Опиум для народа
В ООН представили ежегодный доклад по производству и потреблению различных видов наркосодержащих веществ и препаратов. Судя по цифрам, мир проигрывает войну наркотикам, созданным на основе опиумного мака — производители и торговцы опиатами процветают. Одновременно всё более актуальной становится проблема нецелевого использования наркосодержащих лекарственных препаратов. В описанных в докладе тенденциях и факторах, которые могут играть на руку дилерам, разбирался портал iz.ru.
Маковый рекорд
Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) представило доклад 26 июня — в международный День борьбы с наркоманией. И хотя дата была красивой, само противостояние, похоже, пока выигрывают наркотики — во многом за счет распространения веществ на основе опиумного мака. Говоря о производстве кокаина и опиума, председатель 72-й сессии Генассамблеи ООН Мирослав Лайчак отметил: «В производстве этих наркотиков задействовано больше людей, чем когда-либо. Больше людей, чем когда-либо, участвует в их поставке и потреблении».
По оценкам экспертов УНП, к 2017 году производство наркотиков растительного происхождения достигло рекордно высокого уровня. Важнейшую роль тут сыграло выращивание опийного мака в Афганистане, которое продолжается, несмотря на усилия военного контингента США, находящегося в этой стране более полутора десятков лет, усилия местных властей и силовых структур сопредельных и более отдаленных государств.
По данным ООН, в 2016–2017 годах глобальный объем производства опия увеличился на 65% и достиг 10,5 тыс. т. Основным производителем опиума остается Афганистан — на его долю приходится около 9 тыс. т, «помогают» ему Мьянма, Лаос и Мексика.
Среди факторов, которые способствовали такой тенденции, эксперты называют политическую нестабильность, неадекватный контроль со стороны государства и сокращение экономических возможностей в сельской местности, в результате чего население «оказалось подвержено влиянию групп, связанных с торговлей наркотиками». Резкий рост культивирования опийного мака в Афганистане привел к тому, что в 2016–2017 годах общая площадь плантаций в мире выросла на 37%, достигнув почти 420 тыс. га, указывают авторы доклада, добавляя, что «более 75% этих земель находится в Афганистане».
В то же время усилия правоохранительных структур по борьбе с распространением опиатов растительного происхождения выглядят внушительно. В Объединенных Нациях отмечают, что в 2016 году объем изъятого в мире героина также рекордно вырос и составил 91 т. Основная часть «была изъята недалеко от центров изготовления наркотиков в Афганистане», говорится в документе.
Синтезируй это
Не выглядит обнадеживающей и ситуация с синтетическими опиоидными препаратами — кодеином, викодином, трамадолом. Особенно стремительно трамадол распространяется в Африке и Азии, что «представляет собой серьезную проблему» для развивающихся стран. «Рост потока синтетических опиоидов, предназначенных для использования в немедицинских целях, может привести к увеличению числа лиц, у которых развиваются расстройства на почве наркопотребления, — пишут авторы доклада. — Это создает дополнительное давление на и без того хрупкую систему здравоохранения затронутых этим явлением стран, которые уже испытывают трудности с удовлетворением базовых потребностей в области здравоохранения, особенно если речь идет о бедных и уязвимых группах населения».
При этом если об опиоидном кризисе в Северной Америке известно уже давно, то проблема использования того же трамадола и аналогов в развивающихся странах «в целом до настоящего времени оставалась незамеченной», указывают специалисты. Международному сообществу необходимо «помогать соответствующим странам развивать услуги по профилактике и лечению наркомании, обеспечению ухода и реабилитации».
Белый яд
По подсчетам ООН, в 2015 году непосредственно в результате употребления наркотиков погибли около 168 тыс. человек, при этом 76% этих летальных исходов пришлись именно на зависимых от опиатов. В 2000-м в мире умерли 105 тыс. наркоманов, таким образом, рост смертности за 15 лет составил порядка 60%. Как отмечает сотрудник УНП Анджела Ме, причиной столь страшной тенденции стали опиоидные лекарственные препараты, которые производятся на легальной основе, однако потребляются в нарушение закона, а также наличие дешевых наркотиков — например, героина — и появление новых синтетических опиатов.
«В Европе основным опиоидом, вызывающим обеспокоенность, является героин, хотя зафиксированы и случаи употребления в немедицинских целях метадона, бупренорфина и фентанила, — отмечается в документе. — В странах Западной и Северной Африки, а также Ближнего и Среднего Востока расширяется употребление в немедицинских целях трамадола (не подпадающего под международный контроль опиоидного лекарственного средства), что вызывает всё большие опасения».
В ряде стран наркотики уже стали более распространенной причиной смерти, чем применение оружия или дорожные аварии. «В США смертность от употребления синтетических опиатов вдвое превышает смертность от огнестрельного оружия и дорожно-транспортных происшествий, — указывает «Русская служба BBC». — За период с 2012 по 2016 год она возросла в 10 раз среди мужчин и в 5 раз среди женщин».
Отрава ради забавы
Согласно подсчетам специалистов, наиболее распространенным наркотиком остается каннабис — его в течение года хотя бы раз употребляли 192 млн человек, и это число продолжает расти. При этом «общемировой объем изъятий марихуаны в 2016 году снизился на 27% — до 4386 т. По оценке ООН, данное снижение было особенно заметно в Северной Америке, где, возможно, свою роль сыграла доступность медицинской марихуаны, а также «легализация потребления каннабиса в рекреационных целях в нескольких штатах».
Помимо нескольких американских штатов, в деле распространения «травки» масла в огонь на днях подлил северный сосед Соединенных Штатов. В Канаде сенат проголосовал за легализацию использования марихуаны в так называемых рекреационных целях. Окончательно разрешить наркотик Оттава теперь должна в течение 8–12 недель.
Решение канадских законодателей стало поводом для международной критики. В ООН его назвали противоречащим положениям конвенций о контроле за наркотиками, участницей которых является Страна кленового листа, и выразили сожаление. Постоянный представитель РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов отметил, что «канадцы покусились на базовые принципы этих конвенций, что однозначно разрушает международное антинаркотическое законодательство». «По сути дела, они открыли ящик Пандоры, и теперь у других стран может появиться соблазн последовать примеру Канады», — подчеркнул он.
В российском обществе неприятие идеи легализации даже так называемых легких наркотиков сохраняется. Согласно результатам опроса ВЦИОМа, распространенным 25 июня, 89% респондентов считают, что «мягкие» наркотические вещества не должны находиться в свободной продаже. Противоположной точки зрения придерживаются лишь 8% россиян, хотя в более молодой аудитории этот показатель выше (17% среди граждан в возрасте 18–24 лет и 13% — среди 25–34-летних).
«Мама, нас лечат не те врачи»
Впрочем, отношение участников социологических исследований к вопросу легализации наркотиков отнюдь не является отражением ситуации с наркоманией, которая сложилась в России. В апреле президент Владимир Путин приводил данные официальной статистики, согласно которым в России насчитывается 600 тыс. наркоманов, при том что по неофициальным сведениям их порядка 2 млн. «К сожалению, за последние пять лет эта цифра не меняется, при этом число несовершеннолетних наркоманов возросло на 60%», — признал глава государства. В целом, опять же по неофициальным сведениям, в стране наркотики употребляют около 7,5 млн человек.
«С учетом передачи функций ФСКН в МВД следует качественно повысить уровень координации антинаркотической деятельности госорганов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества», — призвал Путин. Однако взаимодействие государственных структур и общественных или частных организаций в сфере борьбы с распространением наркотиков и его последствиями не всегда идет гладко.
Например, по словам главы Национального антинаркотического союза Никиты Лушникова, реабилитация наркозависимых в России остается проблемой самих зависимых. «Реабилитационное сообщество в России не принадлежит ни к какому ведомству, МВД не хочет бороться с этим, и их можно понять — это силовая структура, Минздрав считает, что они должны лечить, а не психологически вытягивать», — приводит слова руководителя НАС «РИА Новости».
Официально курс лечения можно пройти в государственных медицинских учреждениях, однако это как минимум предполагает постановку на учет в наркологическом диспансере. Многих зависимых и их семьи, которые надеются на выздоровление попавшего в беду родственника, такая перспектива отпугивает — в том числе из-за потенциального снижения шансов на социальную адаптацию, например на трудоустройство.
Впрочем, и с реабилитацией вне стен государственных клиник тоже не всё гладко. Примеров, когда зависимые вопреки собственному желанию оказывались в частных центрах, где их держали месяцами без документов, иногда — на цепи и впроголодь, а также принуждали к участию в религиозных собраниях или подневольному труду, немало.
Иногда хозяев таких «лечебниц» ловят и отдают под суд — например, по статье УК, предусматривающей ответственность за лишение свободы, но чаще — нет. По словам руководителя федерального проекта «Трезвая Россия» Султана Хамзаева, «в России до 2 тыс. подобных организаций — в 80% случаев их работа оставляет желать лучшего, а пребывание в некоторых просто небезопасно».