Продуктовая разница: в РФ появится база недобросовестных поставщиков
В России появится база недобросовестных производителей и поставщиков промышленной продукции. Минпромторг прорабатывает такой вопрос с министерствами, выяснили «Известия». В черный список попадут компании, у которых есть назначенные наказания по КоАП и обвинительные приговоры по уголовным делам. Данные базы могут использовать при проведении госзакупок, считают общественники.
Попасть в список
В России появится база данных, в которой будет находиться информация о недобросовестных производителях, поставщиках, импортерах промышленной продукции. Минпромторг поддержал создание такого перечня в стране, рассказали «Известиям» в ведомстве. В список попадут компании с административными наказаниями и обвинительными приговорами по уголовным делам в сфере нелегального оборота товаров.
Ранее правительство поручило Минпромторгу проработать вопрос о создании такой базы в России, в том числе определить источники ее финансирования, уточнили в ведомстве. Это следует из плана мероприятий по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ до 2025 года.
Сейчас Минпромторг собирает мнения других ведомств: какой должна быть структура базы, состав информации, перечень продукции, источники данных и многое другое. Так, ее создание уже поддержало большинство ведомств, подчеркнули в Минпромторге, за исключением Минсельхоза, Минцифры, ФАС, Росалкогольтабакконтроля. В министерствах не ответили на запрос «Известий».
Кроме того, Верховный суд пока не готов предоставлять информацию о вступлении в силу постановлений об административных правонарушениях, приговоров суда по уголовным делам в сфере незаконного оборота промышленной продукции, рассказали в Минпромторге. Работа по согласованию по этому проекту пока продолжается.
— Для поставщиков не предусмотрено никаких последствий при попадании в базу данных, — отметили в министерстве.
Такой черный список должен стать информационным ориентиром для добросовестных участников рынка, его цель — оздоровить конкурентную среду при обороте товаров на рынке, отметили в Минпромторге.
Неоднозначный подход
Сам по себе факт формирования публичного реестра недобросовестных производителей и поставщиков выступает профилактической мерой, стимулирующей компании воздерживаться от нарушений, сказал «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» (ОПИ) Олег Павлов.
— Однако максимальной эффективности можно будет добиться, если компании, попадающие в такой список, станут на определенное время лишаться доступа к госзакупкам и поставкам в торговые сети, — полагает он. — Это позволит окончательно искоренить проблему фальсификата, причем без какой-либо административной нагрузки на бизнес. Определенные шаги в этом направлении мы уже предпринимаем.
Так, например, ОПИ в качестве одной из мер противодействия сформировала реестр компаний, которые участвуют в обороте фальсифицированной продукции. В него на основании общедоступных официальных данных о нарушениях и госзакупках включают производителей, которые допустили фальсификацию два раза и более за последние три года. В некоторых субъектах РФ ведомства уже начали использовать сведения из этого перечня — власти информируют участников контрактной системы о недобросовестных производителях и поставщиках молочки.
Согласно проведенному ОПИ исследованию, за последние три года объем поставок по государственным и муниципальным контрактам молочной продукции, выпускаемой неоднократно уличенными в фальсификации предприятиями, превышает 4,2 млрд рублей. Государству и обществу (причем самой его социально незащищенной части) причиняется значительный ущерб.
В Конституции нет определения понятия «недобросовестность», соответственно, это только экспертное мнение, заключение и не более того, сказал «Известиям» член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров АО «Берега» Юрий Коробов.
— Даже при наличии решения суда в вопросах бизнеса всё может быть неоднозначно. В цепочке могут участвовать и государственные институты, в результате действий которых предприниматель не смог выполнить обязательства, — это могут быть и внешнеполитические решения, и ставка ЦБ, и локальные решения региональных властей, — отметил он. Перспективная идея — иметь базу такой информации с доступом к контактным лицам, которые могли бы прокомментировать ситуацию.
Эксперт уверен, что в случае появления такой базы могут возникнуть серьезные риски: например, такой перечень может стать настоящим черным списком со всеми вытекающими последствиями, хотя в настоящий момент он носит только информационный характер. Перечень могут использовать как коррупционный инструмент, как это было со списками недобросовестных заемщиков, добавил он.
Инициатива Минпромторга крайне актуальна и востребована, считает председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. База недобросовестных представителей промышленности позволит как российским, так и зарубежным партнерам более взвешенно оценивать перспективы будущих сделок и избегать возможных рисков их некачественного исполнения.
За последнее время по мере увеличения объема экспортно-импортных операций всё чаще появляется информация о недобросовестном поведении отдельных иностранных компаний или предпринимателей, которые сотрудничают или оказывают разного рода услуги для российских экспортеров, пояснил он. В большинстве случаев недовольство российских компаний касается вопросов несвоевременной оплаты за поставленную продукцию либо невыполнением обязательств по поставке со стороны зарубежных партнеров. Создание электронной базы Минпромторга помогло бы отечественным компаниям-экспортерам минимизировать временные затраты на поиск благонадежных контрагентов и в целом чувствовать себя более уверенно в сфере внешнеэкономической деятельности, резюмировал он.