Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Гренландии выявили первые два случая заражения оспой обезьян
Общество
Суд Рязанской области арестовал «скопинского маньяка» на 10 суток
Происшествия
Пожар на месте ЧП на аэродроме в Крыму локализован
Культура
Джонни Депп подписал рекламный контракт с Dior на семизначную сумму
Экономика
Венгрия назвала остановку транзита нефти по «Дружбе» технической проблемой
Мир
Lufthansa продлила приостановку авиасообщения с Украиной до 2023 года
Мир
Пелоси не пожалела о своем визите на Тайвань
Мир
Июль стал одним из самых жарких в Европе за всю историю наблюдений
Экономика
В Минпромторге заявили об обеспечении металлургической отрасли комплектующими
Экономика
«Укртранснафта» остановила прокачку нефти из РФ по «Дружбе» в сторону Венгрии
Мир
Китайский дипломат предупредила США о последствиях конфликта с РФ и КНР
Экономика
Глава регулятора ФРГ призвал страны ЕС экономить газ для стабилизации цен
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За первый летний месяц сразу шесть крупных туроператоров и турагентств столкнулись с финансовыми трудностями и аннулировали оплаченные брони своих клиентов. Свыше 3,5 тыс. клиентов крупнейшего российского туроператора «Натали Турс» оказались в данный момент за границей. Некоторых из них выселяют из отелей, другие не могут вылететь на родину. Портал iz.ru разобрался, как компенсировать деньги за испорченный отдых и благополучно вернуться домой.

Как поступить туристу, который узнал о банкротстве оператора, уже находясь за рубежом?

Если вам грозят выселением из отеля за неоплату гостиницы, не стоит паниковать. Вопрос нужно решать на месте: в «Турпомощи» советуют оплатить отель самостоятельно и сохранить все чеки. Аналогичные действия стоит предпринять в случае, если у вас не оплачен трансфер. Нелишним будет узнать заранее, оплачен ли обратный авиабилет. Если нет — покупать его также придется самостоятельно.

По возвращении домой затраты обязаны компенсировать из страховой суммы компании, столкнувшейся с финансовыми проблемами. Впрочем, нет никаких гарантий того, что деньги вернутся быстро: срок рассмотрения заявки составляет до 30 дней. В случае «Натали Турс» пока нет понимания, через сколько туристы смогут получить компенсации, так как компания не объявляла себя банкротом и не заявляла о прекращении деятельности. Проблемы туроператора ее представители по-прежнему называют «форс-мажором».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Узнать о том, к какой страховой компании обращаться за возвратом денег, можно через реестр Ростуризма. Однако туроператоры, чья ответственность не была застрахована (как, например, Polar Tour), не могут гарантировать выплат и компенсаций. Единственное возможное решение в таком случае — обращаться в суд.

Куда обратиться, если деньги за путевку внесены, но компания аннулировала брони?

Согласно законодательству, все обращения граждан должны быть направлены в адрес туроператора. В экстренной ситуации, когда средств для погашения долгов перед клиентами не хватает, операторы, зарегистрированные в реестре, обращаются в «Турпомощь».

За первый день «Натали Турс» уже выплатила 800 тыс. рублей по несостоявшимся поездкам. При этом туристы, вылетающие регулярными рейсами, вправе воспользоваться авиабилетом и требовать от агентства частичной компенсации путевки, чтобы потратить ее на проживание в отеле. Клиентам дали два дня на то, чтобы определиться, будут ли они использовать оплаченные авиабилеты, которые входят в аннулированный турпакет, или хотят вернуть деньги полностью.

В случае полного аннулирования тура агентствам предлагают написать заявление по заранее подготовленному шаблону, к которому нужно приложить два заявления на возврат от агента и от самого клиента, а также основные документы: копии паспорта, договор и чек об оплате.

В качестве альтернативы натуральным выплатам «Натали Турс» предлагает агентам и туристам гарантийные обязательства, которые будут действовать с апреля 2019 по апрель 2020 года. То есть клиенты смогут получить путевку на оплаченную сумму, но уже в следующем году. Впрочем, едва ли большой процент пострадавших захочет давать столь щедрую отсрочку туроператору, столкнувшемуся с финансовыми трудностями.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Что предлагают чиновники, чтобы решить проблему краха туроператоров?

В свете последних событий на законодательном уровне было предложено несколько идей, которые могли бы способствовать тому, чтобы подобные ситуации повторялись всё реже. Так, например, в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) высказались за создание резервного фонда для выплат компенсаций пострадавшим от недобросовестных туроператоров. Эта же структура, по замыслу ФАС, будет вести судебные тяжбы с обанкротившимися турфирмами.

Депутаты Госдумы уже предлагают обязать операторов предоставлять клиентам подтверждение оплаты гостиницы, а не только бронь, как это делается сейчас. Причем сделать это предлагают в течение суток. В противном случае с оператора будут взыскивать в пользу клиента до 10% от суммы проживания. Кроме того, в случае принятия этой законодательной инициативы туристы получат право отменять тур с полным возмещением средств, если в течение суток бронь не будет оплачена оператором. 

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) не считают, что ситуация вышла из-под контроля и требует особых мер для регулирования. Так, по словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, доля проблемных туркомпаний занимает не более 1% рынка.

Фото: Depositphotos

«Нельзя было спрогнозировать, что проблемы этих компаний могут позволить делать выводы о серьезных тенденциях на туристическом рынке. Дело, видимо, в магии брендов и годах создания этих компаний: 1991–1992. Больше 20 лет они на слуху», — рассказала Ломидзе.

Как пытаются разрешить сложившуюся ситуацию сами компании?

«Натали Турс» не спешит объявлять себя банкротом. Наоборот, компания щедро сыплет обещаниями и планирует возобновить продажу туров на октябрь-ноябрь через пару недель. Правда, уже вчера глава компании Владимир Воробьев обмолвился, что готов был бы продать компанию полностью.

«Мы готовы к инвесторам, и определенные изменения в собственности происходили», — заявил Воробьев в разговоре с РБК. Он также рассказал, что вопрос привлечения сторонних средств неоднократно рассматривался и даже проводились переговоры с потенциальными инвесторами. Впрочем, в неудачах на этих переговорах он склонен винить скорее «непривлекательность» российского туристического рынка.

«К сожалению, то ли в силу неинтересности выездного туристического рынка, в частности в России, то ли в силу каких-то других причин нам не удалось привлечь инвестора», — сказал он. Воробьев также посетовал на низкую рентабельность пакетного туризма и заявил, что компания пытается сосредоточиться на других направлениях деятельности — продавать авиабилеты, отели и трансферы отдельно.

В Ростуризме открыли горячую линию для решения вопросов по ситуации с «Натали Турс» и DSBW Tours, который также заявил о приостановке продажи туров. Информацию можно получить по телефонам: +7 (499) 678-12-03 и +7 (495) 607-35-11.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев

Руководство ведомства взяло под контроль ситуацию и создало оперативный штаб для решения текущих задач в связи с аннулированием броней и авиабилетов. Глава ведомства Олег Сафонов уже обсудил ситуацию с министром туризма Турции Нуманом Курталмусом. Российская сторона считает недопустимым выселение туристов из отелей и требование повторной оплаты из-за проблем туроператоров.

— Если турист заселен, он должен находиться там столько, сколько написано в ваучере. Принимающие стороны пусть разбираются между собой, но турист в это вовлечен не должен быть. Это уже неоднократно подтверждалось послами соответствующих стран. Я хочу выразить уверенность, что мы решим эту проблему, — подчеркнул Сафонов.

Выживет ли пакетный туризм в России после очередного витка банкротств туркомпаний?

Эксперты не склонны видеть признаки системного кризиса в туристической отрасли. Однако данная ситуация создает условия для уменьшения доли пакетных туров. Теряя доверие к туроператорам, люди всё чаще делают выбор в пользу самостоятельных поездок, считает автор Дзен-канала «Идеи для путешествий» Кирилл Комаров.

— Не думаю, что нынешний крах нескольких туроператоров приведет к смерти пакетного туризма в России. Рынок хоронят уже лет десять: и после краха «Капитал Тура» (2010 год), и после банкротства «Ланты» (2012 год), и после «Лабиринта» (2014 год). Но рынок выжил, к евро по 70 привыкли, освободившиеся ниши заняли другие. В общем, туры продаются, чартеры летают, туристы отдыхают. Так будет и в этот раз. Но совсем бесследно для туррынка нынешняя ситуация не пройдет. Всё больше людей будут уходить в самостоятельный туризм. Видя все эти очереди в аэропортах и читая о том, как туристов, заплативших за тур всё до копейки, выселяют из отелей, многие зададутся вопросом: «А где гарантия, что со мной не случится то же самое?» — отмечает Комаров.

Фото: Depositphotos

По его мнению, туроператоры придумывают всё новые способы повысить привлекательность пакетных туров, однако зачастую эти попытки имеют обратный эффект.

— Чего стоит идея брать с клиента деньги за подбор тура. Это сейчас обсуждается в турсообществе. Дескать, юристы и врачи берут деньги за консультации, а мы почему тратим свое время, два часа показываем клиенту отели и пляжи, а он потом ничего у нас не покупает? С другой стороны, пакетный туризм быстро не умрет. Для большинства россиян основным показателем при выборе отдыха остается цена. А по путевке слетать в самые популярные страны мира дешевле, чем самостоятельно. Попробуйте в разгар сезона забронировать отдельно перелет и отель — это будет чуть ли не вдвое дороже готового тура. Поэтому клиенты у туркомпаний не закончатся еще очень долго, — резюмировал путешественник.

 

Читайте также
Реклама