Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несколько дней назад появилась информация, что президент Владимир Путин поручил своему помощнику Андрею Белоусову подумать об изменении правил выдачи квот на вылов крабов. Такое решение он принял после того, как получил письмо с предложением разыгрывать квоты на открытых аукционах.

Объемы вылова водных биоресурсов ежегодно определяются Минсельхозом на основе оценки запасов и научно обоснованных прогнозов их изъятия без ущерба для популяций. Так, в текущем году допустимый улов крабов составляет порядка 76 тыс. т, причем большая часть квот (58 тыс. т) распределена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне (Берингово, Охотское и Японское моря). А остальные 18 тыс. рыбопромышленники могут добывать в Северном бассейне, а именно в Баренцевом море.

Несмотря на относительно небольшую долю крабов в суммарном объеме отечественного вылова водных биоресурсов (1,6%), благодаря их высокой стоимости (от $8 до $30 за один килограмм) в сочетании с особой привлекательностью на внешних рынках (например, США, Япония, Китай, Южная Корея) они играют важную роль в структуре российского экспорта рыбопродукции. В 2016 году было экспортировано 52 тыс. т продукции из крабов стоимостью $580 млн, за десять месяцев 2017 года экспортировано свыше 44 тыс. т продукции стоимостью свыше $480 млн.

Добыча крабов и экспорт производимой продукции — это высокодоходный бизнес. При суточных затратах около $15–20 тыс. на судах производится продукция стоимостью от $50 тыс. до $300 тыс., то есть рентабельность составляет от 200 до 1000% и более. По идее государство должно изымать эти сверхдоходы в федеральный бюджет, поскольку водные биологические ресурсы являются общенародным достоянием. Но поскольку этого не происходит, добыча крабов представляет большой интерес для новых состоятельных игроков. Зайти на этот рынок можно только путем покупки компаний, но рынок достаточно сильно монополизирован и желающих «продать курицу, которая несет золотые яйца», сегодня нет.

Поэтому этот вопрос и поднят на уровне главы государства. Причем предлагаются вполне рыночные механизмы — не просто отобрать у одних и отдать другим, а купить ресурсы в воде на новый десятилетний срок, заплатив при этом приличные средства в федеральный бюджет.

Предлагаемое перераспределение квот среди устоявшихся участников рынка, на наш взгляд, необязательно. Аукционная продажа квот не может не настораживать, поскольку создается прецедент изменения законодательно установленных правил игры, формируются негативные сигналы для инвестиционного климата в рыболовстве в целом, стимулируется браконьерство.

Вполне можно обойтись изъятием сверхдоходов в пользу государства. Два года назад по результатам заседания президиума Госсовета президент уже давал поручения по внесению изменений в Налоговый кодекс о новых ставках налоговых сборов и их кратном увеличении при экспорте продукции. А также отмене льготного режима налогообложения ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) для предприятий крупного и среднего бизнеса. Однако до настоящего времени эти поручения не исполнены. Нужно наконец выполнить эти поручения, избавить игроков этого рынка от свалившихся «шальных денег» и снизить рентабельность их бизнеса до среднероссийского уровня.

Тогда и число желающих заниматься этим бизнесом поубавится и наконец будут созданы условия для развития нормальной рыночной конкуренции, когда получение добавочной стоимости будет связано со снижением издержек, внедрением прогрессивных технологий вылова и комплексной переработки добываемого сырья.

Автор — эксперт рыбного рынка

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
Прямой эфир