Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Законы движения
2018-03-23 12:21:34">
2018-03-23 12:21:34
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

21 марта министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень сообщил о том, что проект «Умный город» вошел в госпрограмму «Цифровая экономика», тем самым положив начало созданию в городской среде комфортных условий проживания. Понятие «умного города» (smart city) подразумевает под собой целый комплекс интегрированных информационных и коммуникационных технологий для управления городским хозяйством. В частности, проект предусматривает развитие абсолютно новой системы транспортной инфраструктуры, немалую долю в которой займут современные технологии автомобилестроения и автопилотируемый транспорт. На чем предстоит в скором времени перемещаться по городу жителям мегаполисов — разбирался портал iz.ru.

Умные машины

Казалось бы, обычное ДТП, случившееся в США, обошло все мировые СМИ. Внедорожник Volvo XC90, принадлежавший компании Uber, сбил пожилую велосипедистку, пересекавшую трассу в неположенном месте. Все дело в том, что кроссовер ехал без водителя — под управлением электроники. Инцидент в американском городе Темпе, штат Аризона, стал первым случаем аварии с участием беспилотного автомобиля, повлекшей за собой необратимые последствия — гибель человека.

В начале 2000-х годов мировые автогиганты всерьез озаботились разработкой систем автопилотирования для серийных автомобилей. Предполагалось, что убрав человеческий фактор, удастся значительно сократить количество смертельных ДТП, а также решить проблему трафика и бесконечных пробок в крупных городах.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий в мире погибают более 1,25 млн. человек. Наиболее уязвимыми участниками дорожного движения (примерно каждый второй погибший в ДТП) являются пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты. Только на территории России, по данным ГИБДД, в 2017 году погибло более 19 тыс. человек.

Лидеры автомобильной индустрии представляют автопилотируемые концепткары, которые в обозримом будущем должны будут прийти на смену привычным нам автомобилям. На поприще разработки технологий беспилотного транспорта преуспели IT-гиганты вроде Google и сразу несколько многомиллиардных стартапов типа Uber, Faraday Future и Tesla.

Амбициозные планы производства автомобилей, которым не нужен водитель, захватили не только сегмент легковушек, но и сферы коммерческого и пассажирского транспорта. Так, беспилотная электрофура Tesla Semi Илона Маска 7 марта доставила первый груз, проделав путь из Невады в Калифорнию. В Токио японцы приступили к испытаниям не нуждающихся в водителе почтовых грузовиков, а шведы планируют в ближайшее время начать дорожные тесты беспилотных пассажирских автобусов.

Первый беспилотный электрический грузовик Tesla

Фото: TASS/Zuma/Alexis Georgeson/Tesla Motors

Появление на дорогах автомобилей, оснащенных системой автопилота, потребует не только психологической адаптации человека к новому положению дел, но и внесения соответствующих изменений в законодательство. Уже сейчас в нескольких странах мира ведется работа над созданием нормативно-правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, учитывающих появление беспилотного транспорта.

Кстати, по итогам расследования причин аварии полиция обвинила не автопилотируемый Volvo или владеющую им компанию Uber, а погибшую американку, которая «слишком неожиданно» оказалась на проезжей части.

Пока что отсутствие вменяемой правоприменительной практики сводит на нет усилия энтузиастов, ведущих разработку автомобилей будущего. Компании, которые намерены внедрить автопилотируемые автомобили в эксплуатацию, прежде чем сделать это, должны провести огромное количество реальных дорожных тестов на дорогах общего пользования. Однако, как показала практика в США, такого рода «заезды» могут обернуться катастрофой для окружающих. И говорить о том, что в скором времени мегаполисы заполонят «умные» машины и автобусы, с улиц исчезнут таксисты, а по хайвеям потянутся караваны Tesla Semi, слишком рано.

Фото: REUTERS/Natalie Behring

 

Авто как услуга

В рамках концепции «умных городов» автомобиль превращается из личного транспорта в общественный. После 2020 года, когда на улицах массово начнут появляться автономные транспортные средства, аналитики прогнозируют лавинообразный рост использования сервисов «автомобиль как услуга». Основной акцент будет сделан на разработку и внедрение цифровых технологий, благодаря которым процесс перемещения людей или вещей из одной точки в другую станет максимально доступным, комфортным и удобным.

По прогнозу специалистов рабочей группы «Автонет» Национальной технологической инициативы (НТИ), модели общественного и частного транспорта будут постепенно объединяться в одну. Ключевым фактором успешного развития транспорта будущего станут бизнес-модели новых страховых, финансовых и различных других коммерческих услуг, основанных на использовании IT-платформ.

Фото: РИА/Саид Царнаев

На сегодняшний день существует сразу несколько вариантов «нетрадиционного» владения автомобилем — каршеринг, райдшеринг, карпулинг, автомобиль по подписке и многие другие. Все они подразумевают отказ от машины в собственности и использование персонального транспорта в случае необходимости. Распространение каршеринга и райдшеринга (поиск попутчиков для осуществления совместных поездок), по мнению руководителя исследовательских проектов НТИ «Автонет» Татьяны Ледовской, позволит миру ежегодно экономить $5,6 млрд, сократить на 15% выброс СО2 в атмосферу и на 60% повысить скорость движения в городской черте.

Лишь по самым скромным подсчетам, через шесть лет количество пользователей каршеринга в мире достигнет 30 млн. Тогда как объем глобального рынка к 2024 году преодолеет отметку в $16,5 млрд и продолжит рост на 34,8% в год.

Передай другому

Каршеринг — явление отнюдь не новое, первым в мире сервисом краткосрочной аренды автомобилей стал голландский Witkar («Белая машина»), созданный в 1974 году в Амстердаме политиком и предпринимателем Люудом Шиммельпенником.

Концептуальный замысел создания сервиса Witkar появился еще в 1969 году. Шиммельпенник, занимавший на тот момент пост городского советника, предложил разгрузить густонаселенные центральные кварталы Амстердама от припаркованных машин специальным сервисом проката автомобилей. Голландец мечтал, чтобы жители Амстердама отказались от владения личным автотранспортом и пересели на небольшие экологичные ситикары, которые были специально разработаны для компании. Электромобиль можно было взять на время, чтобы доехать до пункта назначения, а потом «вернуть» сервису на одну из пяти станций в центре города, где его могли арендовать другие клиенты сервиса.

Фото: Collectie SPAARNESTAD PHOTO/NA/Anefo/Fotograaf onbekend

Голландское правительство отказалось финансировать проект, поэтому реализовывать его дизайнеру-энтузиасту пришлось в условиях весьма ограниченного бюджета, состоявшего из $250 тыс. привлеченных инвестиций. Впрочем, даже в этих жестких условиях на первом этапе были разработаны и созданы 35 двухместных электрокаров, открыты пять станций для зарядки и платежная система с привязкой к банковскому счету клиента. Каршеринг просуществовал до середины 1980-х годов, однако не добился существенных успехов в силу технических особенностей и несовершенств электромобилей того времени и неоднородного городского трафика, из-за которого машины постоянно скапливались на одних станциях, в то время как другие стояли пустыми.

Идея сервиса поминутной аренды автомобилей возродилась на Западе лишь в 1990-е. Каршеринги стали появляться сначала в Германии, Швейцарии и крупных мегаполисах США, а потом распространились по всему миру.

Фото: Global Look Press/Jens Kalaene

Вторая волна популярности накрыла отрасль проката транспортных средств в начале XXI века, когда пережившее глобальный экономический кризис 2008 года мировое сообщество, пытаясь хоть как-то восстановиться, пришло к так называемой экономике совместного потребления (sharing economy). Делиться стали всем — одеждой, техникой, велосипедами, квартирами, загородными домами.

С течением времени понимание, что такое sharing economy, стало шире, объединив совершенно разные направления совместного пользования: от тех случаев, когда вы отдаете ненужную вещь «насовсем», до шеринга по принципу peer-to-peer (аренда у владельца на несколько дней, а не часов). Другими словами, экономика совместного потребления, а вместе с ней и каршеринг — это всерьез и надолго. Следующим этапом, по мнению ведущих экспертов в области экономики, станет постепенный отказ от традиционного владения в пользу временного пользования.

Московские реалии

Первый сервис краткосрочной аренды автомобилей был открыт в Москве еще в конце 2012 года, однако массовым явлением для города брендированные машины с фирменным знаком столичного Департамента транспорта — крылом оранжевого цвета — стали лишь спустя три года.

По оценке мэра Москвы Сергея Собянина, к концу 2018 года автопарк каршеринга в столице станет крупнейшим в Европе. Уже сейчас в городе работают 15 компаний-операторов, а по данным столичного градоначальника, жители мегаполиса пользуются услугами каршеринговых сервисов около 25 тыс. раз в день. Автоэксперты также сходятся во мнении, что активный рост, который наблюдается сегодня на российском рынке поминутного проката транспортных средств, может сохраниться на протяжении нескольких лет.

Фото: ТАСС/Сергей Фадеичев

На сегодняшний день московские операторы готовы предложить своим клиентам в краткосрочную аренду практически любой автомобиль: от обычных малолитражек до электромобилей и внедорожников. Ценовой диапазон тарифов также ориентирован на самые разные кошельки. Для пользования каршерингом в Москве необходимо лишь скачать приложение на смартфон и пройти регистрацию. Автомобиль не нужно заправлять, мыть, страховать, обслуживать и даже платить за парковку. Во многих случаях поездка будет стоить дешевле такси.

Развитию транспорта как услуги еще долгое время будут способствовать сразу несколько факторов. В первую очередь — заинтересованность городских властей в развитии сервиса, который активно субсидируется и поощряется. Он может стать одним из способов решения насущной проблемы московских девятибалльных пробок. Кроме того, вопросом рентабельности личного автомобиля регулярно задаются владельцы в условиях перманентного роста цен на бензин, техобслуживание и периодического повышения транспортного налога.