зампред по финансовому рынку Юрий Олейников отметил тогда, что документ, рассмотренный в первом чтении в 1998 году, утратил актуальность: нормы, предложенные в нем, за эти годы были прописаны в законе «Об использовании атомной энергии».
С законопроектом о гендерном равенстве, вернее «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации», ситуация похожая, но не такая простая.
Квота на депутаток
В документе, который в 2003 году вместе с коллегами вносил тогда рядовой депутат Вячеслав Володин, было два больших блока. Первый был посвящен равенству мужчин и женщин на работе: предлагалось гарантировались равные права женщин и мужчин при трудоустройстве; зафиксировать норму, согласно которой мужчины и женщины должны получать равную зарплату, если выполняют идентичную работу; обязать работодателей доказывать отсутствие умышленной дискриминации в случае трудовых споров.
Второй блок касался гендерного разнообразия в органах власти. В документе говорилось о необходимости введения в них квот на женщин и на мужчин. Также предполагалась гендерная экспертиза законов.
Именно этот второй блок на долгие годы затормозил рассмотрение законопроекта. Тем более что через несколько лет после прохождения первого чтения он существенно расширился. Профильный думский комитет, куда входила тогда депутат, а сейчас сенатор Елена Мизулина, решил создать рабочую группу по подготовке рассмотрения документа Госдумой. Тогда в нем появилось понятие гендерной квоты, соотношения числа мужчин и женщин уже не только в органах власти, но и в списках кандидатов на выборы от политических партий. А партиям, набравшим на выборах 3%, в которых доля женщин была меньше 40%, предлагалось урезать государственное финансирование.
«Нарушение трудовых прав — это то, чем надо заниматься безусловно. А то, что касается политических прав, предоставления женщинам особых преференций для участия в выборах, это надо разделить. В этом законопроекте это оказалось все смешано», — считает Калачев.
Особенно радела за квоты для женщин в политике один из авторов законопроекта 2003 года Екатерина Лахова, которая сейчас занимает пост сенатора от Брянской области. По ее мнению, корень проблемы неравенства мужчин и женщин в обществе скрыт в том, как мало женщин допущены на «уровень принятия решений». «18% [женщин] только у «Единой России» сегодня. Я считаю, что это довольно хорошая [цифра]. У всех остальных гораздо меньше», — сказала Лахова порталу iz.ru.
Сама она признает, что законопроект в существовавшем виде давно устарел, так как противоречил или дублировал принятые с тех пор на уровне Конституции нормы. И борьбу за права женщин в политике сенатор продолжала на другом поле.
«Данный законопроект, его действительно надо было давно отклонить, поскольку он начал противоречить многим федеральным законам, которые были приняты за прошедший период. После того как он был вынесен в первом чтении, мы пролоббировали изменение в статью закона о политических партиях, который расшифровывает и еще раз подтверждает конституционную норму [о равных правах и возможностях мужчин и женщин]», — рассказала порталу iz.ru Екатерина Лахова. — Законопроект просто не соответствовал федеральному законодательству, поэтому это [его прохождение] нереально».
Иная ситуация
И так с раздутым блоком, посвященным квотам для женщин в политике, законопроект пролежал на полке до 2018 года. Как отметил, комментируя его отклонение, Вячеслав Володин, ситуация с политическими правами женщин с момента внесения документа «изменилась к лучшему». Да и в целом тогда была «иная ситуация». «Необходимо учитывать эти изменения и то, что многие вопросы, которые мы тогда предлагали, уже решены», — сказал спикер Госдумы.
Напротив, вопросы отстаивания трудовых прав женщин он считает по-прежнему актуальными и требующими законодательного решения. «Еще раз хочу подчеркнуть, что нам необходимо продумать особенно в части защиты прав женщин вопросы трудовых отношений и оплаты труда. На первый план выходят именно эти вопросы», — заявил председатель нижней палаты парламента. «И ответ должен быть дан уже в новом законе, который готовят мои коллеги из профильного комитета по вопросам семьи, женщин и детей», — заключил спикер.
Речь идет о рабочей группе, которую возглавила зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина. Она еще в марте 2018 года на фоне скандалов с сексуальными домогательствами заявляла, что впишет понятие харассмента в российское законодательство. И теперь в качестве законотворца планирует на этом сконцентрироваться.
Ко второму чтению законопроекта будет вестись работа над основной темой — равенством мужчин и женщин в трудовых правах, равенством в зарплате. А равенство в трудовых отношениях подразумевает «отношение к женщине на рабочем месте, а также решение таких проблем, как сексизм, эйджизм (от англ. age – «возраст»), харассмент (этот термин включает сексуальные домогательства, но по смыслу он шире. — Ред.)», — пояснила Пушкина агентству «Интерфакс».
Необходимость совершенствования российского «гендерного» законодательства именно в трудовой сфере видит и член Совета по взаимодействию с Институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации Евгений Корчаго. По его мнению, старый законопроект тут помочь не мог, так как его положения дублируются в том числе в Трудовом кодексе. При этом «за работодателями закрепилась новая ситуация: женщин не берут на работу, не предлагают им высокие должности и увольняют первыми из-за потенциальной возможности уйти в декрет», — сказал порталу iz.ru адвокат.
Диаметрально противоположного мнения на этот счет придерживается один из авторов первого законопроекта Екатерина Лахова. В беседе с порталом iz.ru она подчеркнула, что к новому закону никакого отношения иметь не будет.
С таким же скепсисом к необходимости дополнительно регулировать трудовые отношения женщин и мужчин отнеслась председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева.
«У нас вопросы эти в концепции для женщин до 2022 года рассмотрены правительством, и принята эта концепция. У нас в Конституции все записано. И начиная с 2018 года вопросы равенства решены. За исключением некоторых, например, неравенство в зарплатах за одну и ту же работу. Но я считаю, что у нас в концепции это есть. И это поправится», — сказала Плетнева.
Связаться с ее заместителем по комитету, Оксаной Пушкиной, порталу iz.ru на момент выхода материала не удалось. А Плетнева информацией о том, что войдет в новый законопроект, поделиться не смогла: «Я не готовлю законопроект, я только буду рассматривать потом».
На вопрос, сколько документ будет готовиться и рассматриваться и не случится ли, как с предшественником, задержка в 14 лет, депутат ответила лаконичное: «Долго. Я думаю, долго».