Пандемические па: чем запомнился Dance Open эпохи коронавируса
Пионерский марш и испанская фиеста, танцпол без конца и академическая классика. В Санкт-Петербурге завершился международный балетный фестиваль Dance Open, один из немногих, не ушедших в онлайн. «Известия» оценили масштаб форума и его перспективы.
Радость узнавания
Фестиваль должен был состояться в апреле, но из-за локдауна его отменили. Частично форум прошел в онлайне (компании-участники прислали свои записи) и, кроме того, показал свои архивы, в том числе фильм «Золотая коллекция», куда вошли лучшие номера гала Dance Open за несколько лет, а также документальную программу «История русского балета» с фрагментами спектаклей. Зрителей было много, куда больше, чем могли вместить фестивальные залы, но энергетики живого театра онлайн-формат не заместил. Пусть будет 25% зала, решили организаторы во главе с руководителем Dance Open Екатериной Галановой, но вживую. Иностранных трупп фестиваль лишился, а российские приехали и выступили.
«Урал-балет», одна из самых динамично развивающихся отечественных компаний, с отличным чувством стиля исполнил сюиту из балета «Приказ короля», которым хореограф Вячеслав Самодуров и композитор Анатолий Королев почтили Версальские празднества эпохи «короля-солнца». И с не меньшим успехом перенесся в день сегодняшний, представив в Brahms Party (хореограф Антон Пимонов) свой молодой и энергичный мужской состав. Приятным сюрпризом для поклонников неоклассики стала петербургская премьера «Вальпургиевой ночи» Джорджа Баланчина. В России это остроумный парафраз на балетные вакханалии идет только в Екатеринбурге.
Об еще одном уроженце Северной столицы — режиссере Александре Белинском — впору было вспомнить на спектакле «Анюта» Пермского балета. В свое время он снял фильм-балет по мотивам чеховской «Анны на шее» с музыкой Валерия Гаврилина, хореографией Владимира Васильева и Екатериной Максимовой в главной роли. Васильев специально для Перми сделал новую редакцию, в Петербурге ее увидели впервые. Существенных изменений спектакль не претерпел, но для публики, ценящей традицию, главное — радость узнавания.
Ярким завершением мини-фестиваля стал «Танцпол» от балета «Москва», удивительно драйвовый, азартный и в то же время исповедальный балет в постановке бельгийца Йеруна Вербрюггена. Танцмарафон тут — метафора жизни, где так или иначе танцуют все, но побеждают единицы. Плюс ко всему это в хорошем смысле слова кассовый, зрительский спектакль — компактный, изобретательно костюмированный и декорированный, с хорошей долей юмора. Чего стоит хотя бы такой перформанс — на левой ноге танцовщицы ботинок с роликами, на правой — туфля. Попробуй совместить катание на роликовых коньках и балетный танец — оказывается, и такое возможно.
Пандемический гала
Зрители фестиваля всегда ждут финального гала-концерта — это возможность увидеть ведущих танцовщиков мира, вспомнить любимые хиты, познакомиться с премьерами, да и вообще ощутить эйфорию от ударной дозы высокого искусства. Нынешний год не предполагал ничего подобного. Казалось, массовые болезни (балетная профессия контактная, на соцдистанцию не отодвинуться) и сложности с пересечением границ поставят крест на планах участников и организаторов. Однако на деле всё получилось с точностью до наоборот. По подбору программы, оформлению и исполнению этот гала выглядел если не лучшим, то одним из лучших за всю немалую историю Dance Open. Вот неполный список его главных достижений.
Отличная подборка старой доброй классики — от хрестоматийных па де Диан (Анастасия Сташкевич и Бахтияр Аджамов) и гран-па из «Дон Кихота» (Анастасия Матвиенко и Ким Кимин) до почти неизвестной широкой публике сюиты из «Наяды и рыбака» (Екатерина Сапогова, Алексей Селиверстов, артисты «Урал-балета») и редко танцуемого в концертах па-де-труа из «Корсара» (Кристина Кретова, Игорь Цвирко, Даниил Симкин).
Превосходный комплимент славной эпохе советского балета в виде нестареющего привета из 1940-х — фрагментов из «Гаянэ» и сравнительно свежего взгляда на организованное детство — сюиты «Честное пионерское» на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Александра Сергеева. Обе композиции исполнили солисты Большого и Мариинского театров и артисты Театра им. Л. Якобсона.
Лучшее из современной западной хореографии, где в центре внимания оказался неоклассический парафраз аргентинского танго, сделанный китайцем Ксинг Пен Вонгом (танцовщики — Анна Цыганкова и Константин Аллен), и впервые показанный опус Кшиштофа Пастора «Прелюдия». Танцовщики там движутся по магическому кругу, и неведомая сила время от времени выталкивает в центр то дуэт, то трио. Оттанцевав (отжив) свое, участники процесса возвращаются на исходную. Такой вот круговорот судеб в природе.
Ну и, наконец, две кульминации балетного марафона, ради которых непременно стоило посетить этот незаурядный гала. Испанское каприччио на одноименную музыку Римского-Корсакова исполнили солисты Национального балета Испании (хореограф — Мигель Анхель Корбачо). В 1911-м Михаил Фокин познакомил балетный мир с творчеством петербургского классика, поставив «Шехеразаду», и с тех пор Римский-Корсаков вниманием хореографов не обижен. Однако идеального совпадения звука и сцены практически не случалось — постановщиков в том же Каприччио в основном влекла декоративность и оркестровая щедрость. А испанцы гениально почувствовали и воплотили главное — рождение музыки и зрелища из отдельно взятой краткой интонации, постепенное вырастание музыкально-танцевального бутона в прекрасный цветок. Ну а зрителям осталось восхищаться мастерством гостей и эмпатическим даром нашего соотечественника, так глубоко проникшего в чарующий дух Испании.
По силе эмоционального воздействия в один ряд с Каприччио заслуженно встал дуэт на музыку «Романса» из «Метели» Георгия Свиридова. Российскую премьеру композиции Юрия Посохова танцевали Лючия Лакарра и Мэттью Голдинг — и вновь тот же эффект: полное слияние с музыкой, абсолютное растворение в высокой патетике свиридовского романса. Что ни говори, правильный выбор музыкального материала и адекватное понимание его хореографом — верный путь к сердцу публики.
Что будет дальше с фестивалем? Организаторы надеются, что он вернется к зрителям в свой урочный час, в апреле.
— Пугают ли нас риски? — задалась вопросом в беседе с «Известиями» глава форума Екатерина Галанова. — Наверное, уже нет. Мне кажется, что нестабильность, турбулентность, которую сегодня мы наблюдаем во всех областях, еще весьма продолжительное время никуда не исчезнет — нас будет и дальше штормить в ту или иную сторону, и надо просто пытаться удержаться на плаву, двигаться вперед. У нас, как мне кажется, получается.
Что касается программы весеннего фестиваля, то Dance Open планирует некую комбинацию, которая объединит лучшее из того, что форум планировал на 2020 год, и лучшее из того, что предполагается сделать в 2021-м.