Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России освободили Спорное и Новоалександровку в ДНР
Мир
В АдГ заявили о способности партии привести Германию в порядок
Мир
Израиль продлил сотрудничество с палестинскими банками
Мир
Орбан представил новый альянс правых партий в Европарламенте
Общество
МЧС предупредило о грозе с дождем и градом в Москве
Мир
МИД КНДР обвинил США в создании «азиатской версии НАТО»
Общество
Роскомнадзор заблокировал книжный сайт BAbook
Происшествия
Вертолет авиакомпании «Ангара» совершил жесткую посадку в Иркутской области
Общество
Красноярская транспортная прокуратура проверит авиакомпанию Azur Air
Мир
ВМС Великобритании заявили о «подозрительном сближении» с судном у берегов Йемена
Общество
Синоптики пообещали москвичам до +30 градусов жары и грозы 30 июня
Мир
Лидер «желтых жилетов» заявил о попытке Макрона замаскировать беспрецедентный провал
Общество
Прогулка Канье Уэста по Москве попала на видео
Мир
На Украине сообщили об отсутствии электроснабжения в пяти областях страны
Общество
В ДНР нашли изданную на деньги США экстремистскую литературу
Культура
Продюсер Рудковская сообщила о приезде американского рэпера Канье Уэста в Москву
Общество
ФНС решила через суд изъять автомобили и апартаменты блогера Гасанова
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минкульт продолжает сталкиваться с новыми вызовами не только в области международного взаимодействия, но и в попытке найти баланс между развитием крупных центров и небольших населенных пунктов, уникальными специалистами старшего поколения и молодыми сотрудниками. О том, как государство поддерживает региональные инициативы, кто может получить помощь и почему горизонтальные связи оказались сильнее вертикальных, рассказывает министр культуры РФ Ольга Любимова.

«Мы к ним — они к нам»

— Тяжело первый срок дался на должности министра культуры?

— Не буду лукавить и говорить, что очень легко. Нет, это колоссальная ответственность. Если вы вспомните первые полтора месяца, вновь и не вновь назначенные члены правительства, каждый со своей сферой, столкнулись с коронавирусной инфекцией, с необходимостью поддерживать экономику нашей отрасли, лечить, стараться помогать, уговаривать самоизолироваться, вводить масочные режимы, потом шахматную рассадку — всё это требовало достаточно серьезной и слаженной командной работы, при этом не отпуская стройки, полностью меняя гастрольную деятельность, думая о том, как оставшиеся средства от тех проектов, которые мы не могли реализовать, правильно инвестировать в то, что мы можем сделать. Это была отдельная огромная работа. Плюс ко всему, два года военной операции, которая очень много вызовов поставила перед отраслью.

Не было ощущения, что в какой-то момент ваша профессиональная сфера резко сжимается из-за этих внешних условий? И не понятно, за что в таком случае хвататься?

— Меня совершенно поражали отчаянные героические поступки, они вдохновляли на работу нас, госслужащих, и удивительных деятелей искусства. Если часто информационным поводом для журналистов был какой-то негатив, дурацкие интервью людей, покинувших страну, то с нашей стороны было очень важно, чтобы СМИ транслировали мнение людей, которые бились и сохраняли свои культурные пространства, лишенные постоянных зрителей. Которые бились за возможность, если говорить о коронавирусной инфекции, за то, чтобы просто накормить своих артистов, хотя порой они — вспоминая Росгосцирк — лишенные зрителей, имели страшные выпадающие доходы.

росгорцирк
Фото: РИА Новости/Александр Сухов

Кроме того, мы помним начало специальной военной операции и эти негативные высказывания, которые давали с другой стороны. Я становилась свидетелем тысячи заявок, когда люди сразу хотели поехать и поддержать. В первые же недели мы забрали уникальных наших коллег из Донбасса, они проехали по всем нашим регионам. Их встречали полными аншлагами, отогревали и старались поддержать, понимая, как давно у них не было таких больших гастролей, как давно у них не было такой зрительской любви и тепла.

При этом понятно было, что там, где нам разрешали трудиться наши коллеги-военные, мы очень тесно работали с Министерством обороны, чтобы не мешать, а с другой стороны, и поддержать бойцов, встретиться с новыми и старыми зрителями, потому что о наших артистах никто не забывал. Там любят наше кино, знают наши театры, ждут и просят отдельные спектакли с любимыми артистами, просят приехать коллеги из Луганска, из Донецка. Что невероятно и действительно важно — это человеческое тепло и обмен фантастический совершенно.

— Там еще же были разговоры про элитарность?

— В этот момент все собрали всё, что есть. Мы сделали акцию «Открытый занавес» и хотели поделиться, передавали музыкальные инструменты, излишки. Представляете, как мы все консолидировались и повзрослели на фоне общих внешних вызовов? Всё, что прозвучало по отмене культуры, при этом позволяло крепко держать наши отношения с русскими театрами за рубежом, которые тоже бросились нас поддерживать с гастролями. Мы к ним — они к нам. Мы видим, и IX Санкт-Петербургский Международный культурный форум объединенных культур показал, что горизонтальные связи сохраняются.

— И они оказались сильнее, чем вертикальные.

— Да, 70 стран приехали, приехали коллеги из недружественных стран на наш конкурс Чайковского, на наш конкурс балета имени Григоровича. Приезжали ребята из самых разных государств, потому что век артиста балета — 33 года, после ты пенсионер. А это возможность для певца или музыканта показать себя и выступить на сцене Большого театра, на сцене Мариинского театра или Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Люди просто приезжали из Франции, из Италии и говорили: «Нам важнее Петр Ильич Чайковский, Валерий Абисалович Гергиев, Денис Леонидович Мацуев и возможность выступить на сцене, на площадке в консерватории».

Елена Свинко (II премия, женщины, дуэт) и Марчелло Пелиццони (диплом, мужчины, дуэт) выступают на гала-концерте лауреатов XIV Международного конкурса артистов балета в честь 95-летия Юрия Григоровича

Елена Свинко (II премия, женщины, дуэт) и Марчелло Пелиццони (диплом, мужчины, дуэт) выступают на гала-концерте лауреатов XIV Международного конкурса артистов балета в честь 95-летия Юрия Григоровича

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Выступали композиторы и выдающиеся мастера, чтобы выиграть в конкурсе, победителем которого был Ван Клайберн, или Ван Клиберн, как называли в Советском Союзе. Нам важно это, понимаете? Когда вместе с Ван Клиберном, который победил у нас, был победивший в первый год (проведения Международного конкурса имени Чайковского. — «Известия») фантастический пианист Лю Шикунь, который в возрасте 86 лет приехал с детьми в Россию, чтобы быть председателем жюри. У меня мурашки побежали по коже от того, что я сейчас рассказываю.

«Заряжают поездки в регионы»

— Часто вообще идут на этой должности мурашки по коже?

— По разным поводам часто. Иногда из-за проблем, иногда из-за сложных ситуаций — я имею в виду именно от поступков людей. Порой расстраиваешься, какие-то люди разочаровывают. Но безумно заряжают поездки в регионы, когда ты встречаешься с людьми, которые тебе прямо в лесу говорят: «Ольга Борисовна, да нам всё равно, дадите ли вы нам денег! Конечно, мы хотим там и там ремонт, но мы всё равно всё будем делать — это наше место, мы здесь за него душой болеем. Посмотрите, какие у нас кружки, сколько у нас молодежи, наши детские школы искусств, потрясающие училища, если говорить об образовании». Я сейчас всё чаще вижу молодых педагогов. Это может быть музыкант, который где-то наступил на хвостик своей карьере, но с ним поделились такими теплом и знаниями, что он считает себя обязанным родной консерватории отдать долг и остаться там преподавать, вырастить такие же таланты, сохранить эту традицию фантастическую совершенно. Я сейчас говорю, а у меня опять мурашки. Думаешь: надо срочно найти средства, правильно перераспределить, чтобы сделать ремонт, чтобы общежитие было хорошее, чтобы средняя зарплата у педагога была достойная.

— Здесь мы выходим на следующий ваш срок на этой должности. Одна из ключевых задач, обозначенных в новых национальных проектах, — это создать условия для равномерного развития всех регионов. Неизбежные составляющие — не только зарплата и достойные условия работы, но и некое общее культурное пространство. Много ли возникает проблем с выравниваем, чтобы людям не приходилось ехать к черту на куличики, чтобы что-то увидеть или услышать?

Это один из самых важных и непростых проектов, которые у нас существуют. Вы знаете, что по поручению президента строятся уникальные четыре кластера, для открытия которых этой логикой и руководствовались. В четырех регионах нашей страны — Калининграде, Владивостоке, Севастополе, Кемерово — создаются филиалы выдающихся учебных заведений от нашей Центральной музыкальной школы и Московского хореографического училища.

Здание

филиал Мариинского театра во Владивостоке

Фото: Commons.wikipedia.com

Если говорить про самых маленьких, здесь есть наши выдающиеся филиалы творческих вузов РГСИ. В Питере такая история очень активно работает, когда есть возможность поступить и учиться у себя дома, и параллельно у тебя на глазах строится фантастической красоты пространство. То есть ты знаешь, что, если ты учишься в Московском хореографическом училище во Владивостоке, а у тебя на глазах медленно растет еще один филиал Мариинского театра, то тебе не нужно будет потом посылать свои видеовизитки — родился там, где сгодился.

— Но я имею в виду не только такие центры, мы говорим и про маленькие города.

Если говорить про действующую, совершенно уникальную инфраструктуру, которая нам досталось от Советского Союза, — это бесконечные ремонты, модернизация и переосмысление. Представьте себе, четыре года назад все столкнулись с тем, что у нас в стране серьезный кризис библиотечный намечается. Есть уникальные восемь федеральных библиотек: Российская национальная библиотека, наша Ленинская Российская государственная библиотека, детская, «Иностранка»... Что делать там со всеми аспирантами, толпами людей, уникальными фолиантами, понятно. А что делать, когда в стране 42 тыс. библиотек муниципалитетов? Если взять земной шар, то каждая десятая библиотека будет российская. Представьте объем.

— В Москве они превращаются в центры притяжения.

Благодаря национальному проекту «Культура». И идея, которую предложило библиотечное сообщество, нас невероятно вдохновила: сделать это пространство неким библиотеко-интернет-кафе, местом силы и домом культуры в сочетании. Местом проведения творческих вечеров, встреч с писателями, куда приходят артисты.

Мы с вами встречаемся в день 225-летнего юбилея Александра Сергеевича Пушкина. Именно в этот день в таких новых модельных библиотеках, где стоят компьютеры, подключенные к интернету, можно спокойно к докладу подготовиться, домашнюю работу сделать, когда у тебя у бабушки громко работает телевизор, нет своей комнаты. Можно прийти в библиотеку просто позаниматься или посидеть в уютных пространствах на пуфиках, под торшером, выбрать и почитать книжку, обсудить с сотрудниками библиотек. И встретиться с известным артистом. И эти тысячи мероприятий в память Александра Сергеевича проходят сейчас в библиотеках, как раз когда мы с вами сидим и общаемся.

памятник
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

«Очень нужны молодые ребята»

— Есть еще один вопрос — профессиональные сотрудники учреждений культуры. История с «Земским работником культуры» запустилась?

— Да, история с земскими работниками культуры для нас очень важна. Мы ее прорабатывали долго, и для нас невероятной радостью было известие, которое прозвучало из уст президента в рамках обращения к Федеральному собранию, о старте этой программы. Всё уже было подготовлено. Сейчас мы проработали заранее, поскольку у нас есть «Земский доктор», у нас есть «Земский учитель», и наши коллеги из региональных учреждений культуры говорили: «Как же так, а чем мы хуже учителя или врача? На нас такая ответственность, помогите нам, пожалуйста».

Благодаря программе «Земский работник культуры», если ты переезжаешь в муниципалитет, у тебя есть возможность получить миллион рублей от государства, при этом даже самостоятельно определить, на что. Например, если ты из города внутри большого региона переезжаешь в деревню, в село, ты можешь деньги потратить на транспорт, там расстояния позволяют при этом оставаться жить на прежнем месте, не переезжать.

Хор
Фото: РИА Новости/Данил Айкин

Не менять места жительства, но…

— Да, но при этом, если ты собираешься переехать в Дальневосточном федеральном округе, это 11 наших регионов, или в наши четыре новых региона, то ты получаешь 2 млн рублей. Есть инициативные регионы, например, Башкортостан, который сказал: «Мы тоже дадим еще 1 млн, потому что для нас это очень важная программа». Мы посчитали, сейчас есть нехватка работников культуры в муниципалитетах, в населенных пунктах с небольшой численностью, и мы понимаем, что нам нужно 40 млрд рублей выделить на эту программу. За время ее работы в ближайшие годы это позволит на 100% закрыть такую потребность на Дальнем Востоке и в новых регионах, и до 60% помочь ее решить. Если она будет удачной, всегда можно просить ее продолжить.

Потому что есть резон, есть эффект. Мы видим, когда обновляется инфраструктура в рамках национального проекта, появляются новые ДК, сразу моложе становятся сотрудники, потому что новые кружки, возможности работы привлекают сотрудников. Моложе становятся наши чудесные библиотекари. И это не какой-то, как принято говорить «эйджизм», потому что, с одной стороны, невероятно важно сохранить наших уникальных специалистов и старшее поколение, а с другой, мы понимаем, что нам очень нужны молодые ребята.

Прямой эфир