Дешевле, быстрее и проще
Туризм относится к числу наиболее динамично развивающихся индустрий в мире. Еще несколько лет назад, чтобы попасть на самолет или поезд, пассажирам приходилось идти в кассу за бумажным билетом. Сегодня ничего печатать не нужно, билет покупается за пару минут через интернет, а в российских аэропортах уже тестируют специальные гейты, которые позволят пассажирам при посадке избежать контакта с сотрудниками аэропорта. Это лишь один из примеров, но далеко не единственный. В отрасли постоянно что-то происходит. Портал iz.ru проанализировал, что изменилось для путешественников в 2017 году.
Введение безбагажных тарифов
C 30 сентября российским авиакомпаниям позволили продавать невозвратные билеты без включенного багажа. Кроме того, в начале ноября перевозчикам официально разрешили ограничивать вес ручной клади 5 кг вместо прежних 10 кг. Авиакомпании давно просили правительство об изменении требований к провозу багажа, отмечая, что такой шаг позволит снизить минимальную стоимость билетов.
Действительно, после вступления закона в силу «Победа» изменила минимальную стоимость перелета с 1000 рублей до 500. Впрочем, по такой цене реализуется лишь по пять билетов на каждом рейсе.
Другие авиакомпании об изменении минимальных тарифов не заявляли.
Билеты становятся всё дешевле
По данным аналитиков сервиса путешествий «Туту.ру», в 2017 году средние цены на авиабилеты впервые показали снижение на 4,6%. Перелеты по России подешевели на 3,9%, а рейсы за рубеж и вовсе потеряли 12% стоимости. Сильнее всего упали в цене перелеты из Москвы в Минск (-32%), Пхукет (-29%), Стамбул (-25%), Бангкок (-22%), а также из Петербурга в Кишинев (-21%).
Такая тенденция связана с появлением у лоукостеров новых маршрутов. Например, «Победа» стала летать в Стамбул, а Wizz Air — в Дебрецен. Кроме того, в Россию приходят и новые перевозчики. В 2017 году перелеты из Петербурга в Баку начал выполнять бюджетный перевозчик Buta Airways, а Москву с Ростовом-на-Дону и Омском связали рейсы новой российской авиакомпании «Азимут», которая установила минимальные цены на билеты на уровне 900 рублей. На рейсы между российской столицей и Стамбулом пришел уже пятый турецкий перевозчик — Atlas Global.
Поезда дороже самолетов
В середине ноября Федеральная антимонопольная служба сравнила цены на проезд в плацкартных вагонах и перелеты самолетами по одним и тем же маршрутам. Выяснилось, что на некоторых маршрутах авиаперелет может быть вдвое дешевле ж/д поездки. Как уточнили в ФАС, 30 октября авиабилеты из Москвы в Екатеринбург можно было найти за 2,5 тыс. рублей, в то время как самый дешевый плацкартный билет стоил 4,8 тыс. рублей. Что интересно, проезд в купейных вагонах на тот конкретный день обходился дешевле — 4,5 тыс. рублей.
Скандалу с ФАС предшествовала полная приостановка продажи билетов на 2018 год в плацкартные вагоны. Причиной РЖД назвала неурегулированность вопроса о тарифах на перевозку с ФАС. Ведомство решило, что причин повышать тарифы в 2018 году нет, но такой вариант, видимо, не устроил перевозчика. В итоге 14 дней — с 3 по 17 ноября — россияне не могли приобрести самые популярные билеты на поезда.
Вызывает опасения и тот факт, что за две недели до Нового года билетов в плацкартные вагоны по популярным маршрутам почти не осталось. Однако доступные авиаперелеты найти всё еще можно.
В этой ситуации РЖД пытается сделать всё возможное, чтобы предложить путешественникам дешевые билеты. Например, компания снизила и зафиксировала цены на «Сапсан» на 31 декабря и 1 января — минимальный тариф составил всего 900 рублей. Кроме того, РЖД в 2017 году проводит постоянные распродажи билетов и активно промоутирует свою бонусную программу.
Появился второй маршрут «Сапсана»
В декабре стало известно, что уже в следующем году «Сапсаны» начнут ездить по маршруту Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Такое путешествие займет восемь часов и будет проходить через Москву. В столице поезд сделает остановку на Курском вокзале.
Турция вернулась
Уже к октябрю в одной только Анталье побывали 3,4 млн российских путешественников — это исторический рекорд. Итоговых цифр по году еще нет, но уже понятно, что они тоже будут рекордными. Например, по данным «Туту.ру», за год Турция смогла подняться с 11-го на 2-е место в списке предпочтений у любителей отдыха по путевкам. Популярнее ее оказались только туры по России. Растет и количество самостоятельных путешественников, которые отправляются на отдых в Турцию. Правда, здесь наиболее популярным является не средиземноморское побережье, а Стамбул с его историческими достопримечательностями и величественным Босфором.
Несколько омрачил триумфальное возвращение Турции на российский рынок вирус Коксаки, который не давал покоя россиянам всё лето. Многие привозили этот энтеровирус с отдыха в Турции. Самое страшное, что Коксаки очень сложно лечится у детей возрастом до года. В разгар эпидемии Роспотребнадзор заявлял о сотнях заболевших. Правда, позже эти цифры скорректировали в сторону десятков.
Египетские курорты ждут
Весь год российские специалисты наведывались в Египет с проверками безопасности аэропортов. Египетские отельеры говорили о существовании на грани выживания и просили власти разрешить, наконец, вопрос с авиасообщением. Однако никаких новостей, кроме сообщений об очередных проверках, не было.
Всё изменилось 11 декабря, когда с визитом в Каир прибыл президент России Владимир Путин. В этот день одна из главных газет страны «Аль-Йоум ас-Сабиа» вышла с русскоязычным текстом на обложке: «Господин президент России, добро пожаловать в Египет!» и «Господин президент, когда российский туризм вернется в Египет?».
Президент заявил, что Россия готова к возобновлению авиасообщения. Уже 15 декабря в Москву прибыла египетская делегация и был подписан соответствующий межправительственный договор. Планируется, что уже в феврале 2018 года Москву и Каир свяжут прямые рейсы.
Для россиян облегчили визовый режим
В 2017 году многие страны мира отменили для россиян визы или упростили их получение. В числе таковых Иран, Объединенные Арабские Эмираты и Япония, виза которой до недавнего времени считалась одной из наиболее сложных для получения, а также Суринам и Бруней.
Существенно упростили процедуру получения виз, сократили сроки или изменили стоимость (в меньшую сторону) Катар и КНДР. В Армению же теперь россияне могут ездить и вовсе по внутреннему паспорту: никаких виз и даже заграничного паспорта не нужно. Немного проще стало попасть и в европейские страны. Например, с ноября Франция сократила срок оформления шенгенских виз до двух дней.
Однако не все новости на визовом фронте столь же радужные. В сентябре из-за сокращения штата диппредставительства США перестали выдавать в российских регионах туристические и другие типы неиммиграционных виз. Почти сражу же на рынке появились компании, предложившие россиянам помощь в получении виз в соседних государствах. А одна из грузинских турфирм даже разработала специальные «визовые туры» в Тбилиси.
В начале декабря США возобновили выдачу виз в Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке. Правда, собеседования всё равно будут проходить в ограниченном режиме.
В регионах вводят курортный сбор
Летом правительство утвердило, а Владимир Путин подписал закон о введении курортного сбора. Речь идет лишь о Крыме, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. В первый год размер туристического налога не будет превышать 50 рублей в сутки, в последующие годы будет ограничен 100 рублями. Взимать сбор начнут с 1 мая 2018 года.
При этом в Алтайском крае туристов будут облагать новым налогом лишь на территории города-курорта Белокуриха, с них возьмут 50 рублей в сутки. В Краснодарском крае говорят о 20–30 рублях в день, в Ставропольском — о 30–50 рублях.
В Севастополе и Крыму от взимания сборов пока отказались. В Севастополе сразу же выступили против его введения, а крымские власти отказались от туристического налога в середине декабря, объяснив свое решение трудностями, которые могут возникнуть при взимании сбора.