Если решение совета директоров Банка России 6 июня снизить ключевую на 1 п.п. оказалось неожиданным для консенсуса аналитиков, то последовавшего за ним нового уменьшения ставки 25 июля до 18% годовых, похоже, ждали все. Не только аналитики, но и всё бизнес-сообщество как минимум.
Рост ВВП России в I квартале 2025 года (наиболее свежие данные Росстата) замедлился до 1,4% в годовом выражении, притом что в начале 2024-го он был в разы выше (+5,4% год к году). Показатель был значительно больше (+4,5% год к году) и в IV квартале 2024-го. Как правило, экономика реагирует на изменение ключевой примерно через 2–3 месяца. Россия не исключение: ведь после того, как в успешном для роста ВВП IV квартале 2024-го ЦБ поднял ставку до исторически рекордного уровня в 21% годовых (а потом в декабре отказался от ее дальнейшего повышения), экономика всего квартал спустя замедлилась в разы.
Высокая ключевая и банковские проценты по кредитам очень быстро привели к ухудшению финансовых результатов крупных корпораций за I квартал 2025 года. Уже в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в июне не только представители бизнеса, но и власти открыто говорили о высокой вероятности скатывания экономики РФ в рецессию из-за высоких ставок.
Так, гендиректор одной из крупных сталелитейных корпораций сравнил высокие проценты по кредитам при одновременно укрепляющемся рубле с «заградительными пошлинами» на экспорт. Он объяснил, что при такой высокой стоимости заемного финансирования и при столь крепком рубле экспортеры продают свою продукцию за рубеж в убыток. Металлургическое производство в России, по данным Росстата, за I квартал 2025-го сократилось на 2,8% в годовом исчислении. В том числе выплавка стали тогда упала на 4,3% год к году, до минимального объема за последние семь лет.
Непростым оказался I квартал 2025-го и для угольной промышленности. Несмотря на рост добычи на 3% в годовом выражении, российские угольщики просят правительство РФ о налоговых льготах, так как сбывать продукцию всё труднее из-за санкций и неблагоприятной рыночной конъюнктуры. А чистую прибыль у многих крупных компаний съедают расходы на обслуживание долгов при таких высоких ставках.
Не случайно глава Минэкономразвития Максим Решетников предупредил на ПМЭФ о возможной рецессии в российской экономике уже в этом году. Таким образом, если бы Банк России в июне не начал снижать ключевую, то пессимистичный прогноз Минэка, возможно, начал бы сбываться уже по итогам II квартала. Рост экономики России в начале этого года всё-таки сохранился. Однако он был обеспечен ростом преимущественно в отраслях, производящих военную продукцию и продукцию двойного назначения, которые финансируются в основном за счет бюджетных средств, а не дорогих банковских кредитов.
Снижение ключевой ставки 6 июня и 25 июля стало хорошим заделом для предотвращения рецессии в экономике. Регулятор медлил с началом снижения «ключа» почти полгода из-за высокой инфляции, которая до мая существенного замедления не показывала. Более того, в I квартале 2025-го рост потребительских цен превысил довольно критичную отметку в 10% в год. Это было связано с высокими госрасходами в начале 2025-го, с традиционным повышением цен на плодоовощную продукцию зимой. А также — с резко подорожавшими услугами, в основном проездом в транспорте.
Однако весной этого года пик инфляции был пройден, как отметили в Банке России, и с июня началось постепенное смягчение денежно-кредитной политики. В прошлом месяце, по данным Росстата, годовая инфляция (хотя по-прежнему еще высока) замедлилась с майских 9,9% до 9,4%, а помесячная по сравнению с маем упала вдвое, до 0,2%. Кроме того, в середине июля, несмотря на прошедшее повышение тарифов ЖКХ и рост инфляции с начала месяца на 0,8%, Росстат впервые с начала года зафиксировал недельную дефляцию в 0,05%.
Инфляционные ожидания населения, по данным «инФОМ», в июле не росли и сохранились на уровне 13%. За снижением ключевой ставки однозначно последует уменьшение процентов по кредитам, которого ждут значительная часть населения и весь бизнес. А также — снижение процентов по депозитам, чему значительная часть российских вкладчиков рада не будет.
После снижения «ключа» в июле в среднем ставки по ипотеке в России этим летом снизятся на 2–3 п.п., до 24–25% годовых, а доходность вкладов упадет до 15–17% годовых. Тем не менее, как отмечалось в сопроводительном релизе по итогам заседания совета директоров ЦБ, денежно-кредитные условия в России по-прежнему остаются жесткими. Ключевая ставка в 18% годовых — это всё равно исторически рекордный уровень, с помощью которого Банк России, видимо, пытается держать баланс между интересами бизнеса и необходимостью борьбы с инфляцией.
Дальнейшее снижение ключевой ставки будет, скорее всего, медленным. Однако мы ожидаем, что к концу 2025 года ключевая опустится до 16–17%, что заметно облегчит жизнь бизнесу и заемщикам. Но и для вкладчиков разместить средства в банке даже под 15% годовых — всё равно выгодная сделка, так как проценты значительно перекрывают инфляцию.
Автор — ведущий аналитик Freedom Finance Global
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора