Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дефицита продовольствия в России не будет — сегодня предпринимаются усилия для ускорения таможенных процедур на границе по поставке жизненно важных товаров. Об этом в интервью «Известиям» рассказал замруководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Олег Губайдулин. Он не исключил увеличения «серого» импорта на этапе донастройки логистических цепочек в условиях санкций, рассказал, растут ли поставки из Китая, куда вывозится сибирский лес и почему это сложно предотвратить, а также объяснил самые популярные схемы незаконного ввоза в РФ автомобилей.

«Мировую кооперацию тоже можно использовать как оружие»

Олег Галинурович, как санкции США и ЕС повлияли на ввоз продукции из-за рубежа? Фиксируете ли вы рост «серого» импорта, и по каким товарам это особенно заметно? Какие меры предпринимаются ФТС в связи с этим?

Федеральная таможенная служба в ручном режиме занимается настройкой нынешних механизмов. Мы попали в новую правовую реальность. Указы президента, постановления правительства — всё это формирует нормативную среду, в которой мы сегодня работаем. Мы предполагаем, что «серый» импорт на этапе донастройки логистических цепочек, наверное, будет. Как только будут приняты соответствующие решения, логистические цепочки будут узаконены, и «серый» импорт уйдет. Участники внешнеэкономической деятельности прекрасно понимают, что в нынешних условиях нарушать таможенное законодательство крайне невыгодно.

Сегодняшняя логистика зависит от многих факторов: это работа банковских учреждений за рубежом, таможенное оформление, сроки поставок. От момента заключения контракта до поставки продукции в нашу страну может проходить до нескольких месяцев. В целом структура импорта как такового, номенклатуры всей этой продукции, думаю, будет понятна в течение месяца-двух. Сказать сегодня, какая именно номенклатура будет перемещаться под видом «серого» импорта, пока довольно сложно.

Женщина в аптеке
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

— Как сегодня решается вопрос с задержками поставок жизненно важных для людей товаров — продовольствия, лекарств — на границах?

Мы пытаемся сделать всё, чтобы ускорить таможенное оформление перемещения через границу наиболее чувствительных товаров для наших граждан: продуктов питания, медикаментов, вакцин, средств дезинфекции. Это всё относится к товарам первой необходимости, которые мы выпускаем в первоочередном порядке. Упрощенный порядок проведения контрольных процедур введен и в отношении ввозимой плодоовощной продукции (овощи, фрукты и др.).

Для поддержания стабильности поставок организован ежедневный мониторинг сроков выпуска товаров первой необходимости, проведена соответствующая настройка системы управления рисками.

Эти меры позволили ускорить прохождение грузов через границу без снижения эффективности контроля. В результате средний срок выпуска «безрисковой» товарной партии составляет порядка 52 минут, экспортной товарной партии — 27 минут.

— Поставки какой продовольственной и сельхозпродукции прекращены в Россию после 24 февраля?

— Ограничения коснулись в основном технологического оборудования и оборудования для производства электронных компонентов. Сельскохозяйственную и продовольственную продукцию нам поставляют, как правило, страны, не вошедшие в перечень недружественных. На 20 марта в нашу страну поступило порядка 3,3 млн т различных продовольственных продуктов (за исключением стран ЕАЭС) — это весь импорт продовольствия, который идет. Если сравнивать недельное поступление, с 14 по 20 марта идет рост по отдельной номенклатуре товаров (таких как мясо, рыба, молочные продукты, чай, кофе, консервированные овощи). Учитывая, что основным поставщиком продовольствия, в том числе мясной и молочной продукции, остается Белоруссия, думаю, мы в этом отношении сильно не просядем. Поставки по молочной продукции за неделю с 14 по 20 марта выросли на 48%, по рыбе — на 16%.

Наиболее чувствительное сегодня — это капуста, картофель, морковь, свекла, «борщевой набор», но думаю, что и здесь нам бояться нечего.

Женщина в продуктовом магазине
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— То есть дефицита продовольствия у нас не будет?

Дефицита быть не должно, и мы всё зависящее от нас для этого делаем.

— А картофель откуда сейчас к нам поступает?

Из Азербайджана, идут поставки и из Белоруссии. В последние годы значительную часть посевного картофеля мы закупали за рубежом. Это было выгодно. Кооперация была такова, что в нее были вовлечены все страны. Мы даже не думали сами, что настолько глубоко в этом, мягко говоря, увязнем, но видите, такая штука эта мировая кооперация — ее тоже можно использовать как оружие.

«Наказаний в таких ситуациях мы стараемся избегать»

— Заметили ли вы рост импорта из Китая?

— Уходят одни организации и компании, приходят другие. Китай не поддержал санкции против нас, является нашим стратегическим партнером, он поставляет нам достаточно разнообразную номенклатуру товаров. Если европейские компании, осуществляющие у нас производство молочной продукции, соков, Coca-Cola и прочие, уйдут с нашего рынка, конечно, их место займут китайские компании в том числе. Они ведут себя достаточно активно.

Девушка выбирает смартфон в салоне связи
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

— А если говорить о поставках смартфонов — вырос ли китайский импорт?

— Если рассматривать смартфоны как чувствительную продукцию для нашего потребителя, наверное, нет. Если рассматривать их с точки зрения контрабандных поставок в нашу страну, то это немного другая ситуация. Попытки контрабандного ввоза смартфонов, иной цифровой продукции, гаджетов были всегда, есть и будут. Крупные задержания в 2021 году мы проводили на Новосибирской таможне: там были попытки ввоза смартфонов через аэропорт Толмачево. Ежегодно растет количество возбужденных уголовных и административных дел в связи с выявлением большего количества преступлений.

Также в 2021 году через тот же аэропорт пытались ввезти с нарушением законодательства принтеры из Кореи примерно на 115 млн рублей, различные комплектующие к ним, смартфоны и иную цифровую технику на сумму более чем 100 млн рублей. Южное таможенное управление пресекло контрабандное перемещение аппаратуры для майнинга — бывшие в употреблении компьютеры, около 13 тыс. штук, стоимостью порядка 1 млн рублей. В целом товарооборот в связи с пандемией и ограничениями, введенными сейчас, падает, но думаю, что, как только пройдет определенная истерия, те, с кем мы работали, продолжат взаимодействовать с нами, либо это место займут другие. Долгое время ниша пустовать не будет.

— В каких объемах контрабанда сегодня перевозится воздушным транспортом? Сколько случаев было выявлено в прошлом году?

— По перемещению контрабанды воздушным транспортом в прошлом году было возбуждено 204 уголовных дела. В основном это касалось физических лиц, так как воздушным транспортом перевозятся, как правило, ювелирные изделия, дорогостоящие часы, товары народного потребления, небольшая бытовая техника. Если они везутся как товары для личного пользования, то декларированию не подлежат. Сказать, что воздушный транспорт из года в год дает прирост по преступлениям, наверное, нельзя, как и то, что там используются сложные противоправные схемы. Это скорее разовые акции, но не площадка для использования организованными преступными группами.

Самолет на стоянке аэропорта
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

— Какая доля контрабанды пришлась на бортпроводников и пилотов?

— Я в таможенных органах работаю с 2018 года. На моей памяти был единичный случай, связанный с участием в преступной деятельности членов экипажа одной из авиакомпаний.

— Вы имеете в виду «Аэрофлот»?

— Не хотел бы называть конкретную авиакомпанию. Могу сказать, что речь шла о перевозке гашишного масла. Этим занимались четыре бортпроводницы, было возбуждено уголовное дело, вынесены приговоры. Трое находятся под стражей, одна в розыске.

В целом таможенными органами сегодня принимаются меры, чтобы немного уйти в сторону от формализма при принятии решений о возбуждении административных и уголовных дел. Понятно, что мы обязаны принимать те или иные решения при наличии признаков правонарушений и преступлений, но есть и реальная обстановка, в которой мы живем на сегодняшний день. Например, турист возвращается из-за рубежа, выбрав авиаперелет. Самолетом можно перевозить не декларируя $10 тыс. Но вдруг он решил поменять вид транспорта — поехать поездом по независящим от него причинам, и тут он подпадает под административное правонарушение, так как на этом виде транспорта разрешается ввозить только $1,5 тыс. Наказаний в таких ситуациях мы стараемся избегать.

«Затарить Россию «Мерседесами» бесконтрольно не получится»

— Планируется ли снижение таможенных пошлин на ввоз комплектующих в этом году, необходимых для микроэлектронных, радиоэлектронных производств? Если да, то каких?

— За эту работу отвечает Минэкономразвития. Оно занимается корректировками таможенных пошлин. По достаточно широкой номенклатуре сейчас готовятся предложения об обнулении таможенных пошлин, для того чтобы она завозилась в страну. Я не хотел бы называть номенклатуру, пока конкретных решений нет.

Посетитель в автосалоне
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

— ФТС периодически отчитывается о раскрытии схем незаконного ввоза и реализации автомобилей в России. Какая сегодня самая распространенная схема?

— Всё новое — хорошо забытое старое. Наиболее распространенные схемы сегодня — это незавершение транзита. Например, идет транзит машин из Грузии через Россию, но они не доходят до конечного пункта, оседая на территории РФ. По состоянию на 31 декабря 2021 года 16,5 тыс. легковых автомобилей, ввезенных на территории ЕАЭС из Абхазии в качестве транспортных средств международной перевозки, не вывезены в установленные сроки.

Также сотрудники ФТС сталкиваются с перемещением автомобилей под видом запасных частей, незавершением процедуры таможенного транзита легковых автомобилей, ввозимых на территорию ЕАЭС из Грузии (так называемая схема «лжетранзита»), незаконным использованием на территории РФ временно ввезенных транспортных средств из Республики Армения, беспошлинным ввозом автомобилей лицами, получившими статус переселенцев. При этом регистрация переселенца на территории России является фиктивной, а беспошлинно ввезенный автомобиль в течение нескольких дней перепродается фактическим заказчикам (схема с использованием «лжепереселенцев»).

В каких регионах России чаще всего штрафуют и накладывают взыскания за незаконный ввоз автомобилей? Сравниваете ли вы в принципе эти показатели по регионам?

75% преступлений, связанных с незаконным перемещением автомобилей, в 2021 году выявлено в Южном (возбуждено 23 уголовных дела по ст. 194 УК РФ, предметами преступления по которым являлось 51 транспортное средство), Центральном (21 уголовное дело, 26 ТС) и Приволжском (23 уголовных дела, 23 ТС) федеральных округах.

С начала этого года ввозимые электромобили облагаются пошлиной в размере 15%. Фиксировали ли вы спад их импорта?

— Если говорить о физических лицах, то он немного сократился. За два месяца 2022 года физлица ввезли меньше, чем в 2021 году (количество снизилось с 641 до 501 штуки). Граждане ввозят подержанные автомобили, в том числе средний сегмент. Брендовые сегменты ввозят юридические лица — здесь наблюдается рост, несмотря на то что пошлина с 1 января 2022 года выросла с 0% до 15%. С начала года по 8 марта юридическими лицами в Россию ввезено 277 электромобилей, тогда как за аналогичный период прошлого года их было меньше — 86 электромобилей. Среди популярных брендов — BMW, Mercedes, Porsche, Jaguar, Audi.

Новые автомобили на таможне
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

— В этом году этот импорт прекратится: многие автоконцерны отказываются от поставок.

— На какое-то время, скорее всего, да. Не исключаем попыток теневого ввоза автомобилей, поэтому выстраиваем свои фильтры на этих направлениях. Я думаю, что затарить Россию «Мерседесами» бесконтрольно не получится.

«Уверен, снижения качества контроля не произойдет»

— В начале февраля этого года в Госдуму внесли проект, разрешающий ФТС проверять автомобили на всей территории России без привлечения сотрудников ГИБДД. Какие перспективы у этого проекта, что он даст?

— На участках границы, где мы работали, и имели право это делать без привлечения ГИБДД, работа шла достаточно эффективно. Контрабанда не заканчивается на линии государственной и таможенной границы, потому что груз должен быть доставлен конечному получателю, и где бы его ни задержали — на границе или в Московской, Ленинградской областях — он не перестает быть контрабандным грузом. Практически так работает весь мир, таможенные органы имеют право останавливать транспортные средства для проведения досмотров на всей территории страны. Новая норма даст нам право оперативнее работать с нарушающими закон участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками, возбуждать в отношении них уголовные дела.

Ранее у нас была критическая ситуация с перемещением через границу табачной продукции. Значительное количество контрабандных поставок шло из-за рубежа. Мы задерживали в 2020 году крупные партии из ОАЭ — почти 1,5 млн пачек сигарет на десятки миллионов рублей, а также в 2020 и 2021 годах — из Литвы и Латвии, менее дорогие сигареты, но большими партиями (более 2 млн пачек). Мы ничего не могли сделать с этой ситуацией. Часто сталкивались с тем, что в стране фактически действовал «лжетранзит» — схема, при которой товары должны следовать транзитом через территорию России, а на деле вводились в торговый оборот в РФ при фиктивном закрытии таможенной процедуры транзита в государствах убытия товаров.

Рынок нелегальных сигарет в ЕАЭС — это порядка 57% сигареты союза, а не поступающие извне. Из этих 57% порядка 90% — белорусские сигареты. Мы работаем с коллегами по этому вопросу, но проблема заключалась в том, что до вынесения официальных решений по административным и уголовным делам, допустим, в Киргизии, где закрывался таможенный транзит, белорусские коллеги не могли предъявить каких-то претензий к своим перевозчикам и производителям. Как только появится возможность возбуждения уголовных дел, то у сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов появятся основания по взысканию неуплаченных платежей в государственный бюджет и привлечению к ответственности организаторов преступных схем.

Демонстрация цифровой маркировки на табачной продукции
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

— Маркировка табачной продукции, которую ввели в 2019 году, как-то повлияла на незаконный ввоз продукции?

— Конечно повлияла: стало меньше контрафакта.

— Насколько меньше?

— Приведу пример. В Сочи есть точки, реализующие табачную продукцию. Из десяти торговых точек, которые работали до введения маркировки, порядка 40–60% этим заниматься перестали. Табаком и сигаретами, как правило, занимаются организованные преступные группы, гораздо реже — физические лица.

С 1 сентября 2021 года на площадке ЕЭК было принято решение о помещении всех экспортных партий табачной продукции, следующих через РФ и по территории ЕАЭС, под процедуру таможенного транзита. Это позволило нам контролировать перемещения продукции по стране, устанавливать сроки таможенного транзита, определять маршруты движения транспортных средств, места доставки, а также накладывать пломбы на грузовые отсеки транспортных средств.

Нелегальный рынок сигарет в России сегодня составляет 11,5% — это контрабандная и контрафактная продукция, реализуемая в стране. В абсолютных цифрах это более 20 млрд сигарет. В целом рынок табачной продукции — 230–240 млрд сигарет, по оценкам независимых экспертов.

В 2020 году таможенными органами было задержано контрафактной табачной продукции на 780–800 млн рублей (14 млн пачек), в 2021 году — на 1,8 млрд (21 млн пачек). Цифры — это объем продукции, которая проходит по уголовным и административным делам, он зафиксирован официально. В этом году снижения, вероятно, не будет. Но к развитию ситуации мы готовы, все возможные схемы перемещения видим. Да, придется ввести коррективы с учетом нынешней мировой ситуации, с учетом новых правовых реалий, но уверен, что снижения качества контроля не произойдет.

«Не всегда удается предотвратить вывоз леса»

— Как сложившаяся ситуация скажется на трансграничной розничной торговле? Вырастут или снизятся ее объемы и насколько?

Что будет в новых реалиях — пока непонятно, но в целом у нас идет ежегодный рост трансграничной торговли. Если в 2020 году было где-то 219 млн почтовых отправлений, то в 2021 году — 230 млн. Объемы, думаю, будут расти. Люди всё равно будут что-то покупать. Изменить этого нельзя, поэтому увеличение будет идти независимо ни от чего.

С ростом трансграничной интернет-торговли участились случаи перемещения запрещенных товаров, а также товаров с указанием недостоверных сведений о них и их стоимости. Таможенными органами за 2021 год возбуждено около 450 уголовных дел по фактам перемещения запрещенных товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях или доставляемых экспресс-перевозчиками. Основная категория запрещенных товаров, как правило, — это наркотические средства, психотропные вещества, лекарственные препараты, предметы военной экипировки и др.

— Что бы вы посоветовали покупателям зарубежных интернет-магазинов, которые, с одной стороны, не хотят быть обманутыми, а с другой — попасть под пристальное внимание правоохранительных органов?

— Чтобы не быть обманутыми, надо осуществлять покупки товаров только на известных торговых площадках. Правда, некоторые из них ушли с нашего рынка. Предпочтительнее использовать мобильные приложения, чтобы не наткнуться на мошеннические сайты. Чтобы не попасть в поле зрения правоохранительных органов, надо быть очень внимательным и понимать, что перемещение наркотических веществ, лекарственных средств посредством интернет-сообщений (я имею в виду экспресс-доставку), международных почтовых отправлений запрещено. Когда вы покупаете препарат, нужно очень внимательно читать, что в его составе. Незнание закона не освобождает от ответственности.

Погрузка круглого леса в вагоны на частном лесоперерабатывающем предприятии
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Сколько случаев нелегального сбыта продукции лесного комплекса вы фиксируете сегодня?

— Одна из задач, которые мы ставили перед собой по лесному комплексу, — создавать барьеры и препятствия для незаконного вывоза древесины. В 2020 году мы задержали около 1 тыс. кубометров древесины, которую планировали вывезти. В 2021 году эта цифра выросла до 20 тыс. кубометров.

— Куда ее вывозят?

В Китай. Он один из основных потребителей продукции лесного комплекса. Сибирское таможенное управление в 2021 году задержало порядка 60 контейнеров на 37 платформах общим объемом перемещаемого товара где-то порядка 11,5 тыс. куб. м.

— Что вывозят? Кругляк?

— Порядка 3 тыс. — это кругляк, 8 тыс. — пиломатериалы.

Расскажу об одном из ухищрений, которое применялось. Например, участник внешнеэкономической деятельности заключает договор с владельцем делянки — она обозначена во всех документах. Вывозится лес, определенные объемы списываются. В ходе проверок выясняется, что у отдельных делянок очень неудобная логистика, большие расстояния до мест переработки. По документам лес заготавливается именно на них, а фактически вырубки на этих участках нет. На деле же оказывается, что лес вырубается в удобных местах с хорошей логистикой, то есть налицо его незаконное приобретение.

Направлениями, которые я перечислил, занимаются, как правило, организованные преступные группы. Количество уголовных дел, которые мы возбуждали по таким ОПГ, за пять лет выросло в четыре раза. За последние три года это 396 уголовных дел. К сожалению, не всегда удается предотвратить вывоз леса, так как значительное количество дел возбуждается по эпизодам предыдущих лет.

Читайте также
Реклама