Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Ставка на парные билеты на «Щелкунчик» в Большой театр выросла в пять раз
Мир
Партия АдГ опубликовала резолюцию о мире и суверенитете на русском языке
Спорт
Дисквалификации литовки на ЧМ по фитнесу добился отец спортсмена из России
Мир
Гуцул назвала Санду нелегитимным президентом Молдавии
Мир
Телеканал ABC News выплатит Трампу $15 млн для урегулирования иска о клевете
Мир
Вучич подтвердил договоренность с Фицо о поездке на парад Победы в Москву
Спорт
Россияне стали чемпионами мира по плаванию в смешанной комбинированной эстафете
Происшествия
Красноярец запустил фейерверк в балкон многоэтажки и поджег квартиру
Мир
Президент Южной Кореи пообещал не сдаваться после объявления ему импичмента
Мир
На Мальдивах ввели запрет на вейпинг
Мир
На Майотту обрушился сильнейший за 90 лет тропический циклон
Мир
В Тбилиси перенесли зажжение огней на елке у парламента из-за акций протеста
Мир
Нарышкин заявил о наличии канала связи между РФ и США по обмену заключенными
Общество
Четырехкратная олимпийская чемпионка Сметанина попала в реанимацию после инсульта
Мир
Вучич заявил о неготовности обсуждать потенциальные санкции в отношении Москвы
Мир
Полиция задержала мужчину при попытке перелезть через ограду Белого дома
Армия
На Украине признали использование иностранного оружия сбитым у Херсона летчиком
Мир
Основатель сети магазинов одежды Mango погиб в горах в Испании
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Глава Минцифры Максут Шадаев на цифровом форуме ШОС в Алма-Ате заявил о планах министерства внедрить чат-бот на основе технологии GPT в работу портала «Госуслуги». Нейросетью дополнят функционал цифрового помощника робота Макса. Пользоваться будут российской языковой моделью. Подробности — в материале «Известий».

Когда чат-бот появится на «Госуслугах»

На панельной сессии форума в рамках Digital Almaty 2024 министр Максут Шадаев заявил, что уже в этом году Минцифры планирует начать использовать технологию GPT на «Госуслугах». В презентации говорилось, что с помощью этой языковой модели можно будет получать справочную информацию и заказывать конкретные услуги.

«Государственные услуги будут оказываться онлайн. Это означает, что в момент обращения будет выдаваться результат. При этом мы считаем, что нужно развивать проактивные услуги, которые могут оказываться без обращения, а все консультации должен выполнять GPT, заполняя за человеком необходимые заявления», — сказал он.

Справочно-информационный интернет-портал Госуслуги
Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов

Сейчас на портале «Госуслуги» уже действует цифровой помощник робот Макс, который за время своего существования обработал более 450 млн запросов в режиме диалога. Именно его и усовершенствуют с помощью технологий GPT.

В Минцифры позже сообщили, что при внедрении технологии генерации ответа на «Госуслугах» будет использоваться российская языковая модель. В качестве примера таких моделей названы YandexGPT и GigaChat от «Сбера». Искусственный интеллект будет «отвечать на конкретные вопросы короткими и понятными ответами, сокращая путь пользователя», также он сможет «генерировать ответ из базы знаний «Госуслуг» под конкретный вопрос, ориентируясь на сформулированную жизненную ситуацию».

В 2024 году проект будет запущен в тестовом режиме. Пока в Минцифры не смогли предоставить подробности о проекте.

Какую модель используют

Изначально в СМИ в цитате Максута Шадаева ошибочно появился ChatGPT вместо GPT. Стоит уточнить, что GPT — это семейство языковых моделей, а ChatGPT — конкретная разработка компании OpenAI, основанная на нем. Эксперты заметили, что использование продукта от OpenAI в сервисе «Госуслуги» невозможно. Это же косвенно подтвердил и председатель российского правительства Михаил Мишустин, который, выступая на форуме в Алма-Ате, заметил, что мышление ИИ «зависит от набора данных и отражает специфику страны происхождения».

«В «мозгах» GigaChat и ChatGPT разные картины мира, и при допуске ИИ в решение критически важных отраслей очень важно использовать модели, которые отвечают общечеловеческим, мировым ценностям и, конечно, собственным национальным интересам. Мы это учитываем», — заявил он.

ChatGPT на экране компьютера
Фото: Global Look Press/Frank Rumpenhorst

Главный архитектор систем искусственного интеллекта исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ Роман Душкин согласился с Михаилом Мишустиным в том, что в подобного рода сервисы ни в коем случае нельзя внедрять решения, которые находятся на серверах других стран.

— «Госуслуги» — это критически важная государственная система, привязывать ее к ChatGPT, который находится неизвестно на чьих серверах, ни в коем случае нельзя, — сказал он «Известиям». — Это касается и моделей с открытым исходным кодом, которые называют моделями класса «черный ящик», — мы не знаем, что там внутри, на каких данных она обучалась, не были ли эти данные «отравлены».

Серверная комната
Фото: Global Look Press/Uli Deck

Руководитель QA-отдела IT-компании SimbirSoft Марина Тарасова заметила, что многие крупные IT-компании уже выпустили инструкции, запрещающие загружать в ChatGPT рабочую информацию о своих проектах, так как у этого сервиса недостаточный уровень доверия для критически важных отраслей.

Роман Душкин подчеркнул, что для «Госуслуг» должны использоваться только «гарантированно чистые» модели, которые находятся на отечественных центрах обработки данных.

— У нас такие модели есть — тот же GigaChat, который, как недавно сообщали, по некоторым метрикам уже превзошел ChatGPT-3,5 Turbo, — сказал эксперт. — Не отстают и «Яндекс», и разработчики других моделей.

Робот в отделении Мои Документы
Фото: Global Look Press/Petrov Sergey

Зампред комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Антон Горелкин также подчеркнул, что на российском рынке есть несколько сильных решений, которые не уступают разработке OpenAI, и сейчас Минцифры, вероятно, выбирает между GigаChat и YandexGPT. Сооснователь и генеральный директор финтех-платформы Mandarin Алексей Толстик сообщил, что проект реализует «РТЛабс», дочерняя компания «Ростелекома», которая развивает цифровую экосистему «Госуслуг». «РТЛабс» тестирует модели от «Яндекса» и «Сбера», при этом бюджет проекта и финансовая схема еще не определены.

Директор «Преферентум» (ГК Softline) Дмитрий Романов указывает, что даже при коллаборации с YandexGPT, GigaChat или другими российскими решениями разработчикам нужно будет «затачивать» языковую модель под тематику и специфику вопросов, которые задаются на «Госуслугах». Поэтому, вероятно, в конечном итоге это будет собственная нейросетевая модель, обученная на информации, которая уже собирается при использовании портала.

Что даст чат-бот «Госуслугам»

Член комитета Госдумы по информационной политике, IT и связи Антон Немкин заметил, что Минцифры внедрением искусственного интеллекта в «Госуслуги» «может задать новый тренд социализации ИИ».

— Стратегии нашей страны в отношении ИИ — не «останавливать», а возглавить и занять лидирующие позиции в мире, — сказал депутат «Известиям».

Роман Душкин поясняет, что внедрение чат-бота в «Госуслуги» позволит сделать сервис более клиентоориентированным.

Мобильное приложение справочно-информационного интернет-портала Госуслуги
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Сейчас практически на каждую государственную услугу есть электронный сервис, но ориентироваться во всем этом становится уже крайне сложно, — говорит он. — Сейчас робот Макс по запросу находит и дает ссылку на конкретную госуслугу. Если мы будем использовать большую языковую модель, то нам не понадобятся какие-то кнопки — просто будем писать боту, что сделать, и в диалоговом режиме заполнять поля заявления. Будет здорово, кстати, если появится еще и голосовой ввод.

Главное, замечает Душкин, это не сделать цифрового помощника слишком словообильным, чем грешат некоторые чат-боты.

Технический директор PIX Robotics Кирилл Серов поясняет, что сейчас цифровой ассистент на «Госуслугах» работает по принципу поиска в браузере, перенаправляя пользователя на нужную страницу сервиса. Интеллектуальный чат-бот сможет давать более конкретные ответы на интересующие вопросы.

Общение в чате
Фото: Getty Images/Luis Alvarez

— По нашим наблюдениям, за счет использования технологии GPT точность ответов чат-ботов в среднем повышается на 40%, — сказал он «Известиям».

Марина Тарасова отмечает, что такого электронного помощника можно будет попросить подать заявку на регистрацию брака, получение водительского удостоверения, выписки или любой справки — и робот сделает это за пользователя, после чего отдаст ему на проверку и подтверждение.

— Кроме того, он сможет простыми словами описать порядок действий в сложных процедурах: сделках с недвижимостью, при усыновлении, регистрации автомобиля, ввезенного из-за границы и т.д., — сказала она. — Важно учитывать риски возможного неправильного поведения чат-бота. Финальное подтверждение действий всегда должно оставаться за человеком.

Будет ли чат-бот ошибаться

Антон Немкин считает, что использование ИИ является резонным решением с учетом, что многие вопросы, которые задают пользователи «Госуслуг», достаточно однотипны и повторяют друг друга.

— Да, возможно, оправданы опасения по поводу точности ответов, — продолжает Антон Немкин. — Но технология искусственного интеллекта позволяет постоянно повышать точность ответов цифрового помощника.

Приложение Госуслуги на экране смартфона
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Антон Горелкин полагает, что разработчики портала учитывают эти риски, выстраивая обучение нейросети таким образом, чтобы у граждан была возможность обратиться за разъяснениями к компетентному сотруднику.

— И ни одна государственная услуга не должна оказываться на основе решения искусственного интеллекта, — подчеркнул он. — Подобные сервисы должны служить задачам сбора и обработки информации, но делегировать принятие решений нейросетям государство не вправе.

Роман Душкин отмечает, что большие языковые модели действительно могут выдумывать ответ без привязки к каким-либо точным знаниям, однако эта проблема разработчиками фактически уже решена: при разработке чат-ботов можно использовать не только саму языковую модель, но и четко прописанные правила реагирования на действия пользователя.

Портал Госуслуг на экране ноутбука
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— В случае с «Госуслугами», конечно же, это будет в техническом задании, — уверен эксперт. — Модель будет отвечать за общение на естественном языке, но одновременно сможет снабжена базой знаний с правилами реагирования на те или иные ситуации.

Старший эксперт по ИИ-технологиям ООО «Аурига» Владимир Суворов замечает, что чат-боты способны предоставлять даже более точные ответы на вопросы, чем человек, однако «качество ответа зависит от формулировки вопроса».

Дмитрий Романов полагает, что чат-бот всё равно будет ошибаться и иногда давать неточную обратную связь, таких ситуаций не избежать, — но ровно так же поступает и человек. В этой ситуации важно научить чат-бот отвечать на уточняющие вопросы и быстро переключаться с темы на тему.

Читайте также
Прямой эфир