Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 150 военных на курском направлении
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
Ковальчук заявил об обязанности Запада платить РФ за поглощающие углекислый газ леса
Авто
В России произошло 315 ДТП за минувшие сутки
Армия
Российские войска освободили населенный пункт Дальнее в ДНР
Происшествия
В Чебоксарах подросток ходил с ножом по школе и угрожал окружающим
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Молдавские правоохранители начали обыски в доме замглавы Гагаузии
Политика
Путин по телефону обсудил с премьером Ирака ситуацию на Ближнем Востоке
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Авто
Самозанятых таксистов могут освободить от медосмотров
Авто
Автомобили Exlantix получат систему управления со смартфона
Мир
Глава ЕК фон дер Ляйен спасла жизнь человеку на борту самолета
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Армия
Военные РФ уничтожили понтонную переправу ВСУ через реку Северный Донец

Танцы вживую: спектакли XIX сезона Dance Open состоятся офлайн

В Санкт-Петербурге выступят театры из Москвы, Екатеринбурга и Перми
0
Фото: Ольга Керелюк/Урал Опера Балет
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Танцмарафон на пределе возможностей и версальская церемониальность. Вакханки, сохраняющие изящество даже в буйстве, и обыкновенные парни, презирающие земное притяжение. C 10 по 16 декабря в Санкт-Петербурге покажут спектакли XIX сезона Международного фестиваля балета Dance Open. Он должен был состояться в апреле, но в связи с карантином переехал в онлайн, где собрал свыше 4 млн поклонников. Но каким бы насыщенным ни был виртуальный танец, он всё равно остается компромиссом. Поэтому в декабре артисты выйдут на сцену театра «Балтийский дом», чтобы вживую встретиться со зрителями, а завершится сезон гала-концертом балетных звезд. «Известия» выбрали лучшие спектакли фестиваля.

«Приказ короля»

Спектакль театра «Урал Балет» поставил Вячеслав Самодуров, а музыку специально для этой постановки написал Анатолий Королев. Математически совершенные картины танца напомнят о блистательной эпохе версальских празднеств. Однако авторы не приглашают зрителей в музей — название «Приказ короля» было у одного из балетов Мариуса Петипа, но на этом сходство с ним заканчивается. В музыке легко узнаются отсылки к произведениям и музыкальным стилям прошлого, однако ни одно из них не процитировано напрямую. В хореографии тоже нет цитат, тем не менее центральным номером постановки хореограф делает гран-па, насыщая эту старинную форму новым содержанием. Каждый номер отличен по стилю от предыдущего, и весь балет отчасти напоминает катание на американских горках, когда невозможно сказать, какой вираж поезд совершит в следующую секунду.

Помимо гран-па танцовщики исполнят финальную сцену балета — air de danse, что в переводе означает «танцевальная мелодия» и происходит из балетов Люлли, где выступал Людовик XIV. Версальские спектакли обычно завершались выходом короля и придворных, облаченных в парадную униформу. Подобным антре завершается и уральский балет.

Brahms Party

Балет-мальчишник на музыку Иоганнеса Брамса для «Урал Балета» сочинил Антон Пимонов. Принято считать, что балет — искусство по преимуществу женское и «Спартак» — пожалуй, единственный образец мужского балета. Но Brahms Party для девяти танцовщиков это заключение опровергает. Пои этом понятие мужского танца, обычно сводимое к героике и патетике, хореограф корректирует. Brahms Party — это танец с мощным силовым вектором, но вместо патетики в нем ирония, юмор и немножко хулиганства, а вместо героев — обычные ребята. Как будто хореограф сделал моментальный снимок энергичной и молодой труппы, а в графу «краткое содержание балета» каждый из зрителей может вписать собственный текст-впечатление.

«Вальпургиева ночь»

Сочинение великого петербуржца Джорджа Баланчина никогда не ставилось в его родном городе, и «Урал Балет» восполняет этот пробел. Хореограф создал «Вальпургиеву ночь» как сцену в оперной постановке «Фауста» Шарля Гуно, а в 1980 году включил в репертуар собственной труппы New York City Ballet. Баланчин отказался от ведьминского антуража и бутафорской чертовщины, предпочтя им движение музыкально-пластических линий. Образ вакханалии дан в танцевальных построениях и неканонических па, которые хореограф вводит в классический лексикон.

«Чувствовать хореографию Баланчина в своем теле — подарок, — комментирует балетмейстер-постановщик Дайана Уайт. — В «Вальпургиевой ночи» нет конкретной истории, только чистая радость танца. 24 исполнительницы, каждая из которых должна быть звездой. Не идеальной, не похожей, как две капли воды, на других танцовщиц, но свободной и энергичной».

«Анюта»

Премьера Пермского балета состоялась совсем недавно, 24 октября, и теперь спектакль увидят в Петербурге. Но сначала немного истории. В 1982 году на экраны страны вышел фильм-балет «Анюта». Композитор Валерий Гаврилин, режиссер Александр Белинский и хореограф Владимир Васильев создали это чудо для прима-балерины Большого театра Екатерины Максимовой. В постановке талантливо соединились текст литературный («Анна на шее» Антона Чехова) и текст хореографический, сюжет на сцене и сюжет в жизни. Владимир Васильев и Екатерина Максимова — легендарный дуэт, вошедший в летопись мирового балета. Он — герой своего времени, неподражаемый танцовщик и хореограф. Она — икона стиля в мировом танце, и «Анюта» целиком спектакль Максимовой, для нее сделанный и ей посвященный. Для Пермского балета Владимир Васильев специально создал обновленную версию. У Владимира Викторовича, кстати, этот год юбилейный, народному кумиру исполнилось 80. Так что «Анюту» в Санкт-Петербурге можно считать подарком ему от Dance Open.

«Танцпол»

С enfant terrible от современной хореографии, одаренным бельгийцем Йеруном Вербрюггеном, Dance Open дружит давно. В 2018 году он привез в Петербург взрывного «Щелкунчика», в этом сезоне фестиваль планировал показать фантазийную «Спящую красавицу» в исполнении Балета Лейпцига, но по понятным причинам этого не случилось. Зато, к счастью, случилось знакомство Йеруна Вербрюггена с театром «Балет Москва», и они пришлись друг другу по душе. Столичная труппа свободна от правил и предрассудков, постоянно исследует границы: между традицией и экспериментом, между «можно» и «нельзя». Здесь на равных существуют артисты с академической выучкой и исполнители contemporary dance.

В «Танцполе» на музыку шведа Стефана Левина также соединяется несоединимое, вразрез с каноном и в унисон с нашим пестрым временем. Где предел физических возможностей и есть ли он вообще? Насколько далеко можно зайти, пытаясь это понять? Спектакль «Балета Москва» — практический тест и ответ на вопрос. Референсом могут служить знаменитые танцмарафоны Америки 1920-х. Там боролись за жизнь без остановки и почти без правил. Неважно, что ты танцуешь, вальс или contemporary. Танцуют все — и ты танцуй. Сражайся до победы и помни, что «танцующие звезды никогда не одиноки ночью». И что все мы на этой земле танцовщики, даже если не танцевали ни разу.

Читайте также
Прямой эфир