Цены и антитабачный закон отучили россиян от ресторанов
За последние три года россияне приучились экономить на общепите. Об этом говорят результаты исследования маркетинговой компании Ipsos Comcon, с которыми ознакомились «Известия». Около половины опрошенных сообщили, что сейчас реже, чем три года назад, посещают рестораны. По мнению специалистов, это связано с экономической ситуацией, а также с антитабачными мерами. В Минпромторге фиксируют рост цен в общепите. Эксперты и чиновники отмечают, что спрос на рестораны и кафе постепенно восстанавливается, но еще не достиг уровня трехлетней давности.
Опрос Ipsos Comcon прошел в сентябре–октябре нынешнего года среди жителей РФ и других государств в возрасте от 16 до 64 лет.
46% россиян сообщили, что стали меньше посещать рестораны в последние три года. 37% респондентов признались, что отказывают себе в походах по кафе, а 36% стали экономить на барах.
Сфера общепита несколько просела и в других странах. Например, за три года бары стали на 29% менее популярны в Великобритании, на 27% — в Германии, на 18% — в США. Но привычка к ресторанам и кафе на Западе более устойчива: только 12–13% опрошенных заявили, что теперь не так часто пользуются их услугами. При этом и в России, и в других странах стала популярнее еда на вынос.
В сфере досуга россияне, судя по результатам опроса, сделали выбор в пользу кинотеатров — 46% респондентов заявили, что они начали чаще ходить в кино. Больше половины соотечественников (53%) утверждают, что не экономят на парикмахерских и салонах красоты.
— На изменение покупательского поведения россиян мог повлиять экономический спад в 2014 году, — пояснили «Известиям» в компании Ipsos Comcon. — Люди стали реже ходить в рестораны, бары, кафе и чаще питаться дома. Частота посещений фитнес-клубов изменилась не так значительно, поскольку для занятий спортом людям зачастую необходимо специальное оборудование, которое есть в спортзалах. И в целом россияне стали больше придерживаться здорового образа жизни.
В компании называют и другую причину спада интереса к общепиту. Свою роль сыграл запрет на курение в кафе и ресторанах. Закон вступил в силу в июне 2013 года, а основные его положения — в 2014-м.
Заведующий научно-учебной лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ Андрей Коротаев считает, что запрет на курение в ресторанах отразился на их посещаемости лишь в первый год.
— Опыт других стран показывает, что возможно небольшое падение спроса после введения запрета на курение, но затем он восстанавливается и даже становится выше, — пояснил эксперт. — Основная причина все-таки — падение доходов в 2014 году. Отказ от ресторанов — это самый очевидный способ сэкономить семейный бюджет.
Андрей Коротаев рассказал, что между 2014 и 2017 годом произошли существенные изменения. После периода заметного падения доходов покупательский спрос начал расти. Однако не такими темпами, чтобы компенсировать предшествующее снижение.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров подтвердил, что отрасль испытывает проблемы из-за снижения спроса. Особенно тяжелая ситуация у предприятий среднего сегмента, а у дешевых сетевых закусочных и фешенебельных ресторанов дела идут неплохо. При этом заведения среднего уровня, по оценкам эксперта, составляют более половины от общего числа заведений общепита.
— Запрет на курение повлиял в первую очередь на длительность пребывания в ресторане и размер чека, — пояснил Игорь Бухаров. — Когда люди приходят в ресторан зимой, они могут сходить покурить на мороз один раз, а когда встает вопрос о том, чтобы снова выйти, многие предпочитают расплатиться и покинуть заведение.
В Минпромторге «Известиям» пояснили, что конкретными данными по посещаемости мест общественного питания не располагают, однако могут предположить, что она несколько уменьшилась, судя по снижению оборота и ситуации в отрасли в целом. Прежде всего это связано с ростом цен в кафе и ресторанах, считают в министерстве. По данным отраслевой статистики, которую привел Минпромторг, в 2014 году стоимость среднего чека выросла на 5,2%, в 2015 году — на 8,7%, а по итогам прошлого года рост был не такой значительный — 4,8% (везде речь идет о разнице к предыдущему году).
В Минэкономразвития «Известиям» также сообщили о снижении оборота предприятий общепита, объяснив это тем, что население в 2015–2016 годах перешло на сберегательную модель поведения. Но в последнее время на фоне общего увеличения потребительской активности населения растет спрос и на услуги ресторанов, баров и кафе. В III квартале 2017 года, по данным ведомства, оборот общественного питания вырос на 3,9%.