Бедность — не повод отбирать детей
Тяжелое материальное положение само по себе не является основанием для того, чтобы отобрать ребенка у родителей, добросовестно исполняющих свои обязанности по воспитанию. Такое разъяснение готовит Верховный суд РФ в проекте постановления пленума (документ есть в распоряжении «Известий»). Пленум ВС состоится 17 октября и коснется вопросов лишения и ограничения родительских прав. Значительная часть документа посвящена вопросам немедленного изъятия детей из семьи в случае непосредственной угрозы их жизни или здоровью. Юристы отмечают актуальность поднятых проблем.
Немедленное изъятие
По Семейному кодексу РФ немедленно (без решения суда) отобрать ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится, вправе органы опеки и попечительства, если есть непосредственная угроза для жизни и здоровья ребенка. Разрешение на изъятие из семьи дают местные или региональные власти, после чего в течение недели органы опеки должны обратиться в суд с иском о лишении родительских прав. ВС предлагает считать непосредственной такую угрозу, которая «с очевидностью свидетельствует о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью». Например, говорится в проекте постановления, это непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра. Также угроза может быть связана с наличием у детей признаков физического, психического насилия над ними со стороны родителей, говорится в проекте документа.
При этом ВС особо подчеркивает, что «тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания ребенка у родителей», если они заботятся о нем, создают необходимые условия для развития «в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи».
Лишение прав
ВС повторяет свою позицию о том, что лишение родительских прав является «крайней мерой». Основания для ее применения перечислены в ст. 69 Семейного кодекса: неисполнение отцом или матерью обязанностей по воспитанию ребенка, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов. ВС поясняет: уклонением от родительских обязанностей стоит считать «отсутствие заботы о здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении» детей. А о злостном уклонении от алиментов могут свидетельствовать, например, сокрытие действительного размера заработка, привлечение к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание своего ребенка.
Также по Семейному кодексу лишение родительских прав грозит тем, кто ими злоупотребляет. ВС разъясняет, что таким злоупотреблением следует считать действия родителей «в ущерб интересам детей». Это означает, например, что родитель создает препятствия в обучении, вовлекает в занятие азартными играми, склоняет к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкоголя, наркотиков, а также вовлекает в деятельность запрещенного общественного или религиозного объединения либо иной организации. Под жестоким обращением (это тоже может привести к лишению родительских прав) ВС предлагает понимать применение не только силы, но и недопустимых способов воспитания. Например, грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация детей.
Мнение юристов
Юрист практики семейного и наследственного права из юрфирмы «Юст» Светлана Бурканова считает, что необходимость такого постановления пленума Верховного Суда давно назрела. По ее словам, сейчас на практике почти невозможно лишить родительских прав по такому основанию, как невыполнение обязанностей родителей. Много примеров, когда второй родитель совсем не занимается ребенком, в том числе не содержит его, но суды продолжают считать лишение прав чересчур серьезной мерой.
Адвокат Ольга Макарова также отмечает актуальность документа.
— В предыдущие годы имели место резонансные дела о необоснованном, по мнению родителей, отобрании у них детей органами опеки и попечительства, — сказала она «Известиям». — Поэтому представляется, что данный вопрос следует разъяснить более тщательно, с тем чтобы основания отобрания ребенка были понятны и не предполагали неоднозначного толкования, которое делало бы возможными злоупотребления в этой сфере.
Адвокат Владислав Кочерин тоже отмечает, что ранее закон четко не раскрывал, что считать уклонением родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей. Это позволяло вольно трактовать норму.
— Теперь в проекте данная норма конкретизирована, что может позволить ее более активно применять на практике, хотя она по-прежнему остается оценочной и ее применение во многом зависит от усмотрения суда, — сказал «Известиям» адвокат.
Владислав Кочерин положительно оценивает разъяснение о злоупотреблении родительскими правами, поскольку в нем достаточно четко определено, какие конкретно случаи недобросовестного поведения могут быть основаниями для ограничения в правах.