Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Средний чек на авиабилет за границу этим летом вырос на 37% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Как рассказали «Известиям» в сервисах по продаже авиабилетов, сильнее всего подорожали полеты в Израиль, Турцию, ОАЭ, а также в закрытые теперь для россиян европейские города (в 2,8–4 раза дороже). Рост цен объясняется инфляцией и ограниченностью числа доступных стран: прямые перелеты совершаются только в 11 государств. Также на стоимость билетов повлияли подорожавший керосин, ограниченное число неподсанкционных самолетов и высокий сезон в авиации, признали участники рынка и эксперты.

Денег не жалко

Средний чек на авиаперелет за границу летом 2022 года вырос на 37% по сравнению с тем же сезоном 2021-го. Такие данные «Известиям» предоставил аналитик в крупной российской компании по продаже билетов. Если в прошлом году отправиться за границу самолетом и вернуться в Россию можно было в среднем за 29 тыс. рублей (расчеты сделаны на одного человека в экономклассе), то в этом — уже за 39,9 тыс., сообщил источник. Речь не только о прямых перелетах в доступные россиянам страны, но и о рейсах с пересадками.

Российские авиакомпании сейчас выполняют прямые рейсы только в 11 государств, сообщил в конце июня глава Минтранса Виталий Савельев. Эти страны дали гарантии, что отечественные самолеты не будут там арестованы по требованию лизингодателей после введения санкций Евросоюза и США, пояснял министр. До пандемии коронавируса, в 2019 году, российские перевозчики летали минимум в 68 стран, а в конце ноября прошлого года Россия отчиталась, что возобновила сообщение с 79 государствами.

Самолёт летит в небе
Фото: Global Look Press/Bernd Pfeifer

Сильнее всего этим летом подорожали перелеты в Израиль (в 2 раза, до 54,5 тыс. рублей на человека), в Турцию (в 1,9 раза, до 42,6 тыс.), в ОАЭ (в 1,8 раза, до 54,7 тыс.), сообщил источник «Известий». Билеты в Армению выросли в цене в 1,3 раза в среднем, до 27 тыс., в Египет — в 1,3 раза, до 44,4 тыс., в Азербайджан — в 1,2 раза, до 40,5 тыс., добавил он.

Схожие данные «Известиям» привели в «Туту.ру». По данным сервиса, в разы подорожали направления, куда без пересадок теперь вообще не добраться. Например, перелет Москва — Салоники (Греция) подорожал почти вчетверо, Санкт-Петербург — Ларнака (Кипр) — в 3,5 раза, Москва — Варшава (Польша) — в 3,4 раза, Москва — Барселона (Испания) — в 3,2 раза, рейсы из столицы в Болонью (Италия) и Загреб (Хорватия) — почти втрое.

По данным сервиса «Тинькофф Путешествия», цены на самые популярные из доступных зарубежных направлений действительно выросли, но не так значительно. Как сообщили в компании, перелет в Турцию подорожал на 57%, до 34,5 тыс. рублей, в Армению — на 23%, до 27,2 тыс., в Египет — на 12%, до 35 тыс., в ОАЭ — на 5%, до 37,7 тыс. А вот авиабилет в Италию (с пересадками) вырос в цене на 70%, до 61,9 тыс.

— Одна из причин роста цен состоит в том, что весной 2022 года европейские страны ограничили свое воздушное пространство для российских авиалиний. Некоторые перелеты теперь длятся дольше, и само топливо стало дороже. Для поездок в Европу пересадочными хабами стали Турция, ОАЭ и ряд других стран, и стоимость таких перелетов, естественно, стала выше. Кроме того, цены выросли в сезон из-за высокого спроса: загрузка самолетов сейчас большая, доступных направлений немного, поэтому и тарифы зачастую высоки, — пояснил «Известиям» руководитель «Тинькофф Путешествий» Илья Артеменко.

Технический персонал на трапе
Фото: Global Look Press/James Lauritz

Также на стоимость билетов повлияла нехватка самолетов, которые могут безрисково летать за границу. Еще в апреле Минтранс сообщал, что это порядка 193 самолетов, из которых 148 — это российские Superjet. Это всего 16,8% от общего пассажирского коммерческого авиапарка России. При этом у российских SSJ в базовой версии дальность полета примерно 2,5 тыс. км, поэтому на рейсы в дальнее зарубежье их не поставить.

«Известия» направили запросы в Минтранс и Росавиацию.

Куда дешевле?

По ряду доступных для путешествий направлений билеты, напротив, подешевели. В основном это страны СНГ, следует из данных сервисов по бронирования билетов.

Так, перелеты в города Узбекистана стали доступнее на 36,5% (до 24,6 тыс. рублей за билет туда-обратно), в Казахстан — в 1,7 раза (29,4 тыс.), в Киргизию — на 23% (до 22,2 тыс.), в Таджикистан — в 2,3 раза (до 25,9 тыс.), поделился данными авиааналитик. Билеты в Минск подешевели почти вдвое до 10,5 тыс. По данным «Туту. ру», направления Москва — Бишкек и Москва — Ташкент стали доступнее на 10 и 20% соответственно, Москва — Минск — почти на 40%, Москва — Худжанд — на 75%.

— На большинстве направлений с заметным снижением среднего чека существенно выросла доля бронирований на прямые рейсы. Например, на направлении Москва — Душанбе год назад доля прямых перелетов была около 30%, а сейчас — 93%. По направлению Москва — Худжанд прошлым летом летали напрямую всего около 1,6% пассажиров, а сейчас — 90,6%, — сообщил «Известиям» представитель «Туту. ру».

По словам директора группы корпоративных рейтингов АКРА Александра Гущина, у авиакомпаний сейчас есть множество предпосылок для повышения цен на билеты.

Самолёт летит очень высоко в небе
Фото: Global Look Press/Robert Michael

— Это и инфляция, которая так или иначе приводит к увеличению затрат на оплату труда, и рост стоимости топлива. Помимо факторов, связанных с расходами, есть рыночные факторы. Так, по некоторым направлениям могла снизиться частота перелетов, что способно привести к снижению конкуренции, а следовательно, к росту цен, — пояснил эксперт.

При этом главная задача государства сейчас — это сохранение транспортной доступности именно внутри страны: для этого у российских перевозчиков должно остаться достаточное количество самолетов для удовлетворения внутреннего спроса, а цены по РФ не должны существенно вырасти, добавил Александр Гущин.

— Это объясняет значительную поддержку правительства для внутренних перевозок (весной было выделено 100 млрд рублей на субсидирование перелетов по России. — «Известия»). С международными перевозками ситуация чуть иная. Даже если российские авиакомпании полностью откажутся от международных рейсов, есть возможность привлечь на них иностранных перевозчиков. Плюс поездки за границу не попадают в категорию базовых потребностей россиян, — добавил эксперт.

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что главный фактор роста цен на перелеты за границу — это дефицит провозных емкостей (самолетов и мест в самолетах), которые не подвержены санкционным рискам.

Техническое обслуживание самолета
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

— У российских авиакомпаний сейчас меньше самолетов, на которых можно летать даже по доступным международным направлениям без риска ареста судов. Все остальные факторы роста цен вторичны. А если взять перелеты за границей, не рассматривая сегмент перелета из пункта в РФ до ближайшего пункта за границей, то есть если взять, например, перелеты внутри Евросоюза, то они с учетом укрепившегося рубля даже заметно подешевели для россиян. Но, конечно, для большинства россиян полеты внутри Евросоюза не актуальны, — сообщил эксперт.

инфографика

По его мнению, правительство не должно субсидировать еще и заграничные рейсы: в задачи российского правительства не входит стимулировать полеты туристов, чтобы они оставляли деньги за рубежом.

Прямой эфир