Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин встретился с Мишустиным перед рассмотрением его кандидатуры в ГД на пост премьера
Политика
Госдума 10 мая рассмотрит проект об утверждении Мишустина премьером
Мир
В ФРГ заявили о работе над экстрадицией подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
В КНР выступили против ограничений США в отношении китайских компаний
Мир
ВМС Британии сообщили о нападении на судно у берегов Йемена
Мир
Суд в ФРГ решит вопрос об экстрадиции подозреваемого в убийстве россиянок в Турции
Мир
Нарышкин счел невозможным прием Украины в НАТО в ускоренном формате
Экономика
Правительство выделило Курганской области 4 млрд рублей на восстановление после паводка
Мир
Антонов заявил о готовности вести диалог по стратстабильности с Западом на равных
Общество
Глава СК поручил возбудить дело об осквернении памятника ВОВ в Финляндии
Мир
У берегов Тайваня произошло землетрясение магнитудой 5,8
Мир
SCMP указала на жесткий сигнал России в адрес Японии из-за Украины
Мир
Президент Финляндии назвал поле боя единственным путем к миру на Украине
Мир
В Грузии задержали несколько человек на стихийной акции протеста
Мир
В Британии назвали изъятие российских активов демонстрацией неразумности Запада
Мир
Axios назвал предстоящий доклад Блинкена о действиях Израиля в Газе «критическим»
Политика
Совфед выдвинул кандидатуры на должность главы Счетной палаты
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Доля музыкальных инструментов из Азии на российском рынке за прошедший год выросла на 20% — теперь это почти 80% от общего ассортимента. Изделия из РФ составляют примерно 2%, рассказали «Известиям» в профильных магазинах. Из отечественного массово закупают только аксессуары вроде чехлов или ремней для гитар. О том, как в новых условиях живут музыкальные магазины, почему наши производители не могут занять нишу, так ли плохи российские инструменты на самом деле и как государство может помочь изготовителям выжить — в материале «Известий».

Малыш-гитарист

За последний год поставщики музыкальных инструментов на российский рынок изменились — сегодня в магазинах стало больше азиатской продукции из Китая, Тайваня, Индии, Индонезии и Кореи. Если год назад азиатские бренды занимали около 60% ассортимента, то сейчас речь уже о 70–80%, рассказал «Известиям» основатель сети музыкальных магазинов skifmusic.ru Борис Колесников.

Из КНР к нам, например, пришли бренды Tyma, Sqoe, Covenant. Это альтернатива средним по цене и премиальным гитарам. Азия занимает 2/3 каталога. Среди духовых в бюджетном сегменте очень много инструментов китайского происхождения, — поделился собеседник газеты.

Владелец сети подмосковных магазинов «Четыре четверти» Дмитрий Лукьянов вторит коллеге: китайский ассортимент составляет около 55%, и порядка 60% продаж приходится на товары из КНР. Технический директор дистрибьютора музыкальных инструментов «Лютнер» Андрей Дубовой поделился более детальной статистикой: в основном, изделия едут из Китая (56%), но закупки ведутся также из Индонезии (11%), России (10%), США (7%), Германии (5%) и суммарно из остальных стран (11%).

Магазин музыкальных инструментов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Несмотря на то, что с российского рынка официально ушли практически все крупные мировые музыкальные бренды — Fender, Gibson, Yamaha, Roland, — это не мешает дистрибьюторам завозить товары этих брендов по параллельному импорту, сказал Дубовой. Если же это невозможно, то отечественные дистрибьюторы используют «фирмы-прокладки» в ближайшем зарубежье либо в том же Китае. Там и так сосредоточено до 80% всего мирового производства музыкальных инструментов, в том числе и топовых брендов, объясняет глава магазинов «ГлавМузыка» и «Гранд-Мистерия» Игорь Губин.

Говоря об изменениях ценовой политики, владельцы магазинов ссылаются на курс доллара, при этом отмечают общую тенденцию: рост цен примерно на 50%, а также покупательская активность зафиксированы в марте 2022 года. Это отмечают и опрошенные «Известиями» онлайн-магазины и офлайн-салоны. Летом цены стабилизировались, хотя где-то они всё равно остаются повышенными. Например, стоимость европейских инструментов увеличилась на 10–25% из-за роста курса валюты и логистических проблем, сообщили в компании «Лютнер» и сети магазинов «Четыре четверти».

Как работать в таких условиях — другой вопрос, и все подходят к его решению по-своему. Дмитрий Лукьянов рассказал, что осознанно пошел на снижение цен на 15%, чтобы через три–пять лет не закрыться, а просто выжить, пусть и с уменьшением общей прибыли. Борис Колесников отметил, что цены привязаны к курсу валюты, поскольку 99% инструментов на российском рынке — импортные. Игорь Губин наблюдает в своих магазинах другую картину: по его словам, изменение цен получилось взаимоисключающим — на некоторые изделия прайс вырос на 5–7%, а на другие наоборот, снизился в том же соотношении.

Молодой человек выбирает гитару в музыкальном магазине
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— Могу точно сказать, что наш эксклюзивный бренд Zoom (марка гитар, студийного и DJ-оборудования. — «Известия») с начала года подешевел на 2–3%, и то не весь, а только некоторые позиции. И колебание происходит не по категориям товаров, а именно по производителю, — уточнил Игорь Губин.

В московском магазине «Аккорд» «Известиям» ответили, что «изменилось всё: и цены, и логистика, и поставщики», но делиться конкретными данными отказались. Салон музыкальных инструментов «C. Bechstein» отметил, что ряд зарубежных брендов перестал сотрудничать с торговой точкой и был заменен азиатскими и российскими марками. Комментировать процентное соотношение или называть конкретные бренды администрация салона также отказалась.

Самый русский инструмент

От общего объема товаров skifmusic.ru российские производители занимают около 2%, рассказал Борис Колесников, отметив, что большой популярности национальных брендов музыкальных изделий в магазине не наблюдают. Отечественные инструменты в ассортименте «Лютнера» составляют всего 10% от общего каталога. В магазинах «Четыре Четверти» нашей продукции около 30%. Тем не менее, это в основном аксессуары: чехлы, ремни для гитар. Дмитрий Лукьянов подтвердил «Известиям», что для пошива используется импортная ткань.

До 80% всех инструментов производится в Китае, а российские бренды в общей массе присутствуют «на уровне статистической погрешности», рассказал Игорь Губин.

В оптово-розничных магазинов расходятся в вопросе, почему в новых условиях освобожденную нишу занимает Азия, а не РФ.

Грифы гитар в магазине музыкальных инструментов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Игорь Губин считает, что цена российских инструментов не соответствует качеству, да и отечественными их назвать сложно, поскольку запчасти остаются импортными. Дмитрий Лукьянов поддержал коллегу, отметив, что «китайскую гитару можно купить дешевле, чем российскую», а вот в компании «Лютнер» возражают: дело не в качестве, а в ассортименте.

Азиатские инструменты более востребованы, так как представлены в значительно большем объеме на рынке. Российский производитель пока не может удовлетворить спрос. По нашей статистике — объему отзывов от реальных покупателей — мнение о низком качестве гитар «Амистар» ничем не подтверждено. Те, кто реально приобрел отечественный инструмент, вполне им довольны. Возможно, наши не выглядят так идеально, как китайские, могут иметь нюансы в отделке, но в музыкальных инструментах в основном полагаются на звучание, и тут наши вполне могут конкурировать с китайскими в одной ценовой категории, — поделился Андрей Дубовой.

В свою очередь в компании «Амистар» рассказали «Известиям», что их гитары производятся на территории РФ. Действительно, в производстве используются китайские струны и белорусские лады, но остальные внутренности — российские. Еще в 2000-х всё производство, которое снабжало нас комплектующими, закрылось, и сейчас производитель закупает китайские запчасти «не потому, что хочет, а потому что в РФ нет комплектующих для гитар».

Предприятие по производству музыкальных инструментов
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

— Даже если кто-то держит маленькое производство, оно стоит баснословных денег, а это закладывается в итоговую стоимость гитары, — сказали в «Амистар».

Руководитель отдела продаж «Тульской гармони» Юрий Романов подчеркнул, что гармони и баяны фабрика производит полным циклом в нашей стране. Сырье закупается здесь, тут же собирается и настраивается каждый инструмент, но облицовка корпусов и голосовая сталь приобретаются в Китае и Швеции. Что касается фортепиано, все российские производители занимаются крупно-узловой сборкой, для этого каждая фабрика нашла себе поставщика, и комплектующие закупаются не только в Китае, но и в Германии.

«Известия» выяснили, что есть отечественные бренды, которые работают со своими, а не с китайскими запчастями. Из современных — RDF by Chuzhbinov Drums, который производит барабаны и аксессуары для ударных инструментов полностью на отечественном сырье и на территории страны. А старейшая фабрика баянов и аккордеонов «Юпитер», хотя и перевела производство в Северную Корею еще в 2000-х, утверждает, что технологии, модельный ряд, сырье и материалы остаются российскими.

Производство музыкальных инструментов
Фото: ТАСС/Юрий Машков

На территории РФ нами производятся большие концертные баяны и новые перспективные разработки всех остальных моделей инструментов. Оборудование в производственном понимании нам не нужно, так как есть достаточный запас своего — экспонаты станков со времен 1930-х годов, перешедшие в СССР по репарациям из Германии. Более сложные и современные аппараты есть в достаточном количестве в нашем городе у других предприятий, — рассказал «Известиям» гендиректор фабрики Евгений Гусаров.

Третьей причиной, которая влияет на низкую популярность российских инструментов, эксперты называют фактор репутации брендов.

Если фанат гитар Gibson не может купить его в РФ, вы ни под каким предлогом не продадите ему Fender, ESP или Ibanez. Он приобретет его на вторичном рынке, съездит за ним в США или купит из-за рубежа через знакомых, — объяснил «Известиям» Игорь Губин.

А кто покупает?

Основная покупательская аудитория музыкальных инструментов — школы, колледжи и консерватории. Кроме того, изделия оптом приобретают магазины для торговли онлайн и на маркетплейсах.

Частными покупателями становятся и творческие коллективы. Так, Юрий Романов из «Тульской гармони» отмечает, что за баянами «Мир» на фабрику возвращаются Ансамбль песни и пляски им. Александрова и хор имени Пятницкого, а за гармонями — ансамбль «Березка». На баянах «Юпитер» играют лауреаты международных конкурсов Анхель Луис Кастаньо, Уве Штегер, Макс Бонней, Фридрих Липс, Александр Гатауллин, Мика Вяюрюнен, Йовица Джорджевич.

Судьба отечественных производителей музыкальных инструментов находится в руках государства и зависит исключительно от регулярности и масштабов госзаказа.

Урок игры на баяне в музыкальной гимназии
Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Оснащением образовательных учреждений за счет госбюджета ведомство занимается в рамках федерального проекта «Культурная среда» нацпроекта «Культура»: с 2019 года было куплено инструментов для 1123 детских школ искусств и 103 колледжей в 83 субъектах, рассказали «Известиям» в пресс-службе Минкультуры.

Только в прошлом году на закупку музыкальных инструментов было выделено 932 млн рублей — на сегодняшний день за эти деньги уже оснастили 310 образовательные организации по всей стране, включая детские школы искусств и колледжи. За отбор учреждений, нуждающихся в субсидиях, ответственны субъекты, а задача составить список и провести закупки лежит на плечах образовательных организаций или их учредителей.

В 2022-м в детские школы искусств и училища поставлено свыше 6 тыс. музыкальных инструментов и комплектующих к ним. Организации получили пианино, рояли, струнные, народные, духовые, ударные, — отметили в пресс-службе Минкультуры.

Также ведомство поделилось с «Известиями» планами на этот год: в I квартале в школы и колледжи уже поставлено свыше 180 музыкальных инструментов и комплектующих к ним — фортепиано, баяны, аккордеоны, трубы, саксофоны, гитары, балалайки, ксилофон. Всего в 2023-м запланировано оснащение 316 образовательных учреждений, включая 306 детских школ искусств и 10 колледжей в 42 субъектах Центрального, Северо-Западного, Уральского и Дальневосточного федеральных округов.

Прямой эфир