Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стычки с полицией начались на акции фермеров и экоактивистов в Ла-Рошели
Армия
ВС РФ уничтожили две пусковые установки и радиолокационную станцию ЗРК Patriot
Общество
«Известия» показали последствия обстрела ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Депутат Госдумы указал на неготовность Франции к проведению Олимпиады
Общество
Жителей Сочи предупредили о формировании смерчей над Черным морем
Происшествия
На Курилах вулкан Эбеко выбросил пепел на высоту 2,5 км
Мир
Во Франции спрогнозировали реакцию украинцев на начало Трампом мирных переговоров
Мир
Неизвестный открыл стрельбу по прохожим в Харькове
Мир
Первый блок АЭС в Румынии отключился из-за технической проблемы
Политика
Путин поздравил Лукашенко с 30-летием пребывания на посту президента Белоруссии
Общество
Экс-замминистра обороны Иванов просил выпустить его из СИЗО
Армия
Над Белгородской областью уничтожили три украинских БПЛА
Мир
В Армении мужчина устроил стрельбу в отделении полиции
Мир
В Германии предрекли эскалацию конфликта на Украине из-за резолюции ЕП
Мир
СМИ сообщили о тревожном сигнале для Украины из-за сокращения помощи ФРГ
Мир
Вэнс призвал Байдена немедленно уйти в отставку
Мир
Reuters сообщило о неспособности США увеличить производство ракет Patriot в Японии
Происшествия
В Бурятии трое мужчин утонули в карьере
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пионерский марш и испанская фиеста, танцпол без конца и академическая классика. В Санкт-Петербурге завершился международный балетный фестиваль Dance Open, один из немногих, не ушедших в онлайн. «Известия» оценили масштаб форума и его перспективы.

Радость узнавания

Фестиваль должен был состояться в апреле, но из-за локдауна его отменили. Частично форум прошел в онлайне (компании-участники прислали свои записи) и, кроме того, показал свои архивы, в том числе фильм «Золотая коллекция», куда вошли лучшие номера гала Dance Open за несколько лет, а также документальную программу «История русского балета» с фрагментами спектаклей. Зрителей было много, куда больше, чем могли вместить фестивальные залы, но энергетики живого театра онлайн-формат не заместил. Пусть будет 25% зала, решили организаторы во главе с руководителем Dance Open Екатериной Галановой, но вживую. Иностранных трупп фестиваль лишился, а российские приехали и выступили.

«Урал-балет», одна из самых динамично развивающихся отечественных компаний, с отличным чувством стиля исполнил сюиту из балета «Приказ короля», которым хореограф Вячеслав Самодуров и композитор Анатолий Королев почтили Версальские празднества эпохи «короля-солнца». И с не меньшим успехом перенесся в день сегодняшний, представив в Brahms Party (хореограф Антон Пимонов) свой молодой и энергичный мужской состав. Приятным сюрпризом для поклонников неоклассики стала петербургская премьера «Вальпургиевой ночи» Джорджа Баланчина. В России это остроумный парафраз на балетные вакханалии идет только в Екатеринбурге.

Гаянэ

Сцена из балета «Гаянэ»

Фото: пресс-служба фестиваля Dance Open/Стас Левшин

Об еще одном уроженце Северной столицы — режиссере Александре Белинском — впору было вспомнить на спектакле «Анюта» Пермского балета. В свое время он снял фильм-балет по мотивам чеховской «Анны на шее» с музыкой Валерия Гаврилина, хореографией Владимира Васильева и Екатериной Максимовой в главной роли. Васильев специально для Перми сделал новую редакцию, в Петербурге ее увидели впервые. Существенных изменений спектакль не претерпел, но для публики, ценящей традицию, главное — радость узнавания.

Ярким завершением мини-фестиваля стал «Танцпол» от балета «Москва», удивительно драйвовый, азартный и в то же время исповедальный балет в постановке бельгийца Йеруна Вербрюггена. Танцмарафон тут — метафора жизни, где так или иначе танцуют все, но побеждают единицы. Плюс ко всему это в хорошем смысле слова кассовый, зрительский спектакль — компактный, изобретательно костюмированный и декорированный, с хорошей долей юмора. Чего стоит хотя бы такой перформанс — на левой ноге танцовщицы ботинок с роликами, на правой — туфля. Попробуй совместить катание на роликовых коньках и балетный танец — оказывается, и такое возможно.

Пандемический гала

Зрители фестиваля всегда ждут финального гала-концерта — это возможность увидеть ведущих танцовщиков мира, вспомнить любимые хиты, познакомиться с премьерами, да и вообще ощутить эйфорию от ударной дозы высокого искусства. Нынешний год не предполагал ничего подобного. Казалось, массовые болезни (балетная профессия контактная, на соцдистанцию не отодвинуться) и сложности с пересечением границ поставят крест на планах участников и организаторов. Однако на деле всё получилось с точностью до наоборот. По подбору программы, оформлению и исполнению этот гала выглядел если не лучшим, то одним из лучших за всю немалую историю Dance Open. Вот неполный список его главных достижений.

Отличная подборка старой доброй классики — от хрестоматийных па де Диан (Анастасия Сташкевич и Бахтияр Аджамов) и гран-па из «Дон Кихота» (Анастасия Матвиенко и Ким Кимин) до почти неизвестной широкой публике сюиты из «Наяды и рыбака» (Екатерина Сапогова, Алексей Селиверстов, артисты «Урал-балета») и редко танцуемого в концертах па-де-труа из «Корсара» (Кристина Кретова, Игорь Цвирко, Даниил Симкин).

Честное

Сцена из балета «Честное пионерское»

Фото: пресс-служба фестиваля Dance Open/Владимир Черенков

Превосходный комплимент славной эпохе советского балета в виде нестареющего привета из 1940-х — фрагментов из «Гаянэ» и сравнительно свежего взгляда на организованное детство — сюиты «Честное пионерское» на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Александра Сергеева. Обе композиции исполнили солисты Большого и Мариинского театров и артисты Театра им. Л. Якобсона.

Лучшее из современной западной хореографии, где в центре внимания оказался неоклассический парафраз аргентинского танго, сделанный китайцем Ксинг Пен Вонгом (танцовщики — Анна Цыганкова и Константин Аллен), и впервые показанный опус Кшиштофа Пастора «Прелюдия». Танцовщики там движутся по магическому кругу, и неведомая сила время от времени выталкивает в центр то дуэт, то трио. Оттанцевав (отжив) свое, участники процесса возвращаются на исходную. Такой вот круговорот судеб в природе.

Ну и, наконец, две кульминации балетного марафона, ради которых непременно стоило посетить этот незаурядный гала. Испанское каприччио на одноименную музыку Римского-Корсакова исполнили солисты Национального балета Испании (хореограф — Мигель Анхель Корбачо). В 1911-м Михаил Фокин познакомил балетный мир с творчеством петербургского классика, поставив «Шехеразаду», и с тех пор Римский-Корсаков вниманием хореографов не обижен. Однако идеального совпадения звука и сцены практически не случалось — постановщиков в том же Каприччио в основном влекла декоративность и оркестровая щедрость. А испанцы гениально почувствовали и воплотили главное — рождение музыки и зрелища из отдельно взятой краткой интонации, постепенное вырастание музыкально-танцевального бутона в прекрасный цветок. Ну а зрителям осталось восхищаться мастерством гостей и эмпатическим даром нашего соотечественника, так глубоко проникшего в чарующий дух Испании.

По силе эмоционального воздействия в один ряд с Каприччио заслуженно встал дуэт на музыку «Романса» из «Метели» Георгия Свиридова. Российскую премьеру композиции Юрия Посохова танцевали Лючия Лакарра и Мэттью Голдинг — и вновь тот же эффект: полное слияние с музыкой, абсолютное растворение в высокой патетике свиридовского романса. Что ни говори, правильный выбор музыкального материала и адекватное понимание его хореографом — верный путь к сердцу публики.

Что будет дальше с фестивалем? Организаторы надеются, что он вернется к зрителям в свой урочный час, в апреле.

— Пугают ли нас риски? — задалась вопросом в беседе с «Известиями» глава форума Екатерина Галанова. — Наверное, уже нет. Мне кажется, что нестабильность, турбулентность, которую сегодня мы наблюдаем во всех областях, еще весьма продолжительное время никуда не исчезнет — нас будет и дальше штормить в ту или иную сторону, и надо просто пытаться удержаться на плаву, двигаться вперед. У нас, как мне кажется, получается.

Что касается программы весеннего фестиваля, то Dance Open планирует некую комбинацию, которая объединит лучшее из того, что форум планировал на 2020 год, и лучшее из того, что предполагается сделать в 2021-м.

Прямой эфир