Очередной санкционный пакет ЕС будет представлять собой один из так называемых пакетов-филлеров, выполняющих в большей степени сигнально-политическую функцию. Он ставит целью поддерживать иллюзию сплоченности коллективной Европы к годовщине начала СВО и ощущение эскалации санкционного давления на Россию.
Основной акцент будет сделан на усилении контроля за соблюдением предыдущих санкционных режимов, ужесточение ответственности за обход ограничений и дальнейшее фактическое закрепление практики правоприменения вторичных мер в отношении компаний из третьих стран, сохраняющих контрагентские связи с Россией. Центральным элементом может стать расширение списка следующих лиц и компаний:
- «содействующих обходу санкций» (включая как европейские компании, так и компании из третьих стран, через которые в Россию идут основные потоки параллельного импорта);
- ведущих «пропагандистскую деятельность» в поддержку СВО (представители общественных организаций, журналисты, представители экспертного сообщества);
- способствующих укреплению научного и инновационного потенциала России (компании IT-сферы и научно-исследовательские организации);
- «извлекающих выгоду из принудительной передачи права собственности или контроля над российскими подразделениями европейских компаний после их ухода с российского рынка».
Последнее основание в качестве нового критерия для включения в санкционные списки ЕС появилось в 12-м пакете, соответственно, 13-й, вполне вероятно, может закрепить первые прецеденты его применения. В зоне особого риска находятся физические лица и организации, включенные в последние месяцы в канадский и/или британский санкционные списки, поскольку несмотря на «национальные особенности» в подходах к их формированию, общая преемственность курса достаточно высока.
Дополнительно усилят проверки в отношении судов для соблюдения потолка цен на российскую нефть, механизмов обмена информацией для пресечения обхода действующих ограничений, а также активизируют расследования в отношении ставок фрахта на перевозки углеводородов и операций в криптовалютах. В целом все в привычном фарватере без существенных структурных сдвигов.
Куда большего внимания заслуживает масштабная правовая работа, которая идет параллельно с согласованием 13-го санкционного пакета и может послужить базисом для оформления последующих комплексов мер. В части европейского нормотворчества можно выделить три основных направления.
Во-первых, поступательно будет идти процесс «синхронизации» уголовного преследования в ЕС за обход ограничений, распространение уголовной ответственности на «существенное нарушение» санкционных режимов, сопровождающееся регламентацией этого понятия (термин уже используется, но находится в «серой» зоне без должных пояснений со стороны регулятора). Совет ЕС уже принял решение о включении нарушения санкций в список уголовных преступлений в рамках Договора о функционировании ЕС, однако подходы к определению фактов и масштабов «нарушений» требуют дополнительной регламентации.
Во-вторых, правовое оформление понятия «общественного интереса», которое в последующем будет служить основанием для конфискации доходов от замороженных российских активов с последующей передачей украинской стороне.
В-третьих, проработка правовых механизмов конфискации, процедуры и критериев определения круга потенциальных получателей компенсаций. На данном этапе речь не идет о конфискации активов российского ЦБ и тем более частных лиц, объектом изъятия становятся именно доходы от замороженных активов. Постоянные представители стран — членов ЕС уже согласовали создание специального счета для перечисления процентов от налогооблагаемых доходов заблокированных средств российского ЦБ.
При этом очевидно, что к практическому обсуждению механизмов непосредственной конфискации активов ЕС не станет переходить до тех пор, пока соответствующее юридическое обоснование не будет проработано на уровне Большой семерки. В вопросах конфискации активов именно США и G7 остаются для ЕС ориентиром, и захватывать пальму первенства Европа не готова, дабы сохранить видимость стабильности правовой среды и не отпугнуть инвесторов из Азии и стран Ближнего Востока.
Одним из наиболее обсуждаемых направлений санкционной эскалации помимо конфискации доходов от российских активов на протяжении многих месяцев остаются так называемые атомные санкции. Тревожным сигналом стало включение в 12-й санкционный пакет двух важнейших предприятий «Росатома» — Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института технической физики им. академика Забабахина (РФЯЦ – ВНИИТФ) и Владимирского производственного объединения «Точмаш». Очевидно, что на текущем этапе согласовать полноценный атомный пакет в рамках 14-го или 15-го (и тем более 13-го) санкционных раундов не удастся ввиду как минимум высокой заинтересованности Франции и Венгрии в сотрудничестве с «Росатомом». Однако это не исключает вероятность «выборочной» имплементации атомного пакета антироссийских санкций на протяжении ближайшего года. Разумеется, с сохранением изъятий для наиболее уязвимых стран.
Автор — эксперт клуба «Валдай», директор, в.н.с. Центра экспертизы санкционной политики
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора