Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Нигер заинтересован в размещении полноценной военной базы ВС РФ на своей территории, заявил «Известиям» почетный консул России в республике Аддо Иро. По его словам, это необходимо для эффективной борьбы с террористическими организациями. 2 июня заместитель министра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров встретился с главой военного совета страны генералом Абдурахманом Чиани. Стороны выразили желание укреплять стратегическое партнерство в области безопасности, обороны и экономического развития. Сближение Москвы и Ниамея началось с приходом к власти генерала Чиани и выводом из страны французских войск. На данный момент республику готовятся покинуть и американские военные. О ситуации в Нигере, его борьбе с террористической угрозой и перспективах военного сотрудничества с Москвой — в материале «Известий».

Российское присутствие

Нигер заинтересован в размещении у себя полноценной военной базы ВС РФ на фоне террористической угрозы, сказал «Известиям» почетный консул РФ республике Аддо Иро. Ситуация в сфере безопасности до сих пор остается сложной, подчеркнул он, напомнив о недавней атаке террористов на юго-востоке страны, в результате которой погибло четыре человек, включая одного военного.

— Мы не можем позволить себе сказать, что ситуация в сфере безопасности стала лучше. Наше государство делает всё возможное, чтобы по крайней мере сократить количество террористических атак, — добавил он. — Мы заинтересованы в полноценной российской военной базе, мы готовы ее принять.

Ранее в Пентагоне сообщили о том, что российские военнослужащие уже находятся в Нигере на территории одной базы с американскими солдатами. При этом Министерство обороны РФ официально не комментировало эту информацию. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков сказал, что Москва и Ниамей «развивают отношения во всех областях, в том числе оборонной».

Фото: AP Photo

Министерство национальной обороны и МИД Нигера не ответили на запросы «Известий» касательно возможного открытия полноценной российской базы на территории государства.

Впрочем, усиливающееся взаимодействие двух стран в этой сфере подтверждает очередной, третий по счету, визит заместителя министра обороны РФ Юнус-Бека Евкурова в Ниамей. Здесь 2 июня прошла его встреча с лидером Нигера генералом Абдурахманом Чиани. Стороны подтвердили «общее желание консолидировать свое стратегическое партнерство, основанное на взаимном уважении, доверии и поиске согласованных решений региональных и международных проблем».

К слову, в середине мая Ниамей назначил бывшего начальника штаба Вооруженных сил генерал-лейтенанта Абду Сидику Иссу послом Нигера в России. Эта должность оставалась вакантной почти три десятилетия. Со своей стороны глава МИД РФ на днях объявил о том, что Москва готовится к открытию полноценной дипломатической миссии в республике.

Усмирить террористов

В той или степени все приграничные районы Нигера подвержены угрозе терроризма, поэтому основные усилия властей направлены на борьбу с формированиями, действующими на юго-западе и юго-востоке страны, уточнил в беседе с «Известиями» Сергей Костелянец, заведующий центром социологических и политологических исследований Института Африки РАН.

Нигер, армия
Фото: Getty Images/Giles Clarke

Так, в зоне Липтако-Гурма, приграничной с Буркина-Фасо и Мали, военные Нигера противостоят членам группировки «Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин» (ДНИМ), аффилированной с «Аль Каидой» (запрещенная в РФ организация), и филиалу ИГ (запрещенная в РФ организация) — «Исламскому государству в странах Сахеля» (Islamic State Sahel Province — ISSP). За последний год именно эта зона стала наиболее опасной в Нигере. Здесь, возле города Липтако-Гурма, примерно в 100 км от столицы страны, 22 марта этого года военнослужащие попали в засаду, устроенную террористами. В атаке погибли 23 военных и 17 были ранены. Что касается юго-востока страны, то тут напряженность сохраняется в районе озера Чад, на границах с Нигерией и Чадом, где активны ISWAP («Западноафриканская провинция Исламского государства») и фракции «Боко Харам» (запрещенная в РФ организация). 27 мая террористы последней убили 10 и взяли в плен 160 человек в нигерской провинции Кучи.

Следует отметить, что, по данным немецкой компании Statista, на 2023 год Нигер находится на 10-м месте по количеству смертей граждан в террористических атаках. На первом и третьем местах оказались Буркина-Фасо и Мали соответственно.

— Террористов не всегда легко отличить от племенных ополчений или банд контрабандистов. В то же время террористические группировки сражаются не только с правительственной армией, но и зачастую между собой, что в некоторой степени уменьшает риски для Ниамея, — говорит Сергей Костелянец.

Эксперт объяснил, что основная сложность в борьбе с экстремистами в Нигере, как, впрочем, и в большинстве стран региона, заключается в поддержке, которую они получают от населения, прежде всего от фульбе — коренного народа Западной Африки. Эти кочевники-скотоводы недовольны своей маргинализацией в рамках существующей социально-политической и экономической системы. Группировки собирают налоги и рекрутируют боевиков среди фульбе, а взамен предлагают защиту от других джихадистских банд, государственного аппарата и враждебных племенных ополчений.

Экстремизм
Фото: TASS/AP/Jerome Delay

— Силовой подход, принятый на вооружение правительством, себя не оправдал. Репрессии против мирного населения, пусть даже оппозиционного правительству и сочувствующего исламистам, лишь способствовали пополнению рядов джихадистских группировок. Масштабная западная помощь правительственной армии также в определенной степени сыграла на руку экстремистам, заявившим об угнетении африканских народов «неоколонизаторами». В целом полностью искоренить джихадизм в Нигере без перекройки всей политической системы и перераспределения общественных благ на более справедливых принципах представляется невыполнимой задачей, — добавил он.

Силовой подход

Особую обеспокоенность властей страны вызывает сохранность месторождений золота, нефти, урана и других полезных ископаемых. В мае было создано «Командование сил защиты и развития», ответственное за предотвращение диверсий, нападений террористов и любых других угроз безопасности в «отношении объектов, представляющих стратегический интерес». Особое внимание будет уделено защите западноафриканского газопровода, снабжающего Бенин, Того, Гану и другие страны региона, а также нефтеперерабатывающего завода возле города Зиндер. 1 июля стартует кампания по набору 10 тыс. человек для новой структуры. Предполагается, что к 2030 году численность Вооруженных сил республики должна достичь 100 тыс. человек.

По сообщениям «РИА Новости», российские специалисты прибыли в Нигер в середине апреля для обучения местных сил борьбе с терроризмом. Не исключено, что их число здесь со временем увеличится. По крайней мере Сергей Лавров, находясь 4 июня в Уагадугу, пообещал, что в Буркина-Фасо их количество вырастет. Учитывая, что это государство страдает от терроризма больше, чем Нигер, выглядит вполне логичным, что в плане военной помощи ему отдан приоритет.

Встреча глав МИД РФ Лаврова и Нигера Анкурао в Москве
Фото: ТАСС/Станислав Красильников

— У меня нет никаких сомнений, что благодаря этому сотрудничеству остающиеся на территории Буркина-Фасо очаги терроризма будут уничтожены, — сказал министр.

Однако колоссальных прорывов от российско-нигерского сотрудничества в области борьбы с терроризмом ожидать не стоит, считает Сергей Костелянец. В качестве примера он указал на Центральноафриканскую республику (ЦАР), где российские инструкторы находятся с 2018 года. Несмотря на определенные успехи, правительство ЦАР так и не смогло полностью взять под контроль территорию страны.

— Впрочем, фактором, который может сыграть положительную роль в Нигере, служит параллельное развитие сотрудничества между Россией и двумя другими сахельскими странами, страдающими от ДНИМ и ISSP, — Мали и Буркина-Фасо. Но в любом случае Москве необходимо способствовать проведению в Нигере национального диалога, а при необходимости и конституционной реформы, поскольку лишь силой оружия конфликт в Нигере, как и в соседних с ним дружественных нам Мали и Буркина-Фасо, разрешить невозможно, — подытожил эксперт.

Новая власть

26 июля прошлого года группа военных объявила о смещении президента Нигера Мохамеда Базума, закрытии государственных границ и формировании Национального совета по защите Отечества. Его возглавил командующий президентской гвардией генерал Абдурахман Чиани. Последний оправдал военный переворот тем, что власти были не способны повлиять на ухудшившуюся ситуацию в сфере безопасности и предпочитали замалчивать истинное положение вещей.

Абдурахман Чиани
Фото: Getty Images/Anadolu Agency/Balima Boureima

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), имеющее собственные Вооруженные силы, угрожало Чиани военным вторжением, но в итоге ограничилось экономическими санкциями. Вместе с тем Мали и Буркина-Фасо, где до этого также к власти пришли военные, встали на сторону Нигера и заявили, что будут рассматривать нападение на страну как атаку на них самих. Впоследствии в сентябре три страны заключили коллективный договор о безопасности.

Параллельно в начале августа Национальный совет по защите Отечества расторгнул с Парижем договор о военном сотрудничестве, что сделало проблематичным нахождение в стране французского контингента в размере 1,5 тыс. военных. В итоге к середине декабря он полностью покинул Нигер. Исходя из соображений безопасности, французская дипломатическая миссия также заявила о приостановке своей деятельности в стране «до новых распоряжений». По мнению новых властей, за более чем девять лет своего пребывания в стране французские военные не смогли помочь Нигеру победить террористов. Напротив, за это время их количество многократно возросло, подчеркнул в октябре Чиани.

В марте 2024 года стало также известно о разрыве властями Нигера военного соглашения с США, что также повлекло за собой решение Пентагона о выводе 650 военных с территории страны. По договоренности двух сторон американский контингент должен покинуть Нигер не позднее середины сентября этого года.

Читайте также
Прямой эфир