Не дороги дороги: электрокарам готовят бесплатный проезд по трассам с 2023 года
В России с 2023 года могут ввести бесплатный проезд по платным трассам для электротранспорта, рассказал «Известиям» информированный источник, знакомый с ходом обсуждения в кабмине. Эту норму предлагается установить на три года — соответствующее поручение правительства было дано профильным министерствам в августе, сообщил в свою очередь «Известиям» замглавы Минэкономразвития Максим Колесников. Пока в стране собственные легковые электромобили серийно не выпускаются, но два проекта уже близки к производству. Эксперты говорят, что для стимуляции рынка электромобилей только этой инициативы мало. Отечественные же производители самой действенной мерой называют субсидии, компенсирующие покупателю разницу в стоимости между дизельной и электрической машинами. Нужно создавать и локальное производство компонентов, которые составляют больше половины себестоимости электромобиля.
Электрокарам дорогу
Бесплатный проезд для электротранспорта по платным дорогам в России могут ввести с 2023 года, рассказал «Известиям» источник, знакомый с обсуждением этой темы в правительстве. Эта мера будет действовать три года, отметил замглавы Минэкономразвития Максим Колесников.
— В августе этого года правительство РФ поручило Минэкономразвития, Минтрансу, Минэнерго совместно с Минфином подготовить предложения для установления бесплатного проезда электромобилей по платным дорогам на всей территории РФ сроком на три года. Минэкономразвития в настоящее время разрабатывает проекты НПА (нормативно-правовые акты. — «Известия») для последующего согласования, — уточнил Максим Колесников.
По его словам, это еще одна мера, которая должна сделать покупку электромобилей привлекательной и экономически выгодной для граждан благодаря распределению поддержки сразу по нескольким направлениям: бесплатный проезд, бесплатная парковка, отсутствие транспортного налога. О проработке вопроса введения этих преференций для владельцев электрокаров (кроме бесплатной парковки) летом сообщала газета «Коммерсант» со ссылкой на методические рекомендации Минтранса регионам.
Однако есть риск, что в этом году законодатели не успеют принять соответствующий нормативный акт, так как пока правительство не определилось с источниками возмещения выпадающих доходов операторов платных трасс, рассказал «Известиям» источник в одном из ведомств.
В пресс-службе оператора Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге — компании «Магистраль Северной столицы» — на вопрос о доле проездов электромобилей в общем трафике на ЗСД сказали, что способов объективного определения или выделения электрокаров в общем потоке транспорта сегодня нет.
— Гипотетически с учетом имеющейся в открытых источниках информации по количеству зарегистрированных в Петербурге электромобилей можно предположить, что доля их проездов в трафике на ЗСД, составляющем до 400 тыс. транзакций в сутки, ничтожно мала, — добавили в компании.
В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что нормативных документов по этой теме от других министерств не получали. В Минтрансе на запрос «Известий» не ответили. Так же поступили в госкомпании «Автодор», которая управляет сетью более чем из 4 тыс. км автотрасс, из которых более 1,9 тыс. км — платные. Редакция направила запрос в Минфин. В Минэнерго сообщили, что документ не поступал в ведомство.
Планы и будущее
Пока в России собственные легковые электромобили серийно не производятся. Но правительство делает особый акцент на этот вид транспорта. Так, в разработанном Минпромторгом проекте «Стратегии развития автопрома до 2035 года» есть раздел, посвященный новым технологиям и производству электрических и водородных автомобилей.
Летом прошлого года кабмин утвердил концепцию развития электротранспорта до 2030 года. В документе говорилось, что внутрироссийский рынок электротранспорта уже отстает от мирового. В 2021 году объем мирового рынка электрокаров составил около 4,7 млн штук, или 5,6% всего авторынка против 1,1% в России. По данным «Автостата», в прошлом году в стране было продано 2254 новые машины с полностью электрическими силовыми установками, что в три раза больше, чем в 2020-м. Самыми популярными марками у россиян стали Tesla, Porsche и Audi. Совокупный рынок электромобилей достиг значения 14,7 тыс. единиц.
При этом уже к 2030 году российские автозаводы должны выйти на объем выпуска в 217 тыс. электрокаров ежегодно, следует из проекта «Стратегии». Исходя из прогнозируемого в документе уровня производства транспортных средств (ТС) к этому времени (1,756 млн шт.), на электромобили придется около 12,4%, подсчитали «Известия». В концепции по электротранспорту были похожие целевые показатели: речь шла о выпуске 25 тыс. электромобилей до 2024 года и 10-процентной доле электромобилей в общем объеме производства ТС к 2030 году. Также к этому году в России планируется запустить собственное производство ячеек для аккумуляторных батарей.
Чем богаты
Сегодня из электрического транспорта в России серийно производятся электробусы КамАЗа, «Группы ГАЗ» и «Волгабаса», у которого заказов сейчас нет (последний электробус продан в Санкт-Петербург в начале года). ГАЗ также выпускает электрические Gazelle e-NN. Пока только разрабатываются проекты электрических легковушек: «КАМА» (проект гендиректора КамАЗа Сергея Когогина и бизнесмена Рубена Варданяна) и электромобиль «Москвич». О планах в долгосрочной перспективе разработать свой электромобиль заявлял в интервью «Известиям» в июне и глава АвтоВАЗа Максим Соколов. Разработками в этой области занимается также оборонный концерн «Алмаз-Антей»: недавно компания представила прототипы двух новых автомобилей на модульной платформе NEVA.
Заняться серийным производством электрокаров в России уже в этом году планируют сразу две компании, подписавшие специальные инвестиционные контракты с Минпромторгом: это липецкий «Моторинвест» и «Электромобили мануфэкчуринг рус» из Санкт-Петербурга. Первые будут выпускать китайские машины концерна Dongfeng под собственным брендом Evolute (в линейке будут седан, минивэн и три кроссовера), вторые — электрические фургоны EVM на базе УАЗ «Профи». Выпуск Evolute должен начаться уже в сентябре, появление первых электрофургонов EVM ожидается до конца года. Московский дилерский центр «Авилон» недавно начал принимать заказы на Evolute. А на Восточном экономическом форуме в этом году «Моторинвест» подписал соглашение с «РусГидро» на поставку своих машин для владивостокского каршеринга Green Crab.
Сам по себе бесплатный проезд по трассам существенно не простимулирует развитие электротранспорта в стране, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Это объясняется пока еще низкой распространенностью этого типа автомобилей и высокой заинтересованностью нефтегазовых компаний в сохранении российского рынка сбыта углеводородов, отметил управляющий директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Дмитрий Орехов.
— Предлагаемые меры могут стимулировать в основном продажи иностранных электрокаров, так как отечественная автомобильная промышленность только приступила к разработкам собственных электромобилей, — добавил эксперт.
Основными же факторами скорейшего распространения таких машин станут снижение их стоимости, рост количества электрозаправочных станций (в настоящее время по всей РФ функционируют чуть больше 200 ЭЗС) и увеличение запаса хода аккумуляторной батареи, обратил внимание «Известий» Дмитрий Орехов.
В серьезный эффект от бесплатного проезда не верит и старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
— Давайте возьмем самый активный рынок по электромобилям — московский. Если покупатель электрокара не живет в Одинцово, не обладает дачей на северо-западе вблизи М-11 и не летает постоянно из Шереметьево, вряд ли бесплатный проезд по платным трассам будет существенным стимулом для автомобилиста, — сказал эксперт.
Подобные инициативы будут хорошо работать только как дополнение к повсеместному строительству зарядных станций, согласен эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Игорь Голубничий. Теоретически эта мера может коснуться не только легковых электромобилей, но и LCV (легкие коммерческие авто) и даже электрических тягачей. Но пока в отсутствие собственных серийных моделей это коснется импортных электромобилей.
В «Группе ГАЗ» назвали самой действенной мерой стимулирования спроса на электромобили субсидии, компенсирующие покупателю разницу в стоимости между дизельной и электрической машинами. По словам представителя компании, помимо стимулирования спроса нужно создавать локальное производство электрокомпонентов, которые составляют больше половины себестоимости электромобиля: без локализации развитие этого вида транспорта не будет эффективным.