Есть такая партия: в Армении создают альянс против премьера Пашиняна
В Армении не утихает противостояние бизнесмена Самвела Карапетяна и правительства страны. Находящийся под арестом предприниматель объявил о создании амбициозного оппозиционного движения. Власти продолжают давить на бизнес-структуры предпринимателя, в финальной стадии находится процесс национализации компании «Электрические сети». Подробности — в материале «Известий».
Эхо протеста
4 июля в Ереване прошла акция сторонников бизнесмена Самвела Карапетяна, который с середины июня находится под арестом. Участники прошли маршем по центру города, а потом провели митинг у здания изолятора временного содержания СНБ страны. Адвокат Арам Вардеванян объявил, что пришло время объединиться «вокруг принципиально новой силы», то есть, по сути, анонсировал создание нового оппозиционного движения.
14 июля Самвел Карапетян выступил с обращением, в котором подтвердил эту информацию. По его словам, он с уважением относится ко всем остальным протестным силам, которые до сих пор вели борьбу с «антинациональной политикой Никола Пашиняна». «Но у нас есть наше видение построения хорошего будущего. И мы пойдем своим путем с нашей новой командой, не исключая внутриполитического сотрудничества с единомышленниками», — сообщил он.
Бизнесмен также отметил, что отвергает черно-белое мышление, которое власти навязали обществу, вместо этого попытается объединить страну. «В разных звеньях нынешнего режима работают настоящие профессионалы, которые не разделяют ценности небольшой правящей группы. Эти люди пока просто не видят выхода из сложившейся ситуации. Формирование нашей политической команды началось», — отметил он.
Каких-либо подробностей пока не последовало, но представители властей на инициативу уже отреагировали. Замглавы аппарата правительства Тарон Чахоян сообщил, что беспокойства она не вызывает. «С 2018 года по сей день появилось и сформировалось довольно много политических сил. Мы видели, на что они способны и насколько хватает их потенциала», — подчеркнул он, добавив, что многие участники митинга 4 июля якобы «даже не знали, за кого вышли».
Мир или выборы
Власти страны и правоохранительные органы при этом продолжают оказывать давление на структуры, связанные с Карапетяном. В начале июля парламент Армении одобрил законопроект о национализации крупнейшей энергетической компании «Электрические сети» (ЭСА), после этого документ подписал президент Ваагн Хачатурян. В головном офисе ЭСА и в доме председателя совета директоров прошли обыски.
Портал Armlur со ссылкой на свои источники сообщает, что после перевода в госсобственность временным управляющим компании может стать глава Службы госконтроля Романос Петросян. По данным издания, премьер-министр Пашинян якобы заявил, что это надежный человек, который сможет эффективно «контролировать» коллектив ЭСА, насчитывающий 6,8 тыс. сотрудников.
Бывший министр финансов страны Вардан Арамян при этом напомнил, что у Самвела Карапетяна российское гражданство, поэтому изъятие компании будет означать давление на иностранного инвестора. По его словам, в прошлом году из страны «ушло» $400 млн зарубежных инвестиций. «Очередная неразумная деятельность правительства приведет к еще большему углублению этого явления», — предрекает он.
Кроме того, давление оказывается на сеть ресторанов «Ташир Пицца», которая принадлежит Карапетяну. Больше десяти заведений закрылось после проверок, которые якобы выявили нарушения санитарно-гигиенических норм. 11 июля стало известно, что арестован директор сети Вагинак Казарян, ему инкриминируют неуплату налогов в особо крупном размере по предварительному сговору.
Наконец, силовики провели обыски в головном офисе группы компаний «Ташир» в Ереване — четверо сотрудников были арестованы. Силовики также сообщали о следственных действиях по 51 адресу. Вице-президент ГК «Ташир» Нарек Карапетян по этому поводу заявлял, что причиной такой активности стал митинг 4 июля. «Они оказывают давление на сотрудников компаний, которые считают частью нашей группы, хотя многие в нее не входят», — отмечал он.
Преследованию подвергаются также представители политической оппозиции. Утром 10 июля прошли обыски у лидеров партии «Дашнакцутюн». Семерых человек задержали, пятерых позже освободили, двое были арестованы сроком на два месяца. Кроме того, троих депутатов парламента от «Дашнакцутюн» лишили мандатов. Газета «Жовохурд» со ссылкой на источники пишет, что Пашинян поручил силовикам найти основание для запрета партии.
По поводу всего происходящего в оппозиционных кругах бытуют разные мнения. Адвокат Сергей Арутюнян говорит, что власти пытаются запугать разные сегменты армянского общества. «Дело против Карапетяна должно стать предупреждением предпринимательскому сообществу, процесс против церкви — предостережение духовным лидерам», — отмечает он. По его словам, конечная цель — отвлечь внимание людей от мирного договора с Азербайджаном.
Согласно ряду других мнений, власти страны готовятся к парламентским выборам, которые должны пройти летом следующего года. «Расчищается поле от конкурентов. Всем остальным пытаются показать, что лучше молчать и не лезть, потому что будут наказаны все, если уж человек уровня Самвела Карапетяна под арестом, который является одним из самых известных и авторитетных армян», — считает общественный деятель Мика Бадалян.
Что говорят эксперты
Кавказовед Артур Атаев полагает, что у Самвела Карапетяна есть шансы на успех в армянской политике.
— Он объявил о создании своей политсилы, находясь в СИЗО, это добавляет веса его словам. В целом самое важное для него — сформулировать свой особый путь, показать людям, что он отличается от всех остальных оппозиционеров. Идеи тут на самом деле лежат на поверхности. Можно, например, сделать акцент на том, что в его движении в равной степени будут участвовать представители бизнеса, политической оппозиции и Армянской апостольской церкви. Можно найти еще какие-то ходы. Главное — отстроиться от традиционных противников Пашиняна, — рассуждает он.
Востоковед Станислав Тарасов говорит, что Карапетяну сложно будет заниматься политикой в заключении.
— Теоретически у него есть шанс создать широкое движение, аккумулировать протестные голоса. Практически я не понимаю, как это возможно. Он находится в СИЗО, его контакты с соратниками ограничены, связи с внешним миром минимальны. Создание какой-либо политсилы — длительный, трудоемкий процесс, который требует полного вовлечения. Кажется, что сейчас чисто физически заняться этим он не сможет, — утверждает он.