Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин выразил соболезнования лидеру Вьетнама в связи со смертью генсека ЦК Компартии
Мир
Нетаньяху отверг заключение суда ООН об оккупации палестинских территорий
Мир
Захарова прокомментировала видео с обливаемым кровью халатом врача «Охматдета»
Мир
Байден заявил о планах возобновить избирательную кампанию на следующей неделе
Общество
SHAMAN выступил на митинге-концерте возле американского посольства
Мир
В Белом доме сообщили об улучшении состояния заболевшего ковидом Байдена
Общество
Глава Россельхознадзора объяснил снижение импорта кормов для животных
Мир
МО Великобритании допустило удары по России переданным Украине оружием Запада
Мир
Зеленский заявил о планах лично встретиться с Трампом
Мир
В США вслед за Канадой объявлена вспышка листериоза
Мир
Белый дом допустил смену позиции по ударам ВСУ вглубь России
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали грозу и до +25 градусов в Москве 20 июля
Происшествия
Губернатор Ростовской области сообщил об уничтожении более 10 БПЛА в регионе
Мир
СМИ узнали о подготовке союзников Харрис к замене ею Байдена
Мир
ФСБ рассекретила новые архивные данные о покушении на Гитлера
Мир
Погранохрана Финляндии сообщила о пересечении моторной лодкой границы с РФ
Мир
Пентагон заказал девять самолетов для США и Японии на сумму более $1,4 млрд
Стиль
Создатели Hello Kitty назвали своего персонажа девочкой, а не кошкой
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент России 13 декабря поручил правительству популяризовать героев российской истории и фольклора, отвечающих традиционным ценностям. Одни эксперты встретили новость с пониманием и одобрением, а вот у других возникли вопросы. «Известия» обсудили с деятелями искусства и культурологами, что это могут быть за герои и какие ценности они могут олицетворять.

Вместо Бэтмена

Вопрос поиска героя — не современного городского невротика, полицейского, бандита или попавшего под каток истории «маленького человека» — стоит перед деятелями культуры давно. Сейчас решение задачи сохранения и формирования культурного мифа возложено на правительство — Владимир Путин дал поручение кабмину популяризовать героев российского фольклора, отвечающих традиционным ценностям.

«Принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления», — говорится в поручении, опубликованном на сайте Кремля по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России, состоявшейся 4 ноября 2022 года.

Ответственным за популяризацию героев фольклора до 15 мая 2023 года назначен премьер-министр Михаил Мишустин. «Известия» направили запрос в пресс-службу кабинета министров и обсудили инициативу с деятелями искусства, культурологами и юристами, мнения которых разделились.

Премьер-министр Михаил Мишустин

Премьер-министр Михаил Мишустин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В положительном ключе высказалась политолог и доктор исторических наук Наталья Нарочницкая. Во время встречи президента с историками и религиозными деятелями она посетовала, что не может найти в продаже футболки с русскими богатырями и героями сказок, поскольку везде «только Бэтмен, Спайдермен и всякие монстры».

По мнению Нарочницкой, о русских богатырях и героях сказок должны с раннего детства рассказывать и настольные игры, и книги, и мультфильмы.

Писатель, поэт, председатель Национальной ассоциации драматургов Юрий Поляков также счел инициативу правительства своевременной.

— Давно пора! СВО идет уже почти десять месяцев. Напомню, нечто подобное произошло за пять лет до Великой Отечественной войны, когда, показательно «нахлобучив» Демьяна Бедного и Александра Таирова за спектакль «Богатыри», подняли волну памяти о Александре Невском, Дмитрии Донском, Суворове, Кутузове. Молнией выпускали романы, писали поэмы, снимали фильмы, обратились к героическому и былинному эпосу, — отметил писатель в беседе «Известиями».

С ним согласилась и главный реактор издательства «Молодая гвардия» Мария Залесская.

— То, что правительство решило законодательно сохранить такое понятие, как «культурная память», — очень важно, — подчеркнула она в беседе с «Известиями».

Богатыри
Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Мария Залесская напомнила, что в отличие от исторической памяти, в необходимости сохранения которой никто не сомневается, понятие «культурная память» практически не употребляется и никак не выделяется в отдельное производство. Она привела слова композитора и мыслителя Юрия Буцко о том, что проблема исчезновения фольклора — это проблема исчезновения человеческого в человеке.

По мнению культурологов, прежде чем приступать к реализации такого кейса, важно определиться с понятием народной мифологии и ее героев в данном контексте.

Если говорить о национальной мифологии с культурологических позиций, тут всё просто: это совокупность космогонических и эсхатологических мифов, которые не несут никакой этической нагрузки, а просто объясняют, как устроен мир, — пояснил «Известиям» доцент кафедры управления культурной политикой ОПиКП ИГСУ РАНХиГС, литературовед Алексей Саломатин.

Фольклор может переходить в массовую культуру на уровне культурных кодов, символов, архетипов и создавать новое коллективное бессознательное при условии, что мифологема или герой уже находит отклик в сознании зрителей и читателей, — пояснил «Известиям» доцент кафедры управления культурной политикой ОПиКП ИГСУ РАНХиГС, литературовед Алексей Саломатин.

Он добавил, что в культуре механическая трансплантация не работает, поскольку все чуждое просто не приживается.

Богатырь и закон

Советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Сергей Макаров отметил в беседе с «Известиями», что определение традиционных ценностей дается в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента России № 809 от 9 ноября 2022 года.

В соответствии с п. 4 этого документа традиционные ценности — это «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».

— К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, — пояснил юрист.

Ребенок смотрит телевизор
Фото: AP Photo/Eric Gay

Он добавил, что указанные положения сформулированы так, что они понятны гражданам и без специального пояснения, тем не менее всегда нужны образцы правильного соответствия этим ценностям.

С учетом реалий современности лучше всего работают визуальные образцы, показываемые в кинофильмах, сериалах, а с учетом особой важности правильного воспитания детей — в мультфильмах, — отметил Сергей Макаров.

В качестве примера он привел цикл мультфильмов про трех богатырей, поскольку в них в доступной форме показаны ценности, которые отстаивают Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Будучи верными и любящими мужьями своих верных и любящих их жен, они вновь и вновь отстаивают интересы своей Родины, проявляя патриотизм и очевидно руководствуясь приоритетом духовного над материальным.

Не скатиться в пародию

По мнению Юрия Полякова, традиционалистскую повестку лучше всего символизирует, пожалуй, «Илья Муромец, который пока только начал слезать с печи» или «Иван-дурак, до которого стало всё же доходить, в какую передрягу он попал».

— В том-то и беда, что коммерческое обращение к базовым ценностям, к национальным символам и архетипам остается «франшизой», а должно стать служением.

Юрий Поляков добавил, что список традиционных ценностей не ограничивается «воинами Христовыми, нашими славными предками, легендарными и реальными, отражавшими нашествия»:

— Это и Николай Данилевский, великий русский мыслитель, он впервые в книге «Россия и Запад» обосновал онтологическую неизбежность противостояния цивилизаций. Его 200-летие 4 декабря этого года попросту не заметили. Это и киевский еврей Семен Гудзенко, один из лучших фронтовых поэтов, автор бессмертных строк: «Когда на смерть идут — поют, а перед этим можно плакать…» Стоит ли дальше продолжать?

Главная трудность, по наблюдению автора «Козленка в молоке» и «Ста дней до приказа», в этой задаче в том, чтобы не скатиться в пародию.

Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Кадр из фильма «Последний богатырь: Корень зла»

Фото: Централ Партнершип

Дело в том, что после 30 лет главенства постмодернистского «иронического модуса повествования» и откровенной неприязни к традиционным ценностям найти достойных исполнителей замысла не так-то просто. Достаточно вспомнить фильмы про последнего богатыря Владимира Грамматикова, а ведь это лучшее, что снималось на эту тему в последние годы, — заключил Юрий Поляков.

Алексей Саломатин согласился, что богатырские франшизы, непослушники, героические летчики — это всего лишь попытка создать устойчивые тренды в массовой культуре, которые приживутся, «если жетончик упадет».

— С точки зрения науки массовая, она же «формульная» культура является аналогом современного фольклора, хранилищем коллективного знания и сводом законов и представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Тут всё зависит от подхода авторов: можно снять проходной байопик Суворова или Петра Первого, а можно подверстать под стандарты мифа и превратить героя в легенду, — сказал Саломатин «Известиям».

В качестве удачного кейса эксперт РАНГХИС привел киноленту Ивана Пырьева «Свинарка и пастух», в которой женщина из матриархальной культуры, еще и занимающаяся разведением свиней, составляет идеальную советскую пару с дагестанским патриархальным мужчиной, чьи предки наверняка исповедовали ислам и считали такой род животноводства грязным.

­— Интересно, что авторы ленты провели героя через полный мифологический круг — рождение, испытание, встречу с волшебным помощником, инициацию, и не потому что они штудировали Проппа, а потому что любовь в советском мифе должна преодолевать любые различия.

Кадр из фильма «Сердце пармы»

Кадр из фильма «Сердце пармы»

Фото: Централ Партнершип

По мнению писателя Алексея Иванова, недавним прорывом к новому национальному эпосу стал девятикратный лидер проката в России и СНГ блокбастер Антона Мегердичева «Сердце пармы».

— Это просторный, фактурный, беспощадно красивый фильм, наполненный движением народов, людскими страстями и могуществом природы. Его тайна не в сюжете, а в устройстве самой жизни, когда человеческие драмы нерасторжимо сплетены с характером дикой земли, с волей упрямых богов, с борьбой против неумолимой судьбы. Это и есть прорыв к новому национальному эпосу, дерзко рассказанному языком XXI века, — отметил Алексей Иванов.

Можно ли создать контент, который бы отвечал традиционным ценностям, например сподвигал к бы созданию семьи, — большой вопрос. Если учесть, что основа любого искусства — это драма, конфликт, то это задача, над которой теория культуры бьется с античных времен.

Искусство должно воспитывать, но будет ли достаточно глубоким и качественным назидательный фильм или роман неизвестно, ведь для того, чтобы положительный пример сработал, он должен быть убедительным не только с этической точки зрения, но и с художественной, только тогда мы в него поверим, заключил Алексей Саломатин.

Прямой эфир