Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Большой злой лис» и все-все-все

Французский мультфильм призывает всегда оставаться детьми
0
Фото: пресс-служба Большого фестиваля мультфильмов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит одна из главных анимационных премьер сезона — «Большой злой лис и другие сказки» от создателей недавнего хита «Эрнест и Селестина». Это очаровательный и в хорошем смысле старомодный французский мультфильм для тех, кто слегка подустал от трехмерного господства Pixar и Disney. Три истории из насыщенной жизни одной уютной фермы стилизованы под нежнейшую акварель — вроде той, что продают туристам на парижских бульварах. Сюжеты основаны на популярных комиксах Бенжамана Ренне, который также выступил одним из режиссеров. «Большого злого лиса» тепло приняли во многих странах мира, а у себя на родине он совсем недавно получил «Сезара» как лучший анимационный фильм года.

Вопреки названию, лис здесь не очень-то и большой и вовсе не злой, хотя очень старается им стать. Рыжий недотепа мнит себя кровожадным хищником, но никого убедить в этом у него пока не получается. Потенциальная добыча добродушно терпит его потуги и подкармливает злодея свежей редиской. О том, как лис переживал кризис идентичности, рассказывает вторая новелла. А начинает фильм история, в которой два балбеса, кролик и утка, с насупленным поросенком доставляют по назначению кулек с малышкой по имени Полин. Работенку им подкидывает безалаберный аист, решивший взять себе выходной. Та же троица возвращается под финал, чтобы героически спасти Рождество, когда мнимая смерть Санта-Клауса едва не срывает весь праздник.

Сам альманах стилизован под выступление сельской самодеятельности, где все герои играют самих себя. Каждый номер перед красным занавесом выходит объявлять лис-конферансье в черном фраке, вынужденный постоянно решать возникающие проблемы. То «реквизит» куда-то девается (и место Полин едва не занимает «арбузенок»), то волк совсем не понарошку засматривается на цыпленка. А в конце, когда по полотнищу побегут финальные титры, на подмостки выйдет сморщенная жаба в сером халате и начнет утомительно мыть пол, разве что не бурча под нос проклятия в адрес «артистов». И таких колоритных деталей по всему фильму рассыпано множество — хоть сразу иди и пересматривай по второму разу.

Мультфильмов про пушистых и ершистых снято уже предостаточно, и каких-то новых горизонтов ждать уж вроде как не приходится. Но «Большой злой лис» всё равно почти всегда находит какой-то нестандартный ход даже в самой избитой ситуации. Что ни зверюшка здесь — то личность с глубоким внутренним миром и своей особенной придурью. Каждая буквально требует отдельной истории, но везет, естественно, не всем. Больше всего жаль двух отменных мастеров эпизода, оставшихся без заслуженного бенефиса — это зевающая улитка и китайский долгопят с глазами-апельсинами. Если есть на свете справедливость, через пару лет просто обязан выйти спин-офф только про этих двоих, даром что фантазии авторам не занимать.

Сейчас, когда полнометражная анимация поставлена на поток и норвежский фильм с ходу не отличишь от британского (качество компьютерной графики в Европе теперь растет повсеместно), авторское кино стало редкостью, и пропускать его не стоит. Тем более, смотреть «Большого злого лиса» – одно удовольствие что детям, что взрослым. Юмор французских аниматоров демократичен и возрастной сегрегации не признает. Да и всеми своими историями фильм недвусмысленно призывает не взрослеть окончательно. Авторский голос четко проговаривает эту нехитрую мысль между строк: рассудительность и здравый смысл — вещи, конечно, небесполезные, но порой только прививка детскости и держит этот мир на плаву.

 

Прямой эфир