Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Эксперт указал на интерес США к удобрениям РФ вопреки политическим разногласиям
Мир
WSJ сообщила о работающих в шахтах Украины женщинах из-за нехватки мужчин
Армия
ВС РФ продвинулись в глубину обороны противника в Харьковской области
Мир
Китай ввел санкции против 12 компаний и топ-менеджеров ВПК США
Армия
ВС России освободили Клещеевку в ДНР
Туризм
Посольство Франции в РФ подтвердило подорожание шенгенских виз
Политика
В Кремле напомнили предложения РФ о запретах размещения в космосе оружия
Здоровье
Врач рассказала о продуктах для профилактики инсульта
Происшествия
Пасечник заявил об обстреле Лисичанска в ЛНР ракетами HIMARS
Общество
Россия при посредничестве Катара передала Украине шесть детей
Мир
В США признали способность ЗРК С-500 уничтожить самое сложное оружие Запада
Мир
СМИ узнали о плане Сената Франции рассмотреть законопроект об иноагентах
Общество
Метеоролог предупредила москвичей о рекордном давлении 24 мая
Общество
Путин присвоил звание «Мать-героиня» четырем россиянкам
Интернет и технологии
В Минцифры рассказали о работе с производителями по госуслугам через умные колонки
Мир
Десятки пропалестинских демонстрантов заняли здание университета в Нидерландах
Мир
Швейцария развернет свои ВВС во время июньской конференции по Украине
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские производители теперь могут полностью удовлетворить спрос на музыкальные инструменты внутри страны, сообщили «Известиям» в Минкультуры и подтвердили представители индустрии. Ведомство планирует за 2023 год потратить 750 млн рублей на закупки в этой сфере для школ и колледжей. Растет спрос на отечественные инструменты и со стороны обычных покупателей. Дистрибуторы отмечают: количество единиц, выпущенных в нашей стране, увеличилось за 2022 год на 20—25%, в 2023-м тенденция сохраняется. Но и проблем пока хватает. «Известия» разбирались в существующих «настройках».

Наше — в школы

Вплоть до конца прошлого десятилетия подавляющее большинство музыкальных инструментов и в учебных заведениях, и в оркестрах были зарубежного производства, за исключением выпущенных еще в советское время и оставшихся в основном в региональных школах искусств. Ситуация начала постепенно меняться после запуска в 2019 году федерального проекта «Культурная среда», в рамках которого проводилось обновление материально-технической базы ДШИ, училищ и колледжей.

Как сообщили «Известиям» в Министерстве культуры, с 2019 года по этой программе было закуплено свыше 50 тыс. музыкальных инструментов и комплектующих (пианино и рояли, струнные, народные, духовые и ударные инструменты) для 1486 образовательных организаций. Причем количество российских товаров составило свыше 65%.

Производство клавишных музыкальных инструментов «АМЕДЕУС»

Производство клавишных музыкальных инструментов «АМЕДЕУС»

Фото: МЕДИУС

«Преимущество приобретения образовательными организациями отечественных музыкальных инструментов и оборудования закреплено Правилами предоставления субсидии в рамках национального проекта «Культура», — пояснили в ведомстве.

Параллельно (с 2017-го по 2021 год) Минкультуры совместно с Минпромторгом реализовывалась программа гарантированного государственного заказа у российских производителей. Здесь статистика следующая: куплено 4 270 пианино, 4 158 духовых музыкальных инструментов и 2 537 ударных.

Однако полностью перейти на отечественного производителя не удавалось. Во-первых, в нашей стране выпускались не все виды инструментов. Литавры, например, у нас не делают до сих пор (нерентабельно). Во-вторых, филармонии и оркестры как правило закупают экземпляры с учетом предпочтений конкретных исполнителей, а они привыкли к зарубежному. И, в-третьих, госзаказ предполагает такие сроки заключения контрактов и их выполнения, которые не позволяют равномерно загрузить фабрики.

Производство струнно-смычковых музыкальных инструментов

Производство струнно-смычковых музыкальных инструментов

Фото: Goronok String Instruments

Все школы искусств начинают покупать инструменты примерно в одно время, и всем нужны сроки поставки пораньше. Получается, что в январе, например, еще никто ничего не заказывает, а во второй половине года начинается ажиотаж. Плюс ко всему, многие еще просят ничего не отгружать в декабре. Если бы был оптимизированный план и предзаказы, производство можно было бы спланировать, — объяснил «Известиям» директор Ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования Максим Гузинин.

Материальный вопрос

Первая проблема постепенно решается. Так, например, в конце этого года в России появится первый отечественный большой концертный рояль. Его планирует выпустить фабрика «Аккорд», один из крупнейших в стране производителей фортепиано, который прежде фокусировался на пианино и кабинетных роялях. Кроме того, недавно у нас начали делать маримбы (ударный инструмент, родственник ксилофона). А некоторые инструменты переводятся на отечественные материалы.

Мы стали выпускать фаготы полностью из российских материалов. Первые экземпляры произвели еще два года назад, а сейчас происходит отладка серийности. Потому что сделать пять-десять инструментов — это одно дело, а партию из 100 штук — совсем другое. Кроме того, мы практически в полный цикл запустили выпуск тромбонов из отечественных материалов, — рассказал «Известиям» Владислав Гончаров, основатель «Ателье Гончарова».

Производство духовых музыкальных инструментов

Производство духовых музыкальных инструментов

Фото: Ателье Гончарова

Но остальные препятствия остаются. Причем, как отмечают производители, концертные организации сейчас могут закупать инструменты в любых объемах без тендеров. Соответственно, практически весь госзаказ в этом направлении идет мимо российских производителей.

Зарубежные инструменты нашего уровня стоят 6—7 млн рублей. Мы же делаем за 3 млн. Но все равно это тяжело идет: многие считают, что зарубежное лучше. Менталитет изменить сложно, — сетует Владислав Гончаров. И признает: — Та же любовь к иностранному, мешающая производителям внутри страны, помогает распространять продукцию за границей. Так, в этом году «Ателье Гончарова» продало в Китае 60 гобоев — больше, чем потребляет за год вся Россия, включая госзаказы.

Производство педальных и леверсных арф

Производство педальных и леверсных арф

Фото: Resonance Harps

Но производителям выгоднее продавать внутри страны, так как при экспорте приходится учитывать проценты дистрибуторов, транспортировку и так далее. У нас же даже школы искусств зачастую «по инерции» предпочитают иностранную продукцию. И квотирование, которое пыталось ввести государство, пока не особо работает, уверены собеседники «Известий». Да, Минкультуры рекомендует обратить внимание на российские инструменты. Но не требует этого. В итоге порядка 70% музыкальных инструментов, поставленных в 2022 году, закуплены у единственного поставщика, без тендера, указывает Максим Гузинин.

Китайское импортозамещение

С точки зрения свободного рынка сильная сторона российских инструментов — соотношение цена/качество. Профессионалы все равно в большинстве своем отдают предпочтение европейским, американским и японским брендам, однако они очень дорогие, а с ростом курса валют их стоимость стала совсем неподъемной. В свою очередь, в массовом сегменте доминирует китайская продукция. Козырь фабрик из Поднебесной — производство огромными партиями (для этого достаточно даже внутреннего спроса), благодаря чему цену удается держать низкой. Но их еще надо привезти. И тут проявляются конкурентные преимущества отечественной продукции: при сопоставимой цене они обеспечивают более высокое качество.

Производство педальных и леверсных арф

Производство педальных и леверсных арф

Фото: Resonance Harps

У нас ощущение, что после начала СВО и введения санкций производство инструментов и аксессуаров в России очень сильно пошло вверх. Их продажи у нашей компании растут год от года процентов на 20—25. В этом году вырастет еще. Планку 2022-го мы уже преодолели, — поделился с «Известиями» соучредитель одного из крупнейших оптовых дилеров «Лютнер» Сергей Антонов.

При этом эксперт отмечает, что от общих продаж это пока все равно чуть больше 10%. Западная и японская продукция постепенно вытесняется, но в основном не российскими, а китайскими инструментами. Чтобы быть успешнее в конкурентной борьбе, надо наращивать производство. А тут поджидает и сложность с налогообложением.

Производство клавишных музыкальных инструментов «Николай Рубинштейн»

Производство клавишных музыкальных инструментов «Николай Рубинштейн»

Фото: Аккорд

Порядка 90% компаний, производящих музыкальные инструменты, работают по упрощенной системе налогообложения (без НДС). Но для нее есть ограничения по оборотам. Мы в этом году подойдем к этому ограничению вплотную. В следующем году будет стагнация, если не принять какие-то меры, — сетует Сергей Антонов.

Остается надежда на то, что государство будет активнее поддерживать производителей, солидарны представители индустрии. Помимо решения налоговых сложностей нужны дешевые долгосрочные кредиты, система предзаказов для учебных заведений и более жесткое квотирование. Да, нельзя заставить состоявшихся музыкантов, и тем более звездных исполнителей, пересесть на отечественную продукцию (хотя уже есть примеры добровольного перехода), репутация инструментов в консервативной профессиональной среде складывается десятилетиями, если не веками. Но ученики школ искусств, например, вполне могут тренироваться на российской продукции. И тогда вся игра пойдет уже по другим правилам.

Прямой эфир