Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Армия
Новый комплекс подготовки спутников ввели в строй на космодроме Плесецк
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Спорт
Матыцин выразил надежду на участие иностранных спортсменов в Играх дружбы
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Балет планеты всей: почему танцовщики едут в Россию

Фестиваль DANCE OPEN приумножил свой международный статус
0
Фото: фестиваль DANCE OPEN/Андрей Чунтомов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Брейк-данс и неоклассика. Фламенко и фуэте. Чайковский и танго. А еще российские и мировые премьеры, мастер-классы, паблик-токи и дружеское общение. 18 апреля гала-концертом звезд танца на сцене Александринского театра завершится XXII сезон Международного фестиваля балета DANCE OPEN. «Известия», побывав на его спектаклях и поговорив с участниками, оценили достижения и перспективы интернационального балетного сотрудничества.

Без потерь

За последние три года в жизни крупнейшего в России международного фестиваля балета многое менялось. Случались отмены, переносы в офлайн и карантинные выступления в полупустом, согласно санитарным нормам, зале. Неизменными оставались привязанность публики к любимому зрелищу и готовность танцовщиков радовать ее в любых форматах.

В апреле 2023-го стабильность восторжествовала. DANCE OPEN вернулся в привычные весенние даты, на любимую Александринскую сцену. Вопреки тренду на «отмену русской культуры» балетный мир продемонстрировал верность своему главному девизу: танец объединяет. В Петербург приехали более 200 артистов из Франции, Бразилии, Аргентины, Казахстана и России.

По словам креативного продюсера фестиваля Ольги Беленкис, подготовку затрудняла сложная логистика перелетов зарубежных участников, но в итоге всё удалось разрулить и DANCE OPEN стартовал без потерь.

— После перипетий трех последних лет нашей команде удалось организовать фестиваль в полноценном виде, — отметила она. — Проводим его так, как он задумывался изначально: с российскими и мировыми премьерами, нетривиальными, иногда по-хорошему шокирующими постановками и участием трупп, представляющих разные стили — от неоклассики до фольклора.

Встань на голову

Фестивальные показы открылись «Лобби» — комедией в стиле брейк-данс. В составе труппы Tie Break из французского Лиона значатся чемпионы разных уровней по этому виду спорта (или танца, кому как нравится). Вращения на голове и равновесие на локте — лишь малая часть их умений, но и художественная составляющая на высоте. Уличная виртуозность легко и непринужденно освежает театральное действие.

Почему «Лобби»? Сцена декорирована под гостиничный холл. Стойка ресепшен, кресла для посетителей, багажная платформа. И это не просто мебель — каждый предмет можно использовать для танца. А колокольчик портье — для музыкального сопровождения.

Действующие лица — гостиничные служащие и гости. Первые — вышколенные, предупредительные, но себе на уме: того и гляди выкинут какую-нибудь брейковскую штуку. Вторые держат ухо востро и выкидывают такие штуки превентивно. Коллективные проказы организуются в серию зажигательных батлов по принципу «кто кого перепляшет» или перебрейкит — и так до вихревого финала.

Публика, привыкшая к более академическим зрелищам, вначале слегка тормозила, но затем быстро переняла хлещущий со сцены позитив. Особенно радовались юные зрители: их восторженные возгласы, как родные, вписались в саундтрек спектакля.

Прочти, что пожелаешь

Танцовщики из Пермского театра оперы и балета привезли в Петербург свою недавнюю премьеру — «СЕВАГИН/САМОДУРОВ/ПИМОНОВ», где балеты обозначены фамилиями сочинивших их хореографов.

Выглядит непривычно, но логично. Зритель лишается смысловой указки в виде названия, зато раскрепощает воображение и может прочесть в спектакле всё, что сам пожелает. Пуанты и лексика классического танца балеты роднят, в остальном они разные.

У Севагина окутанные туманом пары в черном вели церемонные диалоги под музыку Вивальди.

Самодуров представил космическое зрелище с взлетно-посадочной полосой и затянутыми в телесные трико танцовщиками — возможно, инопланетянами, или космонавтами будущего.

Пимонов воплотил радость коллективного танца, подвел оптимистический итог вечера. На фоне жизнеутверждающего задника с разноцветными кругами труппа исполнила микст дискотеки и класс-концерта.

Два последних балета сопровождала музыка, написанная по заказу пермского театра Владимиром Ранневым и Антоном Светличным. Факт обнадеживающий. Невероятный расцвет русского балета в первой трети прошлого века во многом был обусловлен появлением в нем авангардных композиторов. Музыка, как локомотив, двинула вперед все составляющие спектакля, включая хореографию, а «Весна священная» на годы вперед определила и развитие музыкального искусства.

Таких прорывов пока не наблюдается, но начало положено. Не только Большой, но и регионалы стали звать в театр композиторов. Оба автора впервые работали в балете, и для Владимира Раннева, соавтора Вячеслава Самодурова, блин точно не оказался комом.

По его словам, хореограф предложил ему сочинять, как хочется, но при этом быть дансантным. Со времен содружества Баланчина и Стравинского такой договор обеспечивал успех тандема «хореограф-композитор», и пермский случай не стал исключением.

За образец композитор взял «Болеро» Равеля (написанное, кстати, для труппы Дягилева), провел незамысловатую тему через тембровые трансформации и получил на выходе компактную, яркую и действительно удобную для танца композицию. Во всяком случае, не было заметно, чтобы танцовщики испытывали какие-либо трудности.

Как пояснил худрук пермяков Антон Пимонов, труппа и далее готова осваивать авторскую музыку — на этот раз в крупной форме. Уже в следующем сезоне, заверил худрук, в Перми будет поставлен полновечерний сюжетный балет, музыку к которому вновь закажет театр.

Правда о себе

«Наше движение говорит правду о времени, в котором мы живем», — так звучит официальный слоган муниципального балета Сан-Паулу. Спектакль, который привезла бразильская труппа, так и назвали — «Движения», и в нем целых три «правды» — по числу одноактовок.

Балет Ихсана Рустема Inacabada («Неоконченная») — о художнике, в поте лица творящем свое искусство. В финале с колосников летели листы бумаги, возможно, страницы партитуры (балет поставлен на музыку «Неоконченной симфонии» Шуберта), но, скорее всего, страницы романа: пестрый ансамбль, втягивающий героя в разнообразные отношения, очень напоминал персонажей романтической истории о любви и смерти.

Каэтано Сото в спектакле Adastra («Дотянуться до звезд») рассказал примерно о том же, но без сюжетных привязок. Танцовщики честно отработали непростую хореографию с множеством сложных переходов и силовых элементов, но, кажется, ждали финальной части «Движений» — Balcão do Amor («Фасады любви»), где наконец раскрепостились полностью.

Герой истории Ицика Галили (В Петербурге состоялась ее мировая премьера) — простой парень. Окружающие над ним подшучивают, но он упорно ищет свою Джульетту и себе на беду находит: девушку, оказывается, интересуют только танцы. В этом остроумном балете, где хип-хоп соседствует с танго, похоже, заключена главная правда коллектива: жизнь прекрасна, если воспринимать ее с юмором, а себя любимого — с самоиронией.

Бей, барабан

Аргентинская труппа Malevo концептами не заморачивается. Парни брутальной наружности бьют в барабаны и танцуют. Много и с наслаждением. Название у группы скандалистское («малево» в Аргентине называют хулиганов), но традиции самые что ни на есть настоящие. Спектакли коллектива выросли из танца маламбо, который практиковали пастухи-гаучо. А высокотехнологичные свет и звук, виртуозные бомбисто (барабанщики) и мастера сапатеадо (так называется перестук коваными каблуками) сделали из фольклорного перепляса современное шоу.

Тем не менее основатель труппы Матиас Хайме считает, что Malevo — это очень аргентинское зрелище с ясной индивидуальностью.

— Помимо Гарделя и Марадоны, сегодня у нас также есть этот танец, который идентифицирует нас как народ, — гордится он.

Артисты «Малево» не впервые приезжают на петербургский фестиваль. Судя по реакции зала, их помнили и ждали. Действительно, полтора часа бешеного ритма, кипящей энергии и полной самоотдачи, на которые щедры наследники гаучо, трудно забыть и даже хочется повторить, в связи с чем Матиас Хайме провел на фестивале мастер-класс для всех желающих.

Свой мастер-класс по хип-хопу и брейк-дансу организовали и артисты Tia Break. Основной их аудиторией стали юные брейкеры. Футворк, фризы, переходы, пауэрмувы, тапроки и прочие премудрости брейк-данса им показали многократные чемпионы Европы и мира Анелка Хамидоу Añil, Патрик M’Бала Wazz и Джером Бавол FlagA. После на радость детям был теплый дружеский джем, общение и фотосессия.

По традиции фестиваль завершится гала-концертом звезд балета. 18 апреля на сцену Александринского театра выйдут как участники фестиваля, так и танцовщики, прибывшие на DANCE OPEN специально для гала. Среди них солисты Большого и Мариинского театров, казахстанской «Астана-оперы», Театра балета им. Л.А. Якобсона, балет «Тодес».

Прямой эфир