Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
У молдавской оппозиции пока нет кандидата к предстоящим выборам президента
Мир
Зеленский допустил присутствие Путина на следующем саммите мира
Общество
Арестовано имущество обвиняемого в нарушении правил иноагента француза Винатье
Общество
Синоптики спрогнозировали грозу и до +35 градусов в Москве 4 июля
Экономика
Приватизация принесла в бюджет 11 млрд за половину 2024-го
Мир
Сенатор увидел в риторике Киева намеки на возможность урегулирования конфликта
Мир
Авиация коалиции США 15 раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Мир
Каждый третий демократ призвал Байдена выйти из президентской гонки
Мир
Токаев отметил вклад Путина в усиление потенциала ШОС
Экономика
Греф сравнил программу льготной ипотеки с приемом стимулирующих препаратов
Мир
Антонов заявил об осознании в Вашингтоне последствий ударов ВСУ по Крыму
Мир
Такер Карлсон анонсировал интервью с Зеленским
Общество
ФСБ раскрыла документ о казнях евреев от Львова до Киева элитной дивизией СС
Мир
На Украине родственники чиновников покинули страну под предлогом помощи сиротам
Мир
Антонов указал на последствия выделения США нового пакета помощи Киеву
Экономика
Замминистра финансов рассказал о регулировании и налогообложении майнинга
Мир
ВС РФ нанесли удар по ВСУ в Харьковской области бомбой ФАБ-3000
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России к 2024 году будет выпущено 25 тыс. отечественных электроавтомобилей, а также запущено 9 тыс. зарядных станций для них, рассчитывают власти. Это следует из пояснительной документации к группе инициатив социально-экономического развития, объединенных под названием «Технологический рывок» («Известия» ознакомились с ней). К этому же году за счет беспилотников планируется снизить себестоимость перевозок грузов по трассе М-11 на 15% и увеличить скорость коммерческого движения по ней на 25%. Будут развивать и технологические стартапы: к 2024 году число вышедших на IPO фирм должно составить не менее 30, указано в бумагах.

Электрокары в массы

Появление отечественной линейки электрокаров анонсировал глава правительства Михаил Мишустин на заседании совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам в июле 2021 года.

— По направлению технологического развития хочу отметить проект создания собственной линейки электромобилей, в том числе на водородных топливных элементах, — сообщил тогда глава правительства.

О важности развития электромобилей говорил и первый вице-премьер Андрей Белоусов.

— Времени осталось два-три года, иначе нас просто наши западные конкуренты, партнеры, они просто забьют, и мы эту отрасль потеряем. Потребителя у нас отнимут, — предупреждал он.

завод
Фото: ТАСС/Александр Рюмин

Неудивительно, что проект по развитию электротранспорта стал одной из стратегических инициатив правительства и вошел в блок «Технологический рывок». Как выяснили «Известия», в его рамках государство планирует не только производить электромобили и строить зарядные станции для них, но и создать заправочную инфраструктуру на водороде, испытательную базу для проведения сертификационных и доводочных работ при проектировании автомобилей с низким углеродным следом, а также выпускать отечественные водородные топливные элементы. По документам, реализация инициативы будет стоить 121,1 млрд рублей.

Установлены и конкретные цели: к 2024 году планируется произвести не менее 25 тыс. единиц электромобилей и ввести в эксплуатацию как минимум 9 тыс. зарядных станций, 2,5 тыс. из которых будут «быстрыми» с мощностью 150 кВт. А к 2030-му доля электронных транспортных средств в России должна составить не менее 10%, число зарядных станций достичь 72 тыс., а количество водородных заправок — 1 тыс., указано в документах.

«Известия» направили запросы крупнейшим российским производителям автомобилей с просьбой прокомментировать инициативу. В ПАО «КамАЗ» сообщили, что уже сейчас активно выпускают транспорт на электротяге: компания организовала серийное производство электробусов, и уже более 600 штук эксплуатируется в Москве. Там выразили готовность наращивать их выпуск при наличии спроса. Кроме того, КамАЗ разработал грузовики на электрической тяге и представил легковой электромобиль, серийное производство и финансирование которого сейчас прорабатываются.

В организации также заявили, что видят в электрокарах будущее транспортной сферы России.

Производство электромобилей «Муравей»

Производство электромобилей «Муравей»

Фото: РИА Новости/Виталий Белоусов

— Это неизбежный тренд. По мере развития как самого электротранспорта, так и производства батарей они будут всё более актуальны, особенно в крупных агломерациях, — сказали в ПАО «КамАЗ».

В группе ГАЗ также заявили, что уже активно выпускают электромобили. С 2018 года компания производит электробусы, а в 2020-м создала коммерческий электрокар. При этом там выразили уверенность, что для развития электротранспорта в масштабах страны необходимо стимулировать спрос путем субсидирования покупателей.

— Именно субсидии позволяют сделать электротранспорт на начальном этапе более доступным для потребителей, переключить спрос на него. По такому пути пошли в Германии, Австрии, Испании и других странах, — заявили в компании.

В «АвтоВАЗе» оперативно не ответили на вопрос «Известий» о готовности выпускать электромобили.

В Минпромторге заявили, что реализация подобного рода проектов вместе с проводимой политикой в автомобильной промышленности в первую очередь способствует созданию собственной компонентной базы для производства автомобилей на электрической тяге.

Беспилотники и IPO

В блок «Технологический рывок» также вошла инициатива «Беспилотные логистические коридоры», которая предусматривает создание и вывод на рынок грузовых автомобилей на автоматическом управлении. Среди ключевых ее результатов к 2024 году — запуск беспилотных машин по трассе М-11 Москва–Санкт-Петербург с трафиком 186 тыс. таких транспортных средств в год, указано в бумагах. А к 2025-му предполагается, что они составят 20% всего потока автомобилей на указанной дороге, сократив на 8% число ДТП. Кроме того, планируется снизить себестоимость грузовых перевозок по этому маршруту на 15%, а объем выбросов CO2 — на 12%.

Участок автомобильной трассы М-11 «Москва - Санкт-Петербург»

Участок автомобильной трассы М-11 Москва–Санкт-Петербург

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Однако правительство планирует развивать не только беспилотные автомобили, но и суда. Частью «Технологического рывка» стала инициатива «Автономное судовождение», целями которой к 2030 году выступают снижение издержек автономного портового флота на 225 млрд рублей в год.

Уделять внимание будут и технологическим стартапам. В рамках проекта «Взлет — от стартапа до IPO» планируется создать организационные и финансовые условия для зарождения как можно большего количества компаний в этой сфере, а к 2024 году вывести как минимум 30 из них (с выручкой от 800 млн рублей в год) на IPO. Предполагается, к 2030 году их число увеличится до 100, а прирост заработка составит 790 млрд рублей. При этом поддержку получит в общей сложности тысяча предпринимателей и будет создано 27 тыс. рабочих мест, предусматривает инициатива.

«Известия» направили запрос в Минтранс с просьбой прокомментировать указанные проекты.

Будущее такси и каршеринга

Сейчас перечисленные инициативы всё еще в процессе обсуждения, причем выносятся на рассмотрение и более амбициозные планы, отметила вице-президент ЦСР Татьяна Горовая. По ее мнению, установленные цели вполне выполнимы, так как в их определении участвуют производители.

В России уже реализуется несколько проектов по производству электротранспортных средств, отметила эксперт. В сегменте электробусов работают ПАО «КамАЗ», группа ГАЗ и ООО «Волгабас». Модели электромобилей разного уровня готовности производят ПАО «КамАЗ» и ПАО «ГАЗ», серийный выпуск налажен на базе предприятия ООО «Зетта». Кроме того, в Калининграде холдинг «Автотор» в 2023 году планирует запуск сборки электромобилей Kia и Hyundai, рассказала Татьяна Горовая.

электромобиль
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Электромобили целесообразно внедрять только в городах, причем исключительно в качестве общественного транспорта, каршеринга и такси, так как они используются максимальное количество времени, полагают в ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Если 25 тыс. электрокаров будут задействованы для каршеринга или такси, только тогда это обеспечит эффект по улучшению экологии и оправдает субсидирование их производства, уверены в организации.

Прямой эфир