Дело Дель спровоцировало отказы от приема сирот в семьи
После скандала, разгоревшегося месяц назад вокруг изъятия приемных детей из многодетной семьи Дель, Министерство образования заявило о необходимости внесения изменений в Семейный кодекс. История Светланы Дель вскрыла несовершенство действующего порядка изъятия детей у приемных родителей. А «Известия» выяснили, что ситуация уже спровоцировала всплеск отказов от приема в семьи сирот. Потенциальные родители боятся травли, обвинений в корысти и возбуждения уголовных дел.
В четверг представители Госдумы, Министерства образования и общественных организаций приемных родителей обсуждали проблемы института замещающих и приемных семей. После скандала с изъятием 10 детей у семьи Дель (двоих потом вернули бабушке) выяснилось, в самой системе изъятия есть масса недостатков. По мнению чиновников, отбирать детей и лишать родителей их прав, а опекунов статуса нужно лишь в исключительных случаях.
Поэтому они предложили не только внести изменения в действующий Семейный кодекс, которые усложнят процедуру изъятия детей, но и усилить институт психологической поддержки усыновителей.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Ирина Романова рассказала, что ведомство подготовит поправки в Семейный кодекс, связанные с изменением процедуры изъятия детей из семьи.
— Мы анализируем ту нормативную базу, которая есть, и разрабатываем предложения по изменению существующего порядка, — отметила Ирина Романова.
Разрабатывать изменения в Семейный кодекс Минобрнауки будет совместно с депутатами Госдумы. Депутат Ольга Баталина рассказала, что должна измениться сама концепция процедуры изъятия.
— Нужно рассматривать изъятие детей из семьи как крайнюю меру. Это должно быть в первую очередь спасением ребенка, жизни и здоровью которого угрожает опасность, а не системой наказания родителей, — отметила депутат.
По мнению депутата, лишению родительских прав должен предшествовать длительный период, когда опекуны смогут получить всю необходимую помощь, чтобы устранить причины, по которым у них забрали детей. Этот срок, по словам Ольги Баталиной, может составлять два месяцев. Депутат также предложила ввести обязательную фиксацию процедуры изъятия на фото и видео.
Общественники предлагают ввести институты срочной психологической помощи и поддержки таким семьям. По словам главы Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей Натальи Городиской, после освещения ситуации вокруг семьи Дель в СМИ началась массовая травля приемных и замещающих семей.
— Мы сейчас получаем тревожные сигналы из всех регионов России, даже на бытовом уровне к людям стали относиться совершенно иначе: в больницах, в школах, детских садах детей осматривают на наличие синяков. Это уже похоже на «охоту на ведьм». У приемных родителей прямо спрашивают, куда они дели сиротские деньги. Детей травят в школах, говоря, что их взяли в семью из-за денег, — рассказала Наталья Городиская. — Произошла дискредитация института приемной семьи.
Правда, не все приемные родители считают, что нужно создавать дополнительные службы помощи таким семьям.
— Если у государства есть лишние деньги, то лучше их потратить на медицину. Даже в Московской области не везде есть в штате все врачи-специалисты. И если с ребенком происходит что-то серьезное, нужно обращаться в областной диагностический центр, а там очередь на месяц. Поэтому приходится детей лечить платно. А нам хотят еще толпу надзирателей на шею посадить. По-другому я эти службы не могу назвать, — сказал «Известиям» Виктор Л., воспитывающий двоих приемных детей.
По мнению приемного отца, «чиновники хотят решить проблему кампанейщиной, приняв поправки на полтора листочка. А нужно писать целый талмуд в прямом смысле слова».
— Главная проблема не в том, чтобы уточнить порядок изъятия, а в том, чтобы конкретизировать обязанности и права родителей, в том числе и замещающих, — считает Виктор Л. — Вот, например, с какого возраста детей можно одних отпускать в школу? Нас с первого класса отпускали, ключ на шею на резинке-веревочке и пошел. А сейчас могут изъять из семьи, объявив безнадзорным. Семейный кодекс должен быть многотомным, где как раз будут отражены все аспекты содержания, воспитания и лечения детей. И они должны быть описаны максимально подробно.
Как рассказала «Известиям» руководитель клуба «Азбука приемной семьи» Диана Машкова, ситуация стала настолько критичной, что люди стали отказываться от идеи усыновления.
— Ощущения усыновителей ужасны: мы просто чувствуем себя облитыми грязью. В нашем клубе порядка тысячи семей. И я очень четко наблюдаю апатию и депрессию у родителей. Многие задумывались раньше над тем, чтобы взять второго ребенка. И не просто задумывались, а собрали документы. Теперь же они убрали подготовленные бумаги под сукно, — рассказала Диана Машкова. — Не разбирая ситуацию, всех приемных родителей обвинили в том, что они наживаются на усыновлении.
Диана Машкова призналась, что из-за травли сама отказалась от идеи усыновления еще одного ребенка (сейчас женщина воспитывает четырех детей, двое из которых находятся под опекой, один усыновлен, а один кровный).
— Раньше чувствовалась поддержка, все считали, что люди, которые берут детей, поступают хорошо. А сейчас нас обвиняют в корысти. Руки опускаются, — сказала она.
Президент Ассоциации приемных родителей, соучредитель Союза усыновителей Галия Бубнова подтвердила «Известиям», что скандал вокруг семьи Дель спровоцировал рост числа неопекаемых сирот.
— Статистики по отказам от усыновления никто не ведет, но тенденция негативная. Количество детей в базе сирот по Москве увеличилось впервые за четыре года. До этого этот показатель постоянно снижался, — рассказала Галия Бубнова. — В общем и целом ситуация пошатнула институт приемного родительства. Все уцепились за деньги, которые получают люди, не видя за этим ничего другого. Многие семьи начали сомневаться в себе, считать, что никому не нужно то, что они делают. Спасают сейчас только дети, но общее настроение в сообществе угнетенное, — рассказала Галия Бубнова.