Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Дали прикурить
2018-04-26 17:31:27">
2018-04-26 17:31:27
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Во вторник, 24 апреля, думский комитет по транспорту одобрил идею о возвращении курилок в аэропорты, несмотря на все протесты Минздрава. С инициативой выступил депутат Госдумы от «Единой России» Сергей Боярский — сам, между прочим, не подвержен этой вредной привычке в отличие от отца актера, который является сопредседателем Общероссийского движения за права курильщиков. Парламентарий хочет своим законопроектом защитить некурящих авиапассажиров, потому что зависимые от никотина нарушают запрет и дымят в туалетах и даже в пеленальных комнатах. Как парировали критики и что думают по этому поводу россияне — в материале портала iz.ru.

В тупике

Боярский внес в нижнюю палату законопроект, возвращающий в аэропорты курительные комнаты, в ноябре 2017 года. Депутат исключил аэровокзалы из списка объектов, где нельзя курить, и предложил это делать в изолированных помещениях с вентиляцией. Курилки, согласно документу, должны располагаться в зонах, которые предназначены для зарегистрированных  пассажиров, работников аэропортов и авиакомпаний.

Комитет Госдумы по охране здоровья вернул законопроект на доработку, и в феврале Боярский представил новую редакцию. В тексте депутат уточнил, что курить можно только там, где могут находиться только следующие транзитом пассажиры или же те, кто прошел предполетный досмотр.

Член комитета Государственной думы РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Боярский

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Законодатель полагает, что его инициатива направлена на защиту людей от табачного дыма, поскольку запрет на курение в аэропортах нарушается и в итоге страдают те, у кого нет этой вредной привычки.

«Есть зоны, где зависимые граждане, по сути, оказываются в тупике и поэтому вынуждены идти на правонарушения. Речь идет о так называемых стерильных зонах аэропортов, где человек оказывается, уже пройдя паспортный контроль и получив посадочный талон, и покинуть помещение не может», — пояснил Боярский.

С его точки зрения, курилки надо устанавливать в наименее проходимых местах и оборудовать таким образом, чтобы некурящий человек не обратил на них внимание, пишет «Газета.Ru»

Фракция поддержала инициативу парламентария. Производители табака, естественно, тоже были за. Минздрав, конечно же, против, а Минтранс занял нейтральную позицию, призвав взвешенно подойти к решению вопроса.

В то же время аэровокзалы выступили за возвращение курительных комнат. Международная ассоциация аэропортов даже направила вице-премьеру Ольге Голодец письмо с просьбой поддержать законопроект, передает RNS.

В ассоциацию входят аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово, Пулково, Сочи, Симферополь. Причем в некоторых уже есть правильно подготовленные помещения для курения, а другие готовы их создать.

Замгендиректора Шереметьево Дмитрий Кайгородов ранее предлагал обратить внимание на опыт Франции. «Взять Париж — у них действует аналогичный, зеркальный закон, который запрещает курить в общественных местах. Но они сделали шаг вперед: они признали зону курения в аэропорту не общественным местом», — заявлял он.

В ожидании лавины

Комитет Госдумы по транспорту и строительству 24 апреля рекомендовал принять законопроект Боярского в первом чтении. Депутаты отметили, что в рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака нет запрета на курение в аэропортах. К этой конвенции Россия присоединилась в 2008 году, и в соответствии с ней в стране приняли антитабачный закон.

«Я считаю, курилки надо в аэропортах сделать. Люди курят, зависимость большая. Одно дело — в самолете, там связано с безопасностью, а что в аэропорту? Сделать специальные комнаты, пусть курят», — сказал «РИА Новости» первый зампредседателя комитета Виталий Ефимов.

        

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В свою очередь в комитете по охране здоровья, который вынесет итоговую рекомендацию к первому чтению, информировали, что отрицательно относятся к инициативе. 

«Брось маленький камешек — и он вызовет лавину. За аэропортами могут потянуться вокзалы и так далее. А ведь курение у нас является причиной смертности номер один — только потом идет алкоголь», — пояснил «Коммерсанту» депутат Николай Герасименко.

В Министерстве здравоохранения, в свою очередь, напомнили о правах граждан на благоприятную среду и заявили, что законопроект противоречит статье 55 конституции.

Одно из ее положений гласит, что в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека. Но далее указано, что эти права и свободы могут быть ограничены на законодательном уровне, если это необходимо для защиты здоровья.

Как подчеркнули в Минздраве, было доказано, что в аэропортах, в помещениях рядом с курилками, уровень загрязнения воздуха опасными микрочастицами в 14 раз выше, чем в местах, где дымить запрещено.

В ведомстве также уповают на то, что доля взрослых курильщиков по итогам 2017 года сократилась до 29% (с 30,9% годом ранее). Число подверженных этой вредной привычке уменьшилось только среди мужчин, зато сразу на 6%. Тем не менее всё равно довольно много представителей сильного пола курили в 2017-м — 45%. Доля женщин, которые по-прежнему дымят, даже немного увеличилась (на 0,7%) и составила 15%.

Результаты опроса ВЦИОМа показывают схожий результат. В 2017-м курильщиками себя называли 32% россиян, в 2018-м — 29% (показатель  колеблется в рамках статистической погрешности). При этом 18% респондентов в текущем году заявили, что бросили смолить, а 52% сказали, что никогда не курили.

Социологи констатировали, что с 2013 года, когда приняли антитабачный закон, сильно возросло число людей, которые захотели отказаться от сигарет. И в принципе число курильщиков тоже заметно сократилось — в 2013-м их количество достигало 41%.

Тем не менее эксперты обращают внимание, что, несмотря на достигнутый прогресс, показатели табакокурения все еще высокие.

Человек-бутерброд

Исполнительный директор Движения за права курильщиков, президент Российского сигарного союза Андрей Лоскутов в разговоре с корреспондентом портала iz.ru отметил, что принимаемые Минздравом меры неправильны.

По его мнению, курение — это социально-экономическая проблема и «чем лучше будет жизнь, тем меньше будут курить». 

Лоскутов добавил, что властям также нужно бороться с нелегальным рынком сигарет. Потому что, если люди будут «курить дрянь», то появятся новые проблемы, которые потребуют дополнительных расходов, в частности на медицину, полагает он. 

       

Фото: Global Look Press/CHROMORANGE/Bilderbox

«Что же это за закон («Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». — iz.ru), который под флагом «давайте решим проблему», создает новую, а по старой проблеме отчитывается, что всё тип-топ», — подчеркнул специалист.

Кроме того, продолжил он, необходимо увеличивать барьер между табакокурением и молодежью. Для этого следует создать  общественно-государственную программу, направленную на работу с потенциальными курильщиками. 

Также, с точки зрения Лоскутова, надо сделать так, чтобы зависимый от никотина человек, где бы он ни находился, мог выкурить сигарету, но не публично. 

«Потому что один курильщик является очень эффективным, хоть и невольным, пропагандистом табакокурения для десятков людей. Нынешний закон говорит, что на транспорте курить нельзя, в ресторане нельзя, на работе нельзя. Ты должен выйти куда-то, встать на улице, на виду у всех, и ты как человек-бутерброд», — иронизирует эксперт.

Он обратил внимание, что это сыграло на руку табачным компаниям, которые стали меньше тратить на рекламу.

Лоскутов указал и на положительный эффект от действий Минздрава, поскольку курение из обычного явления превратилось во что-то, что требует усилий. Хотя некоторых людей, которые не хотят быть в мейнстриме, это и привлекает.

Собеседник портала, естественно, поддержал инициативу Сергея Боярского, назвав его «необыкновенно смелым человеком», который пошел решать хоть и не глобальную, но сильно раздражающую проблему. 

«Судьба у законопроекта будет сложная, но он будет принят», — уверен Лоскутов. 

Еще жестче 

Курить на территории аэропортов в России запретили 1 июня 2013 года. Через два года ВЦИОМ спросил, что думают авиапассажиры по этому поводу. И около половины респондентов заявили, что действующий закон нарушается. Кроме того, подавляющее большинство (84%) выступили за создание в аэропортах курительных комнат.

        

Фото: РИА Новости/Артем Житенев

В целом больше половины участников исследования (61%) считают антитабачную политику страны достаточной. Каждый четвертый охарактеризовал ее как чрезмерную, и лишь 12% выступают за ужесточение запретов и ограничений. 

Но в правительстве не собираются ограничиваться уже существующими нормами. Минпромторг и Минздрав хотят ввести регулирование рынка электронных сигарет с никотином и вейпов. Министерство здравоохранения высказывается за ограничение их розничной продажи, использования в общественных местах, а также за увеличение цен и запрет рекламы.

Однако Министерство промышленности и торговли не столько категорично. «У нас были разногласия с Минздравом, потому что Минздрав считает, что это надо регулировать так же, как и обычные сигареты. Мы говорим о том, что нет, этот процесс дает возможность человеку перейти от активного курения к той жизненной ситуации, когда можно отказаться от курения вообще», — указал замглавы ведомства Виктор Евтухов.

Он подчеркнул, что послабления, скорее всего, будут в рекламе, поскольку нужно информировать людей о существовании новой продукции. Однако ряд запретов всё же распространится на устройства для альтернативного курения, например, это касается их продажи несовершеннолетним.

Список мест, где можно курить вейпы, также планируется ограничить: нельзя будет дымить в образовательных и медицинских учреждениях, спортивных и культурных объектах, зданиях органов власти. Экспертный совет при правительстве предложил запретить это делать еще в подъездах многоквартирных домов и кафе.

Россия в лидерах антирейтингов

Ситуация с курением в России довольно непростая. По состоянию на 2015 год страна входила в первую пятерку государств по распространенности табакокурения. Впереди, по данным медицинского еженедельника The Lancet, только США, Индонезия, Индия и Китай.

         

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Всего же в мире в 2015-м ежедневно курили около 933 млн человек: зависим от никотина каждый 4-й мужчина и каждая 20-я женщина.

Россия также занимает четвертое место по количеству смертей от заболеваний, связанных с этой вредной привычкой. 

В целом из-за употребления табака ежегодно умирает более 7 млн человек. 

Во Всемирной организации здравоохранения заявляют, что табакокурение увеличивает расходы на здравоохранение, снижает производительность труда и негативно воздействует на окружающую среду.