Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Слава Самодуров: «Dance Open несет мощный заряд энергии»

Худрук Екатеринбургского балета — о фестивальных трансформациях, балетных столицах и десерте в виде приза
0
Фото: Елена Лехова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Санкт-Петербурге продолжается XVII Международный фестиваль Dance Open. В ближайшие дни зрителей ожидают спектакль Словенского национального театра Марибора и выступление юных звезд балета, участвовавших в мастер-классах форума. Завершится Dancе Open гала-концертом солистов ведущих театров мира и церемонией вручения фестивальной премии. Среди членов жюри — знаменитый в прошлом танцовщик, ныне художественный руководитель Екатеринбургского балета Слава Самодуров. «Известия» расспросили артиста о петербургском форуме и родном театре.

— Екатеринбургский балет во второй раз принимает участие в фестивале Dance Open. На ваш взгляд, насколько органично вписалось это событие в культурную жизнь Петербурга?

— Dance Open вступил в свой 17-й сезон и вроде бы должен обрести некую устойчивость, но он прекрасен тем, что постоянно меняется — возникает новая идеология, приглашаются новые труппы и исполнители. То, что фестиваль так трансформируется, и есть самое интересное. А для города это — важное событие, которое несет в себе мощный заряд энергии и идей.

— Ваш коллектив — молодой, растущий. Насколько полезны для него подобные фестивальные визиты?

— Для нас всегда большая честь участвовать в Dance Open. Это ответственно. И мы рады, что фестиваль два года подряд находит, что в нашем репертуаре есть спектакли, достойные его внимания. В прошлом году мы привозили «Снежную королеву», в этом — «Тщетную предосторожность».

— Это был выбор руководителя фестиваля Екатерины Галановой или ваши личные предложения?

— Безусловно, это выбор Dance Open.

— У фестиваля есть премия, и вы впервые принимаете участие в жюри. Вместе с коллегами вам предстоит выбрать победителей в номинациях «Виртуозность» и «Выразительность». За что награждают в первом разделе, я понимаю. А вот как определить выразительность танцовщика?

— Это очень субъективное ощущение. Наверное, речь должна идти о послевкусии, которое возникает после выступления артиста. Даже очень чисто исполненный танец может быть лишен жизни. Приз за выразительность я понимаю как приз за витальность, энергию, харизму. Другими словами, за нечто особенное, что делает танцовщика звездой.

— Награды такого рода нужны танцовщикам?

— Думаю, каждый артист любит получать призы, награды. Артистов ведь не так часто балуют. Когда существует десерт в виде приза, мне кажется, это здорово.

— Когда начинался Dance Open, вы еще были действующим танцовщиком. Лично вам хотелось бы получить признание такого форума?

— Надо заглянуть в прошлое, затрудняюсь сейчас ответить. Я просто рад, что у сегодняшних артистов есть возможность оказаться в луче света и завоевать свою награду.

— Екатерина Галанова в интервью «Известиям» сказала, что рассматривает премию Dance Open как творческую лабораторию. После окончания церемонии собираются артисты, хореографы, продюсеры, идет творческий разговор, завязываются контакты, обсуждаются контракты. Вы собираетесь использовать это событие подобным образом?

— Не могу загадывать на будущее. Среди участников жюри и артистов есть люди, которых я уже знаю, и есть люди, с которыми я не встречался. Я в таких ситуациях просто предоставляю случаю шанс. Еду на этот фестиваль как член жюри по приглашению Кати, чтобы поддержать ее. Это моя главная миссия.

— Вы танцевали в крупнейших балетных столицах мира, сейчас работаете в Екатеринбурге. Там были столичные балеты, здесь — балет провинциальный. Разница есть?

— Провинция — это не географическое понятие, а состояние мозгов. Всё, что я могу по этому поводу сказать: провинция не есть место на карте.

— Столичный балет может быть и в провинции?

— Безусловно. Главное, что в Екатеринбурге востребовано то, что мы делаем, — все наши эксперименты, а их немало, интересуют людей, и театр заполнен. Это говорит о том, что Екатеринбург — город с интеллектом, любознательный город. Кстати, и сам он активно развивается. Здесь, я считаю, лучший аэропорт в России. Вообще изменения, которые произошли в Екатеринбурге за те годы, что я здесь работаю, радуют.

— Интерес екатеринбуржцев к театру, балету вы связываете со своим приездом или это параллельный, не имеющий к вам отношения процесс?

— Не знаю. Прошло немного времени, а на этот вопрос можно ответить, только будучи на определенной временной дистанции.

— Какой длины будет эта дистанция — пять, десять лет?

— Представления не имею. Предпочитаю существовать в сегодняшнем дне.

— Надолго ли рассчитан ваш контракт?

— До конца следующего года.

— В этом году празднуется 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа. Ваш театр тоже откликнулся на это событие. «Пахиту», одно из самых ярких созданий Мариуса Ивановича, начал ставить Сергей Вихарев, а после его трагической кончины дело продолжили вы, по мнению публики и критики, — успешно. Что значит для вас фигура Петипа и почему хореограф, скончавшийся больше века назад, продолжает оставаться для балета путеводной звездой?

— Для меня Петипа — хореограф, авантюрист, ремесленник, гений. А также человек, благодаря балетам которого до сих пор кормятся российские и мировые театры. Нам кажется, что мы знакомы с его творчеством, но я надеюсь, что эта юбилейная дата даст нам возможность еще раз подумать о том, что Мариус Петипа сделал, и, может быть, переосмыслить его наследие.

— Вы назвали Петипа авантюристом, и это прозвучало как похвала. Что вы вкладываете в это понятие — авантюрист в балете?

— Не только в балете. Он был авантюристом в жизни. Если почитать его биографию, она полна приключений...

Справка «Известий»

Танцовщик и хореограф Вячеслав (Слава) Самодуров родился в 1974 году в Таллине (Эстония). В 1992-м окончил Академию русского балета им. А.Я. Вагановой (педагог — Геннадий Селюцкий) и был принят в балетную труппу Мариинского театра. Спустя шесть лет получил статус премьера. В том же статусе работал в Национальном балете Нидерландов и Королевском балете Великобритании. В 2011 году назначен художественным руководителем балетной труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.

 

Прямой эфир