Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Начальником ГУР Украины вместо Буданова станет глава внешней разведки Олег Иващенко
Мир
Трамп и Эрдоган обсудят конфликт на Украине в ходе телефонного разговора 5 января
Мир
Генсек ООН после удара по Хорлам заявил о неприемлемости нападения на гражданских
Происшествия
Три мирных жителя пострадали при атаках ВСУ на Белгородскую область
Мир
Трамп рассказал о прохождении теста на когнитивные способности на отлично
Мир
Глава бельгийского центра кибербезопасности сообщил о потере Европой интернета
Общество
Дегтярев и Лут исполнили мечты детей в рамках акции «Елка желаний»
Мир
В ФРГ предложили вернуть на Украину пригодных к службе мужчин
Мир
Румыния подняла истребители F-16 у границы с Украиной из-за воздушной тревоги
Общество
В аэропорту Саратова ввели временные ограничения на полеты
Мир
Медведев прокомментировал назначение Буданова главой офиса президента Украины
Мир
Сальдо рассказал об отношении украинцев к атаке ВСУ по Хорлам
Общество
Заслуженный тренер России по боксу Юрий Судаков скончался в возрасте 77 лет
Мир
Буданов принял предложение Зеленского возглавить офис президента Украины
Общество
В Крыму умерла одна из пострадавших при ударе ВСУ в Херсонской области
Общество
Суд отказался взыскать 15 млн рублей с умершего дроппера по делу Долиной
Происшествия
Два человека пострадали при ракетном ударе ВСУ по центру Белгорода
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Некоммерческие организации необходимо активнее вовлекать в поддержку наиболее уязвимых слоев населения, в том числе в социальную реабилитацию людей, возвращающихся из зоны боевых действий, считают в Совете по правам человека при президенте РФ. Соответствующие предложения планирует проработать комиссия СПЧ по развитию институтов гражданского общества. НКО хотят привлечь к реализации широкого круга проектов, в том числе по работе с участниками СВО и их семьями. Прежде всего таким людям потребуется психологическая реабилитация, отмечают эксперты. А если человек в результате ранения потерял руку или ногу, то после протезирования нужна социально-бытовая реабилитация, помощь в сопровождаемом трудоустройстве. Государству также следует расширять практику социального заказа, считают эксперты.

Потенциал для уязвимых

Потенциал НКО нужно активнее использовать для улучшения качества жизни уязвимых социальных групп, считают в комиссии по развитию институтов гражданского общества СПЧ. В том числе тех, кто вернется из зоны боевых действий, и их семей.

Сейчас есть НКО, которые успешно работают с самыми разными уязвимыми группами, рассказала «Известиям» председатель комиссии Светлана Маковецкая.

— Это могут быть, например, бездомные, больные ВИЧ или гепатитом С, наркозависмые. Они, как правило, страдают одновременно и от того, что им нужна поддержка, и от того, что они боятся ее попросить, дабы не получить клеймо людей недостойных, обладающих постыдными качествами, — пояснила она.

Сейчас в разных городах есть организации, успешно работающие с самыми сложными категориями, добавила она, приведя в пример Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург.

бездомный
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

— Сильная сторона некоммерческих организаций в том, что они включают в эту деятельность людей, которые сами прошли через схожие проблемы. То есть формируют востребованность, социальную полезность своих же бывших благополучателей для новых клиентов, — отметила член СПЧ.

Некоммерческие организации, по ее словам, в пандемию уже доказали свою эффективность в подключении людей к помощи нуждающимся в сложный период.

— Включилась связь «равный равному»: люди выгуливали друг у друга собак, помогали в покупке и доставке продуктов и лекарств, а организаторами были НКО. Они использовали в этом случае свой социальный капитал, доверие, которое было к ним у общества, — пояснила Светлана Маковецкая.

Наличие этого социального капитала означает, отметила она, что если организациям доверяют в одном виде деятельности, то и в других аудитория это доверие сохранит.

Семейный опыт

У некоммерческих организаций есть опыт работы не только с людьми, пережившими сложную ситуацию, но и с их семьями, обратили внимание в СПЧ. Он крайне важен для семей людей, которые возвращаются после специальной военной операции, полагают в совете.

— Скорее всего, кроме прочего, им понадобится серьезная социальная поддержка. Мы предполагаем, что может быть востребована практика некоммерческих организаций, которые работают с семьями своих подопечных, — добавила Светлана Маковецкая.

В качестве примера работы с семьями она привела реабилитационный центр «Дом надежды на Горе» в Ленинградской области, где успешно добиваются длительной ремиссии у людей с алкогольной зависимостью, рассказала «Известиям» его директор Татьяна Кондакова.

госпиталь
Фото: РИА Новости/Дмитрий Макеев

— Родственники могут навещать своих близких, которые находятся у нас на реабилитации. Но перед этим семьи обязательно должны пройти курс психотерапии с нашим консультантом, — пояснила она.

В таких семьях, как правило, есть проблема созависимости. При этом, по ее словам, были случаи, когда сначала члены семьи избавлялись от проблемы, а после этого их родственник прекращал употреблять алкоголь.

В фонде не исключают, что после стресса, пережитого в зоне боевых действий, число тех, кому потребуется помощь в избавлении от алкоголизма, только возрастет.

— Такие примеры уже были после Великой Отечественной войны, после Афганистана. Кроме того, и у нас в течение последних лет был подопечный из Донецка. Сейчас он, насколько я знаю, сам создал группу анонимных алкоголиков, — поделилась она.

Заполнить нишу

В помощи вернувшимся из зоны СВО и их семьям может быть задействован очень широкий круг НКО, считают эксперты.

Прежде всего таким людям потребуется психологическая реабилитация, отметила директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова. Тем, кто получил ранения, лишился конечностей, по ее словам, понадобится помощь в восстановлении после протезирования.

— Безусловно, у госструктур есть такой опыт, но дополнительная помощь и поддержка не будут лишними. После протезирования нужна социально-бытовая реабилитация, так называемая школа ходьбы, трудовая реабилитация, — пояснила она.

помощь
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

Людям может понадобиться как просто консультация, так и помощь в сопровождаемом трудоустройстве, поиске возможностей заниматься адаптивным спортом. Кроме того, напомнила она, родственникам тоже требуется обучение по уходу за инвалидом, а иногда и просто психологическая поддержка.

Семьям участников спецоперации НКО могут помочь в оплате сиделок, добавила член СПЧ, президент международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь доктора Лизы» Ольга Демичева.

— Может быть также дополнительная поддержка со стороны благотворительных организаций в отношении детей в этих семьях, в отношении родителей военнослужащих, если мы говорим о тех, кто уходил на службу из родительского дома, — сказала она.

Расширить практики

Чтобы НКО могли эффективнее помогать наиболее уязвимым категориям, комиссия СПЧ по развитию институтов гражданского общества планирует работать сразу в нескольких направлениях, заверила Светлана Маковецкая.

— Во-первых, мы хотели бы, чтобы государство создавало стимулы для негосударственной поддержки НКО. Например, чтобы социально-ответственный бизнес мог вкладывать ресурсы в решение некоммерческими организациями социальных проблем. Бизнес, который помогает организациям, их реестр социально-ориентированных НКО Минэкономразвития, мог бы получать небольшие налоговые льготы, — пояснила она.

Для этого, по ее словам, можно было бы расширить возможности фондов чистого капитала или так называемых эндаументов. Эндаумент — это специальный фонд, куда жертвователи могут перечислить свои деньги; затем они передаются управляющей компании, а та инвестирует их в ценные бумаги; доходы от таких инвестиций НКО может тратить на свою уставную деятельность.

расширение
Фото: ТАСС/Петр Ковалев

— Порой представители бизнеса понимают социальную проблему, такую как наркомания или алкоголизм, но не хотят напрямую с ней ассоциироваться. При этом фонды чистого капитала могли бы аккумулировать средства, которые НКО использовали бы для финансирования своих программ. Пока у нас эндаументы, в которые может вложить средства бизнес и получить при этом льготы, возможны в культуре и образовании. А нам бы очень хотелось, чтобы они были и для решения социальных проблем, — рассказала член СПЧ.

Также, по ее словам, у комиссии есть предложения о расширении практики социального заказа. Такой механизм сейчас реализуется только в отдельных пилотных регионах в отношении ограниченного круга услуг.

— А мы бы хотели, чтобы, например, Минздрав подумал над созданием отдельной услуги по профилактике и поддержке алкозависимых людей в состоянии ремиссии. И чтобы тогда возникал механизм социального заказа. Например, государство говорит, что хочет закупить услуги методом ваучера для 600 таких человек. Тогда некоммерческие организации, которые обладают этим опытом, не просили бы субсидию у государства, а просто открывали бы двери и нуждающиеся в такой поддержке люди приводили бы за собой эти деньги в виде персонального сертификата. Это называется потребительским субсидированием, — отметила Светлана Маковецкая.

Общественники, по ее словам, предлагают расширить ассортимент пилотных услуг в законе о социальном заказе. Соответствующие предложения комиссия планирует подготовить в ближайшее время.

Читайте также
Прямой эфир