Абсолютный для большинства: что значит победа демократа Уорнока в Джорджии
Кандидат от демократов Рафаэль Уорнок одержал верх над своим оппонентом — республиканцем Гершелем Уокером во втором туре сенаторских выборов в американском штате Джорджия. По данным экзитполов, именно либерал преодолел планку в 50% голосов. Как рассказали «Известиям» в США, таким образом представитель «синего» блока обеспечил своей партии перевес в сенате «51 против 49» даже без голоса вице-президента Камалы Харрис. К тому же такой расклад даст дополнительную страховку, когда дело дойдет до принятия важных решений, ведь в верхней палате конгресса есть демократы, которые могут действовать вразрез с линией партии, объяснили американские эксперты.
Предсказуемая победа
Во время промежуточных выборов в конгресс, которые прошли в США 8 ноября, никто из кандидатов в сенаторы от Джорджии не смог преодолеть порог в 50%. Демократ и баптистский пастор Рафаэль Уорнок, находившийся в верхней палате конгресса с 2021 года по итогам дополнительных выборов, финишировал с 49,43% голосов, а бывший игрок в американский футбол и республиканец Гершель Уокер — с 48,5%. Согласно законодательству штата, в таком случае участники должны были уйти на второй тур.
По итогам нового этапа голосования, состоявшегося в штате 6 декабря, победу одержал представитель «синей» партии. По данным Fox News, он обошел своего соперника с результатом в 51,38% (кандидат от Республиканской партии набрал 48,62%).
«После тяжелой кампании или, лучше сказать, кампаний для меня большая честь произнести четыре самых значимых в условиях демократии слова: так сказал народ (the people have spoken)», — заявил Уорнок, поблагодарив своих сторонников.
При этом результаты выборов нельзя назвать неожиданными: о том, как все-таки завершится второй тур, говорили многие исследования.
— Уорнок, согласно данным опросов, опережал Уокера с отрывом до 4–5%. Кроме того, ранние экзитполы также склонялись в пользу Уорнока. Судя по всему, к его победе готовились все, включая Уокера, — рассказал «Известиям» профессор Университета Уэйна в Детройте Саид Хан.
И действительно, большинство избирателей еще до дня голосования отдавали предпочтение кандидату-демократу. К примеру, результаты исследования Data for progress предсказывали победу Уорнока с перевесом 51% против 49%. В Mitchell Research же давали наибольший разрыв между участниками: 50% против 45% в пользу представителя «синего» блока.
6 декабря пришли проголосовать около 1,4 млн человек, хотя это пока лишь предварительные данные, так как голосование завершилось всего несколько часов назад — в 19:00 по восточному времени (03:00 7 декабря по Москве). При этом досрочно или заочно высказались еще почти 1,9 млн жителей штата.
«Похоже, мы превзошли показатели дня промежуточных выборов в ноябре 2022 года, которые и так были самыми высокими. У нас рекордная явка по всем направлениям», — поделился главный операционный директор Джорджии Гейб Стерлинг.
Большинство с запасом
Долгое время ситуация вокруг сената оставалась достаточно неопределенной, преимущественно из-за отсутствия результатов в Джорджии. Итоги второго тура решали судьбу верхней палаты конгресса — получают демократы большинство или же остается баланс 50 на 50.
Именно во втором формате сенат существовал до промежуточных выборов. Перевес в пользу либералов обеспечивала вице-президент США Камала Харрис, выступающая по совместительству председателем в верхней палате американского парламента. По закону, если мнение сената раскалывается, ее голос имеет решающее значение. В остальных же случаях вице-президент не голосует.
— Победа демократов дает им абсолютное большинство в верхней палате, а также позволяет контролировать все назначения комитетов сената, — добавил профессор Саид Хан. — К тому же это дает либералам некоторую гибкость, когда дело доходит до обеспечения большинства, учитывая проблемы с сенаторами-демократами от Западной Вирджинии Джо Мэнчином и от Аризоны Кирстен Синема.
Как объяснил «Известиям» директор отдела внешнеполитических исследований Института Брукингса в Вашингтоне Майкл О'Хэнлон, дело в том, что среди членов верхней палаты конгресса хватает тех, чье мнение может не совпадать с линией партии, а наиболее яркими примерами как раз-таки считаются Мэнчин и Синема.
— В сенате достаточно независимости духа и мышления, поэтому нет никакой гарантии, что каждый сенатор-демократ всегда будет поддерживать любое партийное предпочтение или крупную инициативу. Таким образом, наличие 51 места (плюс голос вице-президента) обеспечивает демократам небольшую, но все же «подушку безопасности» в вопросе принятия законов, — подчеркнул он.
К тому же риски вызваны не только позициями, отходящими от линии партии, но и возрастом некоторых парламентариев. По словам Майкла О'Хэнлона, всегда есть вероятность, что кто-то из сенаторов в ближайшие два года (до следующих выборов в верхнюю палату) может стать недееспособным или даже скончаться.
— Если бы это был сенатор-демократ от штата с губернатором-республиканцем, губернатор мог бы назначить республиканца на временное место, таким образом потенциально передав контроль над сенатом Республиканской партии, — смоделировал он.
Впрочем, даже после победы «синим» в сенате предстоит нелегкая работа, ведь для большей эффективности, а также принятия важных законов и бюджета демократам придется искать компромиссы с «красной» палатой представителей, подчеркнул эксперт. Напомним, что по итогам ноябрьских промежуточных выборов эта часть парламента США с января перейдет под контроль республиканцев. Консерваторы получили 221 из необходимых 218 кресел (всего в палате представителей 435 мест).
Несмотря на подведение итогов избирательной гонки – 2022, перевести дух как у Демократической, так и у Республиканской партии не получится, поскольку на носу президентская кампания 2024 года. Пристальное внимание будет уделено, в частности, экс-президенту США Дональду Трампу. Он уже официально объявил о своем выдвижении, однако в ходе внутрипартийных выборов бывшего главу Белого дома могут потеснить новые лица, особенно после того, как его протеже, в том числе Гершель Уокер, на промежуточном голосовании потерпели поражение.