Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
В Чехии определились четвертьфиналисты ЧМ-2024 по хоккею
Мир
Глава ВОЗ заявил о крайне тяжелой ситуации в Газе и призвал Израиль снять блокаду
Мир
На Украине водители массово отказываются работать из-за усиления мобилизации
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту обнаружения тела ребенка в реке в Москве
Общество
Автомобилистам в Москве рекомендовано быть внимательнее из-за тумана
Политика
В Госдуме объяснили отказ ООН принять проект РФ об оружии в космосе
Мир
Маск высмеял роль США «в защите демократии» на Украине
Мир
На Украине сообщили о повреждении предприятия в Днепропетровской области
Мир
Боррель призвал ЕС немедленно направить прибыль от активов РФ Украине
Мир
Во Франции назвали незаконной помощь Киеву после истечения полномочий Зеленского
Мир
СМИ узнали о нежелании Бена Аффлека оставаться в браке с Дженнифер Лопес
Происшествия
В Подмосковье подросток открыл стрельбу в попытке отнять у школьника толстовку
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Зарубежные бренды косметики и парфюма возвращаются в страну после внесения продукции в исключения по параллельному импорту. Это стало возможным благодаря готовности компаний возобновить поставки своей продукции в Россию. Спрос на локальную продукцию заметно растет, а главным тормозящим фактором остается доля импортного сырья. В уходовой косметике этот показатель составляет до 30–50%, в декоративной — до 50–60% и до 90% — в парфюмерии. Производители ищут альтернативных поставщиков из Кореи, Турции, Китая и меняют составы продукции. Подробности — в материале «Известия».

Реальный импорт 2.0

Минпромторг запретил параллельный импорт парфюмерно-косметической продукции таких брендов, как Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и Kerastase, введенный в августе на фоне санкций. Это произошло из-за того, что бренды готовы возобновить поставки в Россию. Об этом «Известиям» рассказали в пресс-службе министерства.

— Указанные бренды, кроме Valentino, внесены в исключения, и, соответственно, в отношении них не разрешен параллельный импорт, — сообщили в Минпромторге. — Это стало возможным благодаря решению компаний возобновить поставки своей продукции в Россию.

Исключения вступают в силу через три месяца.

парфюмерия выставка покупатели
Фото: ТАСС/Александр Щербак

По словам экспертов рынка, после возвращения части брендов может произойти удорожание их продукции. Это связано со сложностями во взаиморасчетах, конвертацией валюты и удорожанием логистических схем.

«Ждать падения цен на импортные продукты, тем более люксового сегмента, вряд ли приходится. С другой стороны, вполне возможно, что в качестве альтернативы готовым дорогостоящим импортным продуктам вернется мода на натуральную косметику», — считает проректор Института косметологии, эстетической медицины и визажного искусства Анна Сикорская.

Справка «Известий»

Косметика, поступившая в розницу по каналам параллельного импорта и соответствующая техническим регламентам ЕАЭС, имеет статус товаров, выпущенных в свободное обращение, и будет реализована в обычном порядке.

Вновь ввозимая продукция Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и Kerastase по каналам параллельного импорта поступить на внутренний рынок уже не сможет.

— Единственное, с отменой параллельного импорта можно попасть под риск снижения конкуренции, так как поставки будут вестись только через официальных дистрибуторов, — полагает завкафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксана Фальченко. — Цены могут в связи с этим немного увеличиться, чтобы отбить финансовые потери официальных дистрибуторов от параллельных поставок, однако большого роста ждать не приходится (волатильность рынка, валютный фактор этому не способствуют).

косметика  выставка россия
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

С другой стороны, уверена заместитель исполнительного директора по стратегическому развитию и маркетингу Ассоциации менеджеров Анна Золина, рост цен на косметику вернувшихся брендов будет зависеть от поведения их владельцев в сложившейся ситуации. «Структура ввоза косметики на рынок России достаточно стабильна, ключевые партнеры из списка дружественных стран — Китай и Беларусь», — сказала Золина.

Красота роста

Рынок российского косметического производства уверенно растет, особенный спрос на российскую косметику отмечается и в онлайн-каналах продаж. По данным ряда источников, категория «Товары для красоты и здоровья» выросла в 2022 году почти на 50%. Розничные косметические сети вводят в ассортимент российские марки.

— Постепенно локальные производители замещают сырье, ушедшее с рынка, на азиатские и частично российские аналоги, — говорит председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА), президент Национального общества косметических химиков (НОКХ) Татьяна Пучкова. — Интерес бизнеса к созданию новых российских брендов и организации косметических производств огромен. Многие косметические дистрибуторы в новых условиях задумываются о собственном производстве.

корея косметика выставка
Фото: ТАСС/Александр Щербак

С уверенностью можно сказать, что ассортимент российских игроков бьюти-индустрии перекрывает все желания потребителя в косметике сегмента масс-, мидл- и низкого ценовых сегментов.

Вместе с тем существенных изменений спроса даже на фоне новостей о возвращении топовых брендов в 2022 году не ожидается, отмечает гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. Согласно данным экспертов банка «Русский Стандарт», средний чек по рынку на покупку российской косметики за три квартала 2022 года составил 330 рублей, средний чек на косметику иностранных брендов — 463 рубля. Доля покупок российской косметики в общем объеме средств красоты выросла за три квартала до 30%, на 7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На долю премиального сегмента приходилось около 20% от оборотов, на средний и бюджетный сегменты — 80%.

— В текущий момент в розничных магазинах и на маркетплейсах всё еще продаются стоки товаров ушедших брендов, — отмечает Анна Лебсак-Клейманс. — На фоне сокращения предложения от иностранных компаний растет спрос на российскую и белорусскую косметику. До кризиса 2022 года доля импортных товаров составляла до 80% в косметике и почти 90% в парфюмерии.

По оценкам Fashion Consulting Group, цены на продукцию выросли на 30–50% в первом полугодии из-за скачков курса рубля весной 2022 года, мирового роста цен на сырье, усложнения логистики, затрат на поиски новых поставщиков. По данным Data Insight, во II квартале 2022 года было продано на 6% меньше косметических средств и парфюмерии, чем в I квартале 2022-го, и на 4% больше, чем в IV квартале 2021 года.

После роста цен в первом полугодии, несмотря на стабилизацию рубля, цены не снижались, так как сырье подорожало примерно на 40% к докризисному периоду. Например, такой ключевой ингредиент, как пальмовое масло, вырос в стоимости до 80%. В ближайшие месяцы, считают в Fashion Consulting Group, цены вряд ли пойдут вниз, хотя и рост вверх ограничен невысокой потребительской активностью.

парфюмерия выставка покупатели
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Иначе говоря, предлагаемый ассортимент будет ориентирован на более бюджетные категории товаров», — подчеркивают в FCG.

— По сравнению с прошлым годом объемы производства российской косметики не изменились, спрос стабилен, — говорит основатель бренда Lamaris Марина Писецкая. — Ожидаем рост продаж в 2023 году.

По словам экспертов компании, рост продаж действительно есть, так как импорт уходит с полок магазинов и на замену остаются российские, корейские и адаптировавшиеся европейские бренды (европейские, как правило с небольшим потоком и экономкласса). Импортируют через третьи страны, которые разрешили ввоз. «Если раньше российских производителей рассматривали далеко не в первую очередь, то теперь приглашают стать партнерами-поставщиками, так как запасы заканчиваются, а новых поставок нет», — отмечают в Lamaris.

В любом случае, как отмечают в маркетинговом агентстве «Русопрос», товары, ввезенные через параллельный импорт, оказываются ощутимо более дорогими, в сравнении с товарами, ввезенными официальными дистрибьюторами, ввиду более длинной логистической цепи, а также большего количества посредников в цепи поставки, каждый из которых закладывает свою маржу. «Возврат и готовность любых топ-брендов к прямым поставкам является положительным знаком для рынка, поскольку как раз-таки должно сказаться позитивно на конечной стоимости продукции в рознице», — считают в маркетинговом агентстве «Русопрос».

Свое среди чужих

На место ушедших брендов сейчас пытаются приходить как российские бренды, так и бренды, доступные для поставки в Россию. Например, из Южной Кореи, азиатских стран, Турции.

— Но понятно, что даже при таких попытках мы имеем ситуацию дефицита, потому что логистика доставки товаров из этих стран достаточно сложная плюс потребитель должен успеть сориентироваться, адаптироваться к ситуации, понять, «куда бежать» и что покупать, — говорит Анна Сикорская. — Поэтому сказать, что ситуация выглядит оптимистично с импортными товарами, пока довольно сложно. То, что на рынке у нас сейчас осталось, — это в основном складские запасы, которые были завезены до наступления санкций, они распродаются. Многие привычные товары действительно уже исчезли с полок магазинов.

косметика  выставка россия парфюмерия
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

На данный момент, по мнению директора Удмуртского филиала Института экономики УрО РАН Анны Овчинниковой, при производстве российской косметики наблюдается значительное снижение в натуральном выражении производства таких товаров, как средства для макияжа, кремы, шампуни, что объясняется отсутствием импортной компонентной базы. При этом наметился рост в таких категориях, как средства для маникюра и педикюра, лосьоны для ухода за кожей лица, солнцезащитные средств, туалетная вода, духи и одеколоны.

По данным экспертов, непростая ситуация сложилась с профессиональными продуктами, например с красителями для волос. По словам специалистов, с этой проблемой столкнулись многие салоны красоты. Заместить привычные бренды пока оказывается довольно проблематично.

— Бизнес быстро приспосабливается, ищет варианты, ищет пути, — говорит Сикорская. — Серый импорт был определенным решением проблемы до поры до времени. Пока ситуация такова: российская косметическая продукция на 40–45% состоит из европейских и американских ингредиентов. Производители экстренно ищут им заменители. Большие надежды в этом смысле возлагались, конечно, на азиатские рынки, но выяснилось, что далеко не все ингредиенты там есть и могут заместить существующий дефицит. Кроме того, логистика тоже очень осложнилась: проблемы азиатского и турецкого сырья — это также и проблемы доставки, которые нельзя сбрасывать со счетов.

В прошлом году на долю отечественной косметической продукции с учетом локализованных производств зарубежных брендов приходилось около 38% рынка. Санкционные ограничения существенно изменили российский рынок. Из общего числа недружественных стран только США на законодательном уровне ввели ограничения на продажи косметики в Россию. Восьмой пакет санкций, принятый ЕС, ограничил закупки из России косметики, но не запретил ее поставки в нашу страну. Сейчас положительную динамику демонстрирует выпуск уходовой косметики. За 9 месяцев 2022 года он увеличился на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, указывает замруководителя практики финансового консалтинга группы «Деловой профиль» Анна Крысина.

— Несмотря на то что большинство каналов закупок удалось переориентировать на Индию и Китай, зависимость от импорта сырья из ЕС остается высокой, — отмечает Анна Крысина. — По этой причине многие отечественные производители косметики вносят изменения в рецептуру и меняют ассортимент выпускаемой продукции, отдавая предпочтение органическим ингредиентам.

парфюмерия выставка покупатели
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

По ее словам, параллельный импорт еще не полностью вытеснил с полок магазинов косметики сделанные ранее запасы. «Эффект импортозамещения в косметической отрасли весьма заметен. За 9 месяцев 2022 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, более чем в пять раз увеличилось производство лосьонов для ухода за кожей лица и в два раза — за кожей тела, в 3,3 раза повысился выпуск уходовой косметики для макияжа, на 74% — кремов для бритья, на 27% — средств для очистки кожи и на 13% — кремов для ног», — сказала Крысина.

Уже ввезенные в рамках параллельного импорта товары будут реализовываться поставщиками без каких-либо ограничений, убеждена доцент кафедры финансов денежного обращения и кредита УрГЭУ Алена Заборовская.

— Пока будут восстанавливаться логистические цепочки прямых поставок от производителя, товары, ввезенные параллельным импортом, будут пользоваться спросом и, скорее всего, полностью реализованы, — резюмировала она.

Прямой эфир