Барбоскин, будь человеком: какие игры не нужны ребенку
Законодатели намерены запретить распространение информации, пропагандирующей идеологию расчеловечивания среди детей. Новая инициатива даже на этапе обсуждения вызывает множество споров в интернет-пространстве. Специалисты советуют не воспринимать проблему упрощенно. Что такое расчеловечивание, попадут ли под запрет любимые мультфильмы с животными и сказочные персонажи на утренниках — в материале «Известий».
Нечто человеческое
О новой инициативе сообщила СМИ первый зампред комитета Госдумы по защите семьи Татьяна Буцкая. Предполагается, что под запрет попадет информация (в частности игры), которая пропагандирует отказ от биологической и социальной принадлежности, от человеческой идентичности, отрицающая при этом природные и правовые нормы.
Законопроект на начальном этапе вызвал бурные обсуждения. Пользователи интернета полагают, что под запрет попадут, в частности, любимые мультфильмы, герои которых — животные, которые ведут себя как люди. Опасаются россияне и за любимые новогодние мероприятия с переодеваниями в сказочных зверюшек. Однако парламентарии заверяют, что документ не затронет театральные постановки, фильмы и утренники, где речь идет о перевоплощении детей. Проблема гораздо глубже и сложнее — она не сводится к переодеваниям в зайчиков и котиков.
В психиатрической и наркологической клинике доктора Исаева отметили, что прежде всего надо разобраться с термином «расчеловечивание».
— В психиатрии термин «расчеловечивание» (дегуманизация) не является клиническим диагнозом, но используется для описания процессов, при которых у человека искажается восприятие собственной или чужой человеческой сущности, — комментирует руководитель клиники, психиатр, нарколог Руслан Исаев. — Это может проявляться, например, при тяжелых психических расстройствах с нарушением идентичности — в виде деперсонализации, дереализации или психотических переживаний, когда человек может ощущать себя неживым, искусственным или нереальным.
По словам Исаева, на психологическом уровне расчеловечивание также описывается как способ обезличивания другого, когда один человек или группа отказывает другому в базовых человеческих качествах: способности к эмпатии, морали, мышлению.
— Такие процессы часто сопровождают агрессию, насилие и травматизацию. В контексте детского развития наиболее уместно говорить не о расчеловечивании, а о формировании и укреплении идентичности — способности ощущать себя собой, чувствовать границы своего «я» и осознавать свою принадлежность к человеческому сообществу, — резюмирует психиатр.
Эмпатия и антипатия
Расчеловечивание личности, или дегуманизация, с точки зрения психологии влияет на деперсонализацию людей, то есть фактически приравнивает их к обезличенным объектам, лишенным человеческих свойств и черт, объясняет практикующий психолог Анна Гусева.
— Если обратиться к мировой истории, то это явление активно применялось по отношению к какой-то группе людей, чтобы эти люди больше не воспринимались как личности, — разъясняет Гусева. — Так происходила колонизация, при которой подчинялись и эксплуатировались целые народы. Так действовали фашисты — давали узникам концлагерей только номера, лишая их имен. После такой ампутации личности человек забывал, кто он. И с ним было достаточно легко расправиться, потому что он уже воспринимался как обезличенный объект.
Деперсонализация подразумевает процесс уменьшения или стирания отличительных человеческих характеристик, идентичности, особенностей человека или группы, подчеркивает психолог. Это происходит, когда на людей смотрят или обращаются с ними как с объектами или препятствиями, лишенными эмоций, мыслей и индивидуальности. По мнению Анны Гусевой, наиболее яркий пример — стереотипизация.
— Это одно из распространенных проявлений расчеловечивания. Классификация других людей при помощи стереотипов чрезмерно упрощает сложного человека, сводя его к набору заранее заданных характеристик. Самый простой пример — утверждение, что блондинки не могут быть умными, а многодетные живут ради пособий, — комментирует Гусева.
Психолог считает, что когда люди воспринимаются вот так упрощенно, они становятся уязвимыми для предубеждений, неравенства и неправильного обращения. А если такое отношение направлено на самих себя, то они подсознательно не считают нужным соблюдать какие-то правила и нормы, принятые в человеческом обществе.
— В крайних случаях расчеловечивание приводит к актам насилия, — поясняет Анна Гусева. — Кроме того, люди, переживающие дегуманизацию, расчеловечивание, начинают страдать от чувства изоляции и низкой самооценки, у них появляются проблемы с психическим здоровьем.
Оставаться человеком и видеть людей в других нам помогает, в частности, эмпатия — способность понимать и разделять чувства и эмоции, распознавать состояние другого человека. То есть видеть в других людях человеческие качества и черты.
Опасная игра
По мнению психолога, в сферу внимания контролирующих органов должны попасть в первую очередь компьютерные игры. Явные признаки того, что подобный досуг ведет к расчеловечиванию, — это потеря времени, формирование зависимости и утрата эмпатии по отношению к реальным людям, что приводит к страшным трагедиям. Например, в 2011 году в Волгоградской области 16-летний подросток-игроман зарубил мать после того, как у него сломался компьютер. Близкого человека он фактически воспринял как монстра, которого надо было уничтожить. В 2022 году в Ростовской области 17-летний подросток потерял счет времени, углубившись в виртуальную игру. Когда мать потребовала, чтобы он отправился спать, парень зарезал ее. Примечательно, что, нанеся родительнице несколько ударов, подросток вернулся за компьютер и продолжил игру. А вот и самый свежий пример расчеловечивания — в Татарстане 2 августа 2005 года 11-летняя девочка кухонным ножом зарезала брата и тяжело ранила бабушку после замечания об онлайн-игре. Об этом сообщили в следственном управлении Следственного комитета (СУ СК) РФ по республике, дело на контроле председателя СК РФ Александра Бастрыкина.
— Некоторые игры и фильмы ведут к изменению ценностей культурной ориентации и исторической идентичности. Один из ярких примеров — популярный сериал «Игра в кальмара», которым увлекаются многие подростки, — комментирует Анна Гусева.
С точки зрения психолога, на прилавках детских магазинов не место куклам, напоминающим монстров, — двухголовым, многоруким с отрубленными конечностями. Такие игрушки, по мнению эксперта, также способствуют расчеловечиванию. Когда дети увлекаются играми или игрушками, в которых нивелируются человеческие черты, их сознание попадает в ловушку, считает Анна Гусева.
— Очень важно сейчас взять под контроль информацию, которая пропагандирует отказ от биологической и социальной принадлежности, — комментирует Гусева. — При этом действительно надо учитывать, что игры в животных, а также мультфильмы, в которых животные воспринимаются как люди, не вредят детской психике, если с этими увлечениями не выходить за рамки.
Запретят ли квадроберов
Напомним, что депутаты намеревались принять серьезные меры и по отношению к так называемым квадроберам. Но со временем интерес к этому развлечению у российских подростков фактически сошел на нет, оно не привилось в массовом сознании.
— Так называемые квадроберы — это одна из форм подростковых субкультур, в которых дети примеряют на себя образы не-людей (животных, киборгов и пр.), часто сопровождая это ролевыми играми, масками, вымышленными именами и повадками, — поясняет Руслан Исаев. — Подобные явления известны психологии давно и не считаются патологией сами по себе. Это форма ролевой игры, экспериментирования с границами идентичности и реакция на тревогу взросления.
Опасность может возникать не из самой игры, а из контекста, предостерегает психиатр. Например, если подросток замыкается, теряет контакт с реальностью, уходит в изоляцию, отказывается от общения, учебы и элементарной заботы о себе. Но и в таких случаях важно не запрещать, а понять, что именно стоит за подобным поведением: одиночество, травма, тревожность или возрастной поиск принадлежности. Подростковая психика чувствительна к отвержению и прямое подавление лишь усилит внутренний конфликт, подчеркивает Руслан Исаев.
Что касается мультфильмов, в которых животные играют роль людей, трогать их не будут по вполне определенным причинам.
— Мультфильмы, где животные наделены человеческими чертами (антропоморфизм), — это продолжение давней традиции мировой культуры: от народных сказок и басен до «Ну, погоди!», «Короля Льва» и «Зверополиса». Через такие образы ребенок учится распознавать эмоции, понимать моральные принципы, сочувствовать. Это форма метафоры, а не отказ от человеческой идентичности, — рассуждает психиатр.
Руслан Исаев отмечает, что психологически дети легко различают условность образа: они понимают, что, например, Барбоскины — не настоящие собаки, а герои, похожие на людей.
— Важна не форма, а содержание: что транслирует сюжет, какие ценности передает, как развиваются герои, — продолжает психиатр. — Если в таких историях подчеркиваются семья, забота, ответственность, это работает на развитие, а не разрушение идентичности.
С точки зрения Анны Гусевой, детской аудитории через такие мультики проще воспринимать мир взрослых с их правилами. На мультфильмах с персонажами-животными выросло не одно поколение.
По мнению 15-летнего девятиклассника Даниила Петрова, не имеет смысла во всем искать двойное дно.
— Возьмем, например, стихотворение Агнии Барто: «Уронили мишку на пол. Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, потому что он хороший». Плюшевого медведя спасут — это положительный момент. Но ведь и роняли его тоже люди. Не запрещать же после этого детские стихи. Надо просто делать правильные выводы, — рассуждает Даниил.
Люди и животные
Взрослые пользователи уже обратили внимание на то, что в интернет-пространстве порой мелькают сюжеты, в которых животные, придуманные ИИ, выставляются более гуманными, нежели люди. Например, вызвал неоднозначную реакцию мультфильм, в котором ребенок обижает зверька, сидящего в клетке зоосада, а котенок утешает его и выпускает на волю. Представители старшего поколения считают некорректным в такой плоскости противопоставлять людей и животных. Психиатр Руслан Исаев считает, что этот ролик, как и многие другие визуальные истории, построен на эмоциональной драматургии: противопоставление жертвы и агрессора, искупление несправедливости, союз слабых.
— В нем животные показаны как чувствующие, сочувствующие, способные на действие. Это не обязательно «пропаганда» чего-то, а скорее эмоциональный отклик на тему эмпатии и несправедливости, — рассуждает Руслан Исаев.
В то же время психиатр подчеркивает, что для ребенка важно обсуждение увиденного. Хорошо, если взрослый помогает несовершеннолетнему осмыслить сюжет, объясняет, что животным нужна не просто свобода, а безопасность; что не все люди жестоки, а реальность гораздо сложнее, чем в сюжете. При таком «разборе» подобные истории будут способствовать эмоциональному развитию.
— Но если подобные образы тиражируются без пояснений, то они действительно могут формировать упрощенное восприятие: «люди плохие — животные хорошие». И это может искажать социальную картину, — предостерегает психиатр.
Руслан Исаев обращает внимание на то, что ребенку важно осознавать: он человек и это ценность.
— Человеческое сознание, речь, способность к моральному выбору, эмпатии, творчеству уникальны, — рассуждает психиатр. — Животные достойны уважения и заботы, но они живут по иным законам. Мир человека включает в себя ответственность, нормы, способность к критическому мышлению.
В воспитании психиатр советует не противопоставлять человека и животное, а учить видеть, что есть жестокие и добрые поступки, есть страдающие и те, кто способен помочь, — и всё это существует как среди людей, так и в образах, вдохновленных животным миром. Уважение ко всему живому никак не противоречит пониманию собственной идентичности и человеческой ценности, подчеркивает эксперт.