Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Армия
Расчет БПЛА «Орлан-10» обнаружил пехоту ВСУ и скорректировал удар артиллерии
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Никулинский районный суд Москвы перенес на 13 декабря начало процесса над врачами, которые обвиняются в торговле детьми от суррогатных матерей. На скамье подсудимых шестеро обвиняемых — четверо врачей и две суррогатные мамы. Им грозят суровые сроки — от 8 до 15 лет. В это время сами дети находятся в детских домах, генетическим родителям их не отдают, рассказали «Известиям» адвокаты. С их слов, ни врачи, ни мамы ни в чем не виноваты, однако, по версии следствия, все они были «организованной группой», чьи действия «повлекли по неосторожности смерть младенца».

Отягчающие обстоятельства

Нашумевшее уголовное дело о «торговле детьми» от суррогатных матерей дошло до суда. Во вторник, 6 декабря, Мосгорсуд отклонил жалобу адвокатов на продление ареста фигурантов. В этот же день Никулинский райсуд должен был начать рассмотрение дела по существу, но перенес начало процесса на 13 декабря.

Расследование шло почти два с половиной года. Впервые о том, что у следствия есть претензии к врачам-репродуктологам, стало известно еще в июле 2020 года. Врачей задержали в июле 2021 года и почти всё это время, с небольшим перерывом на домашний арест, они находились в СИЗО.

новорожденный роддом
Фото: РИА Новости/Кирилл Брага

Тогда в квартире в Одинцовском районе Московской области нашли четырех младенцев, которые под присмотром нянь дожидались встречи с генетическими родителями. Один из младенцев скончался, ему было полтора года, остальных детей изъяли.

Врачей заподозрили в том, что они продавали детей от суррогатных матерей иностранцам под видом лечения бесплодия. По версии следствия, суррогатным мамам якобы делали ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение. — «Известия»), они рожали детей в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга, а потом эти дети «уходили» иностранцам. Как считает следствие, обвиняемые нарушили законодательство в части «использования вспомогательных репродуктивных технологий». В материалах расследования говорится о 18 раскрытых эпизодах.

И вот спустя два с половиной года перед судом предстанут шестеро, в том числе заведующий отделением ЭКО центра медицинской помощи «Петровские Ворота» Тарас Ашитков, акушер-гинеколог высшей категории горбольницы № 1 подмосковного Красногорска Лилия Панаиоти, врач-репродуктолог клиники NGC Юлиана Иванова и гендиректор Европейского центра суррогатного материнства, совладелец «Росюрконсалтинга» Владислав Мельников.

эмбриолог суд следствие

Эмбриолог Тарас Ашитков перед рассмотрением ходатайства следствия об избрании меры пресечения в 2020 году

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Все они сейчас находятся в СИЗО — в сентябре суд продлил им арест до 17 февраля 2023 года.

На скамье подсудимых также две суррогатные мамы — Татьяна Блинова и Лилия Валеева.

Все обвиняются по ч. 3 ст. 127.1 УК РФ («Торговля людьми»). Кроме того, врачам вменяют то, что их действия были совершены организованной группой и повлекли по неосторожности смерть младенца. Это является отягчающим обстоятельством. По нему врачам грозит срок от 8 до 15 лет, рассказала «Известиям» член Ассоциации юристов России Наталия Скрябина.

В мае этого года Никулинский суд приговорил к пяти и шести годам колонии строгого режима троих фигурантов — сотрудников фирмы «Росюрконсалтинг»: переводчика Кирилла Анисимова, юриста Романа Емашева и менеджера Валентину Чернышову. По версии следствия, все они обеспечивали юридическое и организационное сопровождение сделок с потенциальными родителями. Все трое признали вину и пошли на сделку со следствием.

Остальные вину не признали и на сделку не пошли, хотя это могло существенно снизить сроки, сказала «Известиям» адвокат главного фигуранта дела Владислава Мельникова Людмила Айвар.

суд

Генеральный директор Центра суррогатного материнства Владислав Мельников (слева) перед рассмотрением ходатайства следствия об избрании меры пресечения

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

— Мой подзащитный такую возможность для себя даже не рассматривал, поскольку ничего противозаконного не совершал и не считает себя виновным, — сказала она.

Всего по делу проходят десять обвиняемых, один из которых находится в международном розыске — это руководитель компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев. Ранее он неоднократно давал СМИ комментарии по этому делу и настаивал на невиновности фигурантов. По его словам, у всех детей есть документы, которые подтверждают родство с их генетическими родителями.

Договор на маму

По словам адвоката Наталии Скрябиной, квалификация договора суррогатного материнства как договора купли-продажи ребенка в юридической науке не находит особой поддержки. Суррогатное материнство в РФ регулируют несколько статей в Семейном кодексе, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», ФЗ «Об актах гражданского состояния» и приказ Минздрава от 31.07.2020 № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Сотрудница центра достает пробу с репродуктивным материалом из криогенного хранилища в лаборатории в Научном центре акушерства им. В.И. Кулакова в Москве

Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

Этих норм недостаточно для детального регулирования института суррогатного материнства, а судебная практика идет по пути квалификации таких договоров как договора оказания услуг. Однако такая оценка здесь невозможна. Нельзя оценивать это как договор купли-продажи и уж тем более — как договор подряда, считает адвокат.

— Договор суррогатного материнства — это особая конструкция, которая должна защищать не только стороны договора, но и ребенка. Поэтому в России уже давно назрела необходимость отдельного регулирования этого сложного института суррогатного материнства, — сказала Наталья Скрябина.

Самое печальное в этой истории — это судьба детей, которые в настоящий момент находятся в российских детских домах, сказала «Известиям» адвокат Владислава Мельникова Людмила Айвар. Это дети из пяти иностранных семей — Таиланда, Австрии, Филиппин, Китая и Невады. Некоторые из них подали в российские суды иски, пытаясь доказать свои права на малышей, но пока безуспешно.

В начале этого года суд удовлетворил требования филиппинской семьи Кастро и постановил передать ей ребенка, но потом отменил это решение. Всем изъятым детям сейчас уже около трех лет. Что будет с ними дальше, неизвестно, сказала адвокат. С ее слов, изначально младенцев поместили в детдом для детей с особенностями психического развития, но потом перевели в обычное учреждение.

Научно-образовательный центр вспомогательных репродуктивных технологий

Сотрудница Научно-образовательного центра вспомогательных репродуктивных технологий им. Фредерика Паулсена

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

— В нашем законе закреплено приоритетное право ребенка жить в кровной семье. В деле установлено кровное родство детей с их иностранными родителями, но детей им не передают, — сказала адвокат.

С ее слов, это тем более странно, что часть детей от российских суррогатных мам все-таки уехала в Китай и Таиланд.

«Пока еще рожают…»

В настоящее время в России продолжают действовать порядка 100 медцентров суррогатного материнства, в том числе с участием иностранцев, рассказал «Известиям» адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы биологических родителей детей. Сейчас все они ощущают себя под ударом, сказал он.

— За два года, что идет процесс, ни к кому из них пока не пришли, но все боятся, что это может в любой момент произойти. А ведь отрасль суррогатного материнства — одна из удавшихся для нашей страны, по качеству — одна из лучших в мире, — сказал адвокат.

роддом интенсивная терапия
Фото: ТАСС/Сергей Мальгавко

С его слов, пока обвинение квалифицирует произошедшее как торговлю людьми, суррогатные мамы в этих центрах продолжают рожать и не привлекаются при этом к ответственности. А в Госдуме рассматривают поправки к законопроекту о запрете суррогатного материнства в РФ для иностранных граждан.

— В действиях врачей нет состава преступления, они всё делали в рамках закона, оказывали медицинские услуги. У детей есть кровные родители — иностранные граждане. В оформлении документов были допущены какие-то формальные ошибки, но это не уголовно наказуемое деяние, — сказал адвокат.

С его слов, «одинцовское» дело «о торговле детьми» не единственное, в стране параллельно идет несколько таких дел. В частности, в июле этого года вынесен первый в России приговор суррогатной матери в Красноярске. Гражданка Казахстана Тамара Яндиева получила три года колонии общего режима.

Читайте также
Прямой эфир