Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Закупки доведут до реестра

Госдума направит на экспертизу правительственный законопроект, расширяющий доступ к госзакупкам малых и средних предприятий
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Госдуме до конца весенней сессии могут принять правительственный законопроект, расширяющий доступ к госзакупкам малых и средних предприятий и совершенствующий систему электронных торгов. Второе чтение назначено на 21 июня, после этого документ планируется направить  на проведение оценки регулирующего воздействия (ОРВ), сообщил «Известиям» собеседник в аппарате комитета по экономполитике и подтвердил источник в аппарате Госдумы. Саму процедуру ОРВ будет проводить Минэкономразвития с участием специалистов «Опоры России», «Деловой России» и экспертов. Законопроект регулирует сделки коммерческих компаний с государственным участием - таких, как «Газпром», РЖД, Сбербанк, «Ростелеком», «Почта России» и других. Ранее внесение этих поправок откладывалось: против нововведений выступило бизнес-сообщество. В случае, если законопроект будет принят, число закупок у единственного поставщика и количество площадок для проведения торгов существенно сократится.

Поправки в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) правительство внесло в Госдуму в июне 2015 года. Как говорится в пояснительной записке, законопроект направлен на расширение доступа к закупкам малых и средних предприятий и борьбу с обилием закупок у единственного поставщика, что приводит к сговору сторон, отсутствию конкуренции и контроля. Документ регулирует сделки коммерческих компаний с государственным участием, в их число входят «Роснефть», «Газпром», РЖД, Сбербанк, «Российские автомобильные дороги», «Ростелеком», «Аэрофлот», «Почта России» и «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».

Сейчас процедуры закупок закон не регулирует, а лишь обеспечивает раскрытие информации о них, поясняют авторы проекта. Преобладающим способом закупок у компаний с госучастием является закупка у единственного поставщика. В этой форме реализуется госзаказ у монополий в таких сферах, как транспортировка газа и нефти, железнодорожный и авиатранспорт, работы с радиоактивными отходами, услуги почтовой связи, а также водо-, тепло- и электроснабжение. 

Кроме того, многие заказчики, чтобы избежать конкурсов и аукционов, к которым установлены четкие требования, используют так называемые «иные способы закупки». Таких сейчас около 40%, и в ряде случаев под другими названиями маскируются все те же закупки у единственного поставщика, считают авторы документа.

Для решения проблемы правительство предлагает ввести перечень способов закупок и основных требований к порядку их осуществления. При этом начальную цену договора хотят ограничить суммой в 200 млн рублей, то есть ценовым диапазоном, наиболее доступным для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также предлагается максимально расширить практику электронных торгов, сократив при этом количество площадок для их проведения. А Казначейству России — создать реестр заказчиков. Это должно решить проблему недостоверности информации, которую компании указывают при регистрации на официальном сайте госзакупок. 

Поправки ко второму чтению

Законопроект был принят в первом чтении в сентябре 2015 года и оставался без движения вплоть до января 2017-го, когда правительство внесло в него объемные (на 42 страницах) поправки и поставило в список приоритетных на принятие в период весенней сессии.

Кабинет министров предложил сформировать единый перечень электронных площадок для госзакупок и для закупок юридическими лицами — государственное или муниципальное имущество должно продаваться только на таких площадках. В электронную форму рекомендуется перевести все закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. 

Требования 223-ФЗ не будут распространяться на сделки заказчиков с их взаимозависимыми лицами, сделки по договорам в сфере электроэнергетики и сделки юрлиц, зарегистрированных на территории иностранного государства.

Помимо правительства, свои замечания и предложения в профильный комитет Госдумы по экономической политике представили «Газпром», «Норникель», РЖД, «Интер РАО» и Сбербанк. 

Второе чтение законопроекта назначено на 21 июня.

Оценка регулирующего воздействия 

Оценка проекта, прошедшего второе чтение, необходима потому, что новая редакция текста после депутатских поправок может очень значительно отличаться от первоначальной. Соответственно, сильно изменятся и последствия принятия законопроекта.

Норма о проведении ОРВ рассматриваемых инициатив была заложена в регламенты ГД и правительства еще в 2012 году, но палата использовала ее лишь однажды: в 2015 году при экс-спикере Сергее Нарышкине в ГД оценивали законопроект Ирины Яровой («Единая Россия») о торговле. В апреле 2017-го спикер Вячеслав Володин инициировал изменения в регламентах Госдумы и правительства, согласно которым решение о проведении ОРВ теперь принимает нижняя палата. Ранее оно оставалось за правительством.

О том, что в ближайшее время Госдума попросит правительство провести оценку регулирующего воздействия одного из законопроектов, ранее сообщал спикер палаты Вячеслав Володин. 

— Первая ласточка по ОРВ — председатель комитета по экономической политике Сергей Жигарев предлагает рассмотреть один законопроект в рамках этой процедуры, — сказал председатель Госдумы.

Он уточнил, что направил письмо первому зампреду Александру Жукову с просьбой «проработать этот вопрос и по итогам внести предложение в совет Госдумы». Согласно регламенту, совет решает, направлять законопроект на ОРВ или нет.

Процедура ОРВ — это анализ финансовых последствий принятия законопроекта для бизнеса, населения и государства, а также его публичного обсуждения. При отрицательном заключении, автор не обязан отзывать проект: предполагается переработка документа с учетом замечаний, однако в эту сессию принять его уже не успеют, несмотря на то, что на его скорейшем принятии настаивает правительство. 

Мнение экспертов 

Если этот законопроект отправят на ОРВ, его принятие может затянуться надолго, отметил в беседе с «Известиями» первый зампред комитета по экономполитике Валерий Гартунг («Справедливая Россия»).

— Закон очень важный, его надо принимать. Речь идет об огромных суммах — из 28 трлн рублей общей суммы закупок по 223-ФЗ у единственного поставщика холдинги закупают примерно на 25 трлн рублей, по официальным данным ФАС. Из-за неурегулированности законодательства бюджет теряет от 2,5 до 5 трлн рублей в год — эту сумму можно было бы сэкономить, — заявил Валерий Гартунг.

В сложившейся ситуации есть риски лоббирования интересов со стороны бизнес-сообщества, заявил «Известиям» общественный омбудсмен по закупкам при уполномоченном по защите прав предпринимателей при президенте РФ Сергей Габестро. По его словам, бизнес выступал против принятия законопроекта на протяжении длительного времени, именно поэтому его не смогли принять в 2016 году. Крупные компании не устраивало введения императивной нормы, которой назначались пять электронных площадок для торгов — эту норму из документа предлагалось изъять. После ряда согласительных мероприятий были выработаны компромиссные варианты, и теперь субъекты 223-ФЗ будут работать с теми электронными площадками, с которыми им удобно, кроме закупок у малого и среднего бизнеса.

 

Прямой эфир