Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за грозы объявлен в столичном регионе на пятницу
Мир
Жителя ЛНР приговорили к 12 годам тюрьмы за госизмену
Мир
МИД пообещал ответ на высылку шести российских дипломатов из Черногории
Мир
Финляндия не будет признавать референдумы в Донбассе
Мир
Черногория объявила шестерых российских дипломатов персонами нон грата
Мир
Посольство Италии порекомендовало согражданам покинуть Россию
Мир
Болгария отказалась поставлять Киеву тяжелое вооружение
Экономика
ЦБ продлил ограничения на переводы за рубеж нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров
Мир
В Донецке появились билборды с благодарностью за победу «деду» Байдену
Мир
Диверсанты попытались подорвать ЛЭП на границе Херсонской области
Политика
Путин заявил о формировании нового мироустройства и разрушении однополярной гегемонии
Сюжет:

«Реально ли повышение пенсионного возраста? Реально»

Вице-премьер Татьяна Голикова — о пенсионной реформе, увеличении продолжительности жизни и улучшении системы здравоохранения
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство вырабатывает консолидированную позицию относительно повышения пенсионного возраста в России, заявила в интервью «Известиям» в ходе Санкт-Петербургского международного экономического форума вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова. По ее словам, о решении по этому вопросу будет объявлено сразу после его принятия. Татьяна Голикова также рассказала о работе на новом посту, решении задач по повышению продолжительности жизни и качества медицинского обслуживания.

— Какие вызовы и проблемы ставит перед вами должность, которую вы теперь занимаете? Как вы планируете выстраивать социальную политику в ближайший год?

— Меня назначили на должность — значит, я готова. Задачи, которые поставил президент в послании и в своем новом майском указе, являются достаточно амбициозными. Мы будем их решать. Не так давно премьер-министр анонсировал подписание своего поручения относительно работы над новыми национальными проектами, об определении ответственных и разработке в ближайшее время механизма их реализации.

— Еще работая в Счетной палате, вы размышляли об одном из важных проектов — объединении внебюджетных фондов. К чему это приведет и насколько это важно?

— Действительно, я высказывала эту идею. И, безусловно, теперь, в новой должности, я буду работать над обоснованием этой идеи, ее реализацией. О чем идет речь. О некоторых корректировках в системе социального страхования, которые объединяют законодательство по трем государственным фондам — Пенсионному, Фонду социального страхования и Фонду обязательного медицинского страхования.

Все три структуры работают на сегодняшний день на всё население нашей страны, выплачивая пенсии, предоставляя услуги социального страхования по больничным листам, беременности и родам или оказанию медицинской помощи.

Начиная с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов было передано Федеральной налоговой службе. И, по сути, у государственных внебюджетных фондов осталась обслуживающая функция, которая связана с предоставлением тех или иных услуг или тех или иных выплат нашим гражданам.

Самая разветвленная сеть — это сеть Пенсионного фонда, она имеет свои территориальные подразделения, которые работают непосредственно с населением. Каждая из этих структур в отношении того же самого контингента создает свои информационные системы, не всегда сопрягающиеся и не всегда соответствующие тем требованиям или веяниям времени, которые сейчас перед нами стоят.

— В новом майском указе президент дал поручение обеспечить индексацию пенсий темпами выше инфляции. На ваш взгляд, как можно этого добиться?

— Даже в сегодняшнем законодательстве у нас предусмотрены механизмы, которые обеспечивают индексацию пенсий выше инфляции. По закону они индексируются с 1 февраля по фактической инфляции прошлого года и с 1 апреля — по темпам роста доходов Пенсионного фонда.

И фактически она должна получаться выше инфляции, если темпы роста фонда заработной платы оказываются выше нее. Действительно, в последние годы мы этого не наблюдали, и, очевидно, это вышло из нашего обихода.

— Мы не наблюдали почему?

— Потому что мы не имели темпов роста фонда заработной платы выше инфляции. Сейчас с учетом того, что были предприняты серьезные шаги по увеличению заработных плат бюджетникам, минимального размера оплаты труда, всё пойдет уже в два этапа. Поскольку 1 мая прошло, это повлечет за собой, по нашим оценкам, и увеличение темпов роста фонда заработной платы. Соответственно, должно привести и ко второй индексации.

Кроме этого, мы сейчас отрабатываем механизмы, нацеленные на то, чтобы пенсия граждан росла выше инфляции. Это обеспечит снижение показателей бедности и рост показателей социального обеспечения граждан.

— Много идет споров о повышении пенсионного возраста. Что вы думаете по этому поводу, есть ли какой-то верхний предел, на который Россия сейчас может рассчитывать? Нужно ли это делать?

— Вопрос сложный. И мы должны выработать консолидированную позицию. Как только будет принято решение — мы его вам представим.

— Это реально в России?

— Реально ли повышение пенсионного возраста? Реально.

— Какие меры, на ваш взгляд, необходимы для увеличения продолжительности жизни до 78 лет, как поручал президент в новом указе?

— Одна из самых амбициозных задач, которая является многоплановой, комплексной, сложной для реализации, но тем не менее достижимой. На самом деле меры должны быть разработаны по всем возрастным группам. Речь идет и о снижении младенческой и детской смертности, которая вносит существенный вклад в продолжительность жизни.

В последние годы здесь есть определенные позитивные изменения, которые связаны со снижением младенческой смертности. Хотя нам все предрекали, когда мы переходили на европейские критерии оценки младенческой смертности, что у нас будет ее резкий рост. Но тем не менее она чуть-чуть подросла, но потом все-таки мы достаточно серьезными шагами стали ее снижать, и эта позитивная тенденция продолжается.

Набор мер касается и трудоспособного возраста. Это такие направления, которые связаны с туберкулезом, СПИДом, дорожной травмой, они тоже получат и получают свою поддержку. Потому что, к сожалению, это так называемые молодые причины смертности, я имею в виду с точки зрения возраста, но они тоже вносят свой существенный вклад в продолжительность жизни. Ну и, наконец, здоровое долголетие. Часто задают вопрос, а не боитесь ли вы увеличения численности людей старших возрастов, ведь растет нагрузка на бюджет?

— Что логично. Ведь это экономически неактивное население.

— Нет, не боимся. Поскольку это население на самом деле активное. Другое дело, как это оценивать. Часть людей, которые находятся в возрасте старше трудоспособного, продолжают работу. Это почти 10 млн человек. Другие выбирают уход за детьми, переходя в категорию бабушек и дедушек. А есть те, которые уже вырастили и детей, и внуков, но не хотят уходить из социума и хотят быть активными членами нашего общества. И здесь очень важно — поддерживать и развивать соответствующую инфраструктуру. Очень важна профилактическая составляющая, диспансерное наблюдение за этим населением. Очень важно развернуть работу, чтобы своевременно выявлять заболевания и своевременно принимать соответствующие меры для оказания медицинской и, что немаловажно, социальной помощи. То есть приближение системы социального обслуживания к пожилым. И это очень сложная задача.

— Раз вы заговорили о здравоохранении — как вы планируете менять систему? Идут споры о том, возможна ли отмена бесплатной медицинской помощи для неработающих, которые не уплачивают страховые взносы. Можно ли об этом рассуждать?

— Бесплатная медицинская помощь — это принцип здравоохранения, который заложен в Конституции.

— Эксперты утверждают, что для экономического роста необходимо повысить качество человеческого капитала. Минэкономразвития согласно с этим утверждением. Что думаете вы?

— Важно обеспечить непрерывность образовательного процесса. Сегодняшняя система, к сожалению, имеет определенные проблемы как с точки зрения распределения полномочий, так и с точки зрения финансового обеспечения. Я хотела бы, чтобы мы сначала провели какие-то обсуждения с экспертным сообществом, со специалистами в сфере образования, прежде чем выносить на суд общества конкретные какие-то действия по изменению в этой системе.

Но очевидно, что это еще один национальный приоритет, который мы будем поддерживать и развивать. И, естественно, вкладывать ресурсы. Хотя я хочу обратить внимание на то, что все-таки с точки зрения улучшения инфраструктуры нашего образования, школьного и дошкольного, созданы серьезные заделы, которые будут являться основой для его последующего развития.

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир